ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3007/21 от 01.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3007/21

УИД: 59RS0004-01-2021-004216-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2021 г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

с участием прокурора Попова Д.В.

административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1,

представителя административного истца индивидуального предпринимателя ФИО2

представителя административного ответчика администрации города Перми ФИО3,

представителей заинтересованного лица департамента земельных отношений администрации города Перми ФИО4, ФИО5,

представителей заинтересованного лица министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО6 ФИО7

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по административному иску индивидуального предпринимателя ФИО1 , индивидуального предпринимателя ФИО2 к администрации города Перми о признании нормативного правового акта недействующим,

у с т а н о в и л:

административные истцы обратились в суд с административным иском к администрации города Перми о признании недействующим постановления администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № 632 «Об утверждении проектов планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми» в части образования земельных участков (кадастровый номер и земельного участка (кадастровый номер ), расположенных по адресу <Адрес>, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером и встроенных помещений в здании, расположенного по адресу <Адрес>.

Оспариваемым постановлением предусмотрен раздел земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка: (кадастровый номер и земельный участок (кадастровый номер )

Административные истцы, со ссылкой на заключение специалиста считают, что раздел земельного участка произведен с нарушением земельного законодательства, поскольку приямки оконных проемов подвальных и цокольных этажей здания, крыльцо, расположенное на уровне первого этажа и обеспечивающее вход в здание, в том числе для малогабаритных групп населения, навесы перед входами в помещение расположены на земельном участке с кадастровым номером , само здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ; также при изъятии земельного участка нарушены требования пожарной безопасности, что приводит к невозможности использования здания, расположенного по адресу <Адрес>.

На основании положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, заявлены вышеуказанные требования.

Административный истец ИП ФИО1 на доводах и основаниях, изложенных в иске, дополнительных письменных пояснениях, настаивал в полном объеме.

Представитель административного истца ИП ФИО2 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, указал на незаконность оспариваемого постановления, поскольку оно противоречит Генеральному плану г. Перми.

Представитель административного ответчика администрации г. Перми в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта соблюден, принят в пределах полномочий, процедура публичных слушаний проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, оспариваемым актом каких-либо прав и законных интересов истцов не нарушено, документация по планировке территории соответствует Генеральному плану.

Представители заинтересованных лиц Департамента земельных отношений администрации города Перми, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявленными требованиями выразили несогласие, поддержав позицию административного ответчика.

Заинтересованные лица ФИО8, ФИО9, ООО «Левингстон Девелопмент» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, мнение по иску не представили.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав доказательства, представленные сторонами в материалы дела, заключение прокурора о том, что требования подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят без учета положений действующего законодательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с положениями п. 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

В соответствии с положениями ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

Видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

В соответствии с положениями ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:

1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;

2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом;

3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;

5) схему границ территорий объектов культурного наследия;

6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;

7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);

10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;

11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

12) обоснование очередности планируемого развития территории;

13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.

В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с положениями ст. 45 Градостроительный кодекс Российской Федерации, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.

В соответствии с положениями ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи. (ч.4)

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. (ч.10).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В соответствии с положениями ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям, в числе прочих автомобильные дороги местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в числе иного, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа.

В соответствии с положениями ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

В судебном заседании установлено, что Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 утвержден Генеральный план города Перми, включающий в себя, в числе прочего, карту 2.1. Развитие улично-дорожной сети, иных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры. Первый и второй этапы (2011-2016 годы и 2017-2022 годы) и на перспективу.

В соответствии с подглавой 1 Главы 8 «Объекты капитального строительства транспортной инфраструктуры», следует, что описание мероприятий по размещению объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры на первый этап реализации Генерального плана (2011-2016 годы) приведено в таблице 21, второй этап - с 2017 года до конца 2022 года – таблица 22.

В соответствии ч. 11 главы 1 Генерального плана г. Перми, при подготовке проекта плана реализации Генерального плана, проекта внесения изменений в план реализации Генерального плана мероприятия на первый этап, определенные в главе 5, и на второй этап, определенные в таблицах 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 35, 36, 39, могут уточняться в части состава мероприятий, содержания действий, изменения соотношения мероприятий по этапам реализации Генерального плана.

Таблицей 22, под индексом Тр-5е предусмотрено мероприятие по реконструкции Комсомольского проспекта, 34 (перед зданием Промстройпроекта) по устройству малого общественного пространства.

ФИО2, ФИО1, на праве общей долевой собственности (; , соответственно) принадлежит земельный участок с кадастровым номером (л.д. 126-127, 129-132 т.1).

ФИО1 на праве общей долевой собственности ( доля в праве) принадлежит помещение, площадью кв.м., расположенное в здании с кадастровым номером по адресу <Адрес> (л.д.133-134т.1).

ДД.ММ.ГГГГ начальником департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято распоряжение о подготовке проектов планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми (л.д.110 т.2).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми проект планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми направлен для согласования заинтересованным лицам (л.д.114-115 т.2).

Из выводов заключения по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства РФ, утвержденного 24.07.2019 начальником департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, следует, что рекомендуется принять решение о проведении публичных слушаний по проектам планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми (л.д.116-120 т.2).

Постановлением Главы города Перми от 26.07.2019 № 88, с учетом изменений внесенных постановлением от 21.08.2019 № 106, назначены публичные слушания по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми (л.д.121, 122 т.2).

Из протоколов собрания участников публичных слушаний по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми, следует, что публичные слушания проведены 21.08.2019, 16.09.2019 года.(л.д.123-125, 126-135, 136-141, 144-147 т.2 )

По итогам проведенных публичных слушаний составлены предложения и замечания от участников публичных слушаний (л.д. 148-174 т.2).

26.09.2019 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (л.д.175-214 т.2).

Постановлением Администрации г. Перми от 03.10.2019 № 632 утверждены проекты планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми. (л.д. 215-216 т.2)

Из п. 1.3 проекта планировки территории, предусматривающим мероприятия по реализации проекта планировки следует, что в отношении территории 9, индекс мероприятия согласно Генеральному плану ТР-5е, для реконструкции улично-дорожной сети, необходимы мероприятия с устройством малого общественного пространства. (л.д.3 об. т.3)

Проектом межевания предусмотрено образование земельных участков, в том числе: земельного участка <Адрес>, для территории общего пользования, предназначенного для образования земельных участков в целях размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и земельного участка под административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения, организации. Экспликация образуемых и изменяемых земельных участков <Адрес> (л.д.26-33 т.3).

Из чертежа межевания территории (чертеж 1 лист 4) следует, что земельный участок с кадастровым номером отнесен к земельным участкам, подлежащим изменению, из указанного земельного участка образуются два земельных участка и , земельный участок подлежит резервированию и изъятию для государственных и муниципальных нужд ( л.д. 61 оборот т.3).

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлены объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м с видом разрешенного использования: земельный участок (территории) общего пользования и земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м с видом разрешенного использования: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации, для объектов общественно-делового значения, образованные из земельного участка с кадастровым номером (л.д. 200-205, 206-216 т.3).

Из схемы конструктивных и планировочных решений (схема №5. Лист 9. Территория 9) следует, что в планируемом профиле Октябрьской площади предусмотрено размещение линейных объектов, создание общественного пространства (л.д.125 т.3)

Распоряжением заместителя главы администрации города Перми – начальника департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок , согласно экспликации земельных участков, подлежащих резервированию и изъятию для государственных и муниципальных нужд, площадью кв.м., расположенный по адресу <Адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером , изъят для муниципальных нужд в целях реконструкции улично-дорожной сети.(л.д.155-158 т.1).

Также в судебном заседании установлено, что постановление о назначении публичных слушаний было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 54 от ДД.ММ.ГГГГ, который является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Перми официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Перми, развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, в соответствии с Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

По итогам проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности от 26.09.2019 № 21-дпт опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 72 от 01.10.2019 г.

Оспариваемое Постановление администрации г. Перми от Перми от 03.10.2019 № 632 «Об утверждении проектов планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми», опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 74 от 08.10.2019 г. в связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия.

Принимая оспариваемое постановление в целях реализации мероприятия Тр-5е, предусмотренного Генеральным планом города Перми, образования земельных участков, подлежащих резервированию и изъятию для государственных и муниципальных нужд, включения в перечень изымаемых участков части земельного участка с кадастровым номером административным ответчиком учтены положения Генерального плана г. Перми предусматривающего необходимость реализации мероприятия по реконструкции <Адрес> (перед зданием Промстройпроекта) по устройству малого общественного пространства.

Положениями Генерального плана города Перми предусмотрено мероприятие по реконструкции <Адрес> (перед зданием Промстройпроекта) по устройству малого общественного пространства, аналогичные мероприятия предусмотрены и проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации г. Перми от 03.10.2019 № 632, что отражено, в проекте планировки территории, в схеме конструктивных и планировочных решений территории 9.

Установление планируемых к размещению линейных объектов, их реконструкция определяется Генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 6 ноября 2003 г. №387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. № 242-О, следует, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на таком участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях, и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статьи 239.2, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).

Оценивая доводы административных истцов о том, что постановление оспариваемой части принято с нарушением земельного законодательства, поскольку приямки оконных проемов подвальных и цокольных этажей здания, крыльцо, расположенное на уровне первого этажа и обеспечивающее вход в здание, в том числе для малогабаритных групп населения, навесы перед входами в помещение расположены на земельном участке с кадастровым номером , само здание расположено на земельном участке с кадастровым номер ; что приводит к невозможности использования здания, расположенного по адресу <Адрес>, судом учитывается следующие обстоятельства и нормы действующего законодательства.

Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО10, пояснила, что при подготовке оспариваемого проекта планировки и межевания, при принятии планировочного решения о разделении земельного участка с кадастровым номером , учитывались данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с которым на земельном участке, который подлежал изъятию каких-либо объектов недвижимости не находится, красные линии установлены по границе объекта недвижимости- здания с кадастровым номером по адресу <Адрес>.

Из представленного административными истцами заключения, составленного ООО «ГЕО-Комплекс» следует, что общая граница земельных участков с кадастровыми номерами и не пересекает административное здание института, в ограждающих конструкциях, ограничивающих объем здания (наружные стены); пересекает конструктивные элементы административного здания института: приямки у оконных проемов цокольного этажа, крыльцо с навесом, пандусом (л.д.191-199 т.3).

Из заключения ООО «Пермархбюро» следует, что конструктивные элементы административного здания (приямки у оконных проемов подвального и цокольного этажей, крыльцо расположенное на уровне первого этажа и обеспечивающее вход в здание, в том числе для маломобильных групп населения, навесы перед входами в помещения) расположены на земельном участке с кадастровыми номерами . Само здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , чем нарушен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО11 пояснила, что конструктивные элементы административного здания института, расположенного по адресу: <Адрес> приямки у оконных проемов цокольного этажа, крыльцо с навесом, пандус, расположены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования.

На основании вышеизложенных обстоятельств, судом установлено и сторонами не оспаривается, что приямки у оконных проемов подвального и цокольного этажей, крыльцо, расположенное на уровне первого этаже, навес перед входом, пандус расположены на земельном участке с кадастровым номером .

К выводам вышеуказанных заключений специалистов о допущенных, административным ответчиком, нарушениях требований законодательства при подготовке проектов планировки и межевания территории, в части разделения земельного участка, принадлежащего административным истцам, нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, суд относится критически, поскольку правовые вопросы относятся исключительно к компетенции суда, вопросы относительно пожарной безопасности относятся к компетенции специалистов данной области, к которым специалисты в области землеустройства, подготовившие вышеуказанные заключения, не относятся, доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.

Из раздела № 3 части 7 документации по планировке территории, материалов по обоснованию, приложения – концепции малых общественных пространств ( л.д. 130 об, 134-137 об. том 3) следует, что территория перед общественным зданием не требует масштабных преобразований, предполагается более четкое зонирование территории: зону парковки для арендаторов желательно предусмотреть в другом месте- во внутреннем дворе или в радиусе доступности, также предлагается рассмотреть возможность организации парковочного пространства в нижнем уровне рельефа, на верхней террасе организовать удобную пешеходную зону с велопарковками; зону транзитного движения пешеходов, для входа-выхода в здание; зону кафе. Данные зоны отделить от проезжей части Комсомольского проспекта видоизмененными трибунами-клумбами. Предложено использовать как зоны рекреации, добавить на газон покрытие из бетонной газонной плитки и разместить небольшие скамейки для отдыха, дополнить кустарниками.

Из представленного, административными истцами, заключения специалиста, составленного ООО «БТИ» следует, что в результате изъятия земельного участка с кадастровым номером , будут нарушены требования пожарной безопасности, все нарушенные, в результате изъятия требования по пожарной безопасности предъявляются к собственникам здания, подразумевая, что прилегающие к зданию земельные участки относятся юридически к зданию. Отторжение участка граничащего с эвакуационным фасадом объекта защиты повлечет последствия, которые создадут угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании и не позволит собственникам здания влиять на данные последствия. Суд критически относится к указанному заключению, поскольку выводы специалиста носят предположительный характер, составлены без учета концепции малых общественных пространств, которой не предусмотрено масштабных преобразований земельного участка с кадастровым номером .

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Таким образом, для случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, разрешение на использование земельного участка не требуется.

Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300.

Согласно пунктам 4, 4(1) указанного Перечня в него включены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. Пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.

Понятие «элементы благоустройства» приведено в пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и представляет собой декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

В соответствии с положениями п. 9.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

В соответствии с положениями п. 2.1.10 Правил благоустройства территории города Перми, входная группа - набор конструкций, состоящий из архитектурных элементов, которые образуют единую законченную композицию для создания оформленного в едином стилистическом решении дверного проема здания, строения, сооружения (крыльца, входная площадка, наружный тамбур, ступени, ограждения, козырьки, приямки, пандусы или подъемные устройства для маломобильных групп населения).

В соответствии с положениями «ГОСТ Р 58033-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.12.2017 № 2031-ст, приямок: углубление в земле, примыкающее к внешней стене здания, которое обеспечивает доступ света и воздуха в помещения подвальной части.

Системный анализ приведенных норм в их взаимной связи позволяет суду сделать вывод о том, что крыльцо, приямки, пандус являются элементами благоустройства и в целях их обустройства, не требуется разрешение на использование земельного участка и установления сервитута, в связи с чем расположение указанных объектов благоустройства на территории общего пользования ни коим образом не нарушает права административных истцов, поскольку не влечет за собой ни каких негативных правовых последствий.

Доводы административных истцов о нарушении административным ответчиком требований действующего законодательства, в части разделения земельного участка, принадлежащего административным истцам, таким образом, что приямки, крыльцо и пандус находятся на земельном участке общего пользования, являются несостоятельными по вышеуказанным мотивам.

Доводы административных истцов о допущенном нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, в части несоответствия выводов заключения по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства РФ, утвержденного 24.07.2019 начальником департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку данные доводы основаны на аналогичной позиции административных истцов несоответствия оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства, оценка которым дана судом выше.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования административных истцов о признании недействующим Постановления Администрации г. Перми от 03.10.2019 № 632 «Об утверждении проектов планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми» в части образования земельных участков (кадастровый номер и земельного участка (кадастровый номер ), расположенных по адресу <Адрес>, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 , индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Перми о признании не действующим постановления администрации города Перми от 03.10.2019 № 632 «Об утверждении проектов планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми» в части образования земельных участков (кадастровый номер ) и земельного участка (кадастровый номер ), расположенных по адресу <Адрес>, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.В. Подгайная

Копия верна, судья

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-3007/2021.