Копия 16RS0051-01-2021-004230-03 СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН П.Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00 http://sovetsky.tat.sudrf.ru РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Казань 2 июня 2021 года Дело 2а-3008/2021 Советский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Шадриной Е.В. при секретаре судебного заседания Мироновой Д.А. с участием: представителя административного истца Петровой О.С., представителя административного ответчика Ишмакова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений РТ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений РТ (далее также административный ответчик, Министерство), указывая, что в ноябре 2020 года он обратился в Министерство с заявлением (ходатайством) об изменении категории земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего ему на праве собственности, в земли населенных пунктов согласно требованиям Административного регламента, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений РТ <номер изъят> от <дата изъята>. В ответ на данное ходатайство в адрес административного истца поступило письмо <номер изъят> от <дата изъята> с разъяснением положений законодательства об изменении категорий земель, а также изменении видов разрешенного использования. Между тем, согласно Административному регламенту Министерство в ответ на ходатайство ФИО1 должно было принять решение об удовлетворении его ходатайства об изменении категории земель либо об отказе в удовлетворении данного ходатайства. В этой связи административный истец просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика и обязать его рассмотреть указанное в иске заявление (ходатайство) в установленном законом порядке. Представитель истца в судебном заседании поддерживала заявленные исковые требования, поясняла суду, что в качестве примирения предлагает Министерству земельных и имущественных отношений РТ в дополнение к ранее направленному письму сейчас даст ответ на ходатайство ФИО1 об изменении категории земель согласно требованиям Административного регламента по существу (в том числе об отказе в рассмотрении его ходатайства). Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, в ответ на предложение представителя административного истца довел до суда позицию Министерства, согласно которой дополнительного ответа на ходатайство ФИО1 даваться не будет; полагает, что ранее направленное письмо в его адрес содержит исчерпывающий ответ с разъяснением порядке перевода земель из одной категории в другую и указанием на возвращение документов заявителю, что фактически означает отказ в рассмотрении ходатайства. Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено должностное лицо, подписавшее письмо от <дата изъята>, направленное в ответ на заявление административного истца, - первый заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ ФИО5. В судебное заседание по делу он не явился, согласно пояснениям представителя Министерства земельных и имущественных отношений РТ был извещен о слушании дела надлежащим образом. Изучив заявленные требования и их основания, исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и установив нормы права, подлежащие применению в данном деле, суд приходит к следующему. В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Указанные землииспользуются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В соответствии с положениями статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности из земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По данному делу установлено, что <дата изъята>ФИО1 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений с ходатайством по установленной форме о переводе земельного участка, расположенного на территории Высокогорского района РТ, площадью 92,18 га (состоящего из участков с кадастровыми номерами <номер изъят> принадлежащего ему на праве собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов. В ответ на данное ходатайство Министерством было направлено в адрес ФИО1 письмо от <дата изъята><номер изъят> за подписью первого заместителя министра ФИО5. Письмо было озаглавлено как «О включении земельных участков в границы населенных пунктов». В данном письме указано, что, рассмотрев документы об изменении категории земельных участков в земли населенных пунктов, «Министерство в пределах своей компетенции считает возможным отметить следующее». И далее приведены положения Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (с приведением норм, регулирующих вопросы изменения видов разрешенного использования земельного участка), а также Градостроительного кодекса РФ (относительно порядка подготовки и утверждения генерального плана поселения). В конце письма указано – «В связи с изложенным возвращаем представленные документы». Административный истец полагает, что поданное им по установленной форме, согласно требованиям действующего Административного регламента, ходатайство об изменении категории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, не было рассмотрено Министерством в установленном законом и Административным регламентом порядке, результаты его рассмотрения не были оформлены в порядке, установленном данными нормативными актами. Рассматривая доводы административного истца и его требования, суд исходит из следующего. Положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено следующее. Ходатайство (о переводе земель из одной категорию в другую) направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. При этом в рассмотрении ходатайства может быть отказано лишь в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (часть 2). Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3). Во всех иных случаях по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4) (статья 3 Федерального закона) Статья 4 Федерального закона в свою очередь указывает на основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. К таковым, в частности, относятся: установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод (пункт 1) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3). При этом статья 7 Федерального закона определяет, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Приказом Минземимущества РТ от 16.12.2019 N 648-пр утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по переводу земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Пункт 2.3 данного Административного регламента указывает, что результатом предоставления государственной услуги, предусмотренной регламентом, является Постановление КМ РТ о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию либо об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию или письмо об отказе в рассмотрении ходатайства и прилагаемых к нему документов. Пункт 2.8 содержит исчерпывающий перечень для отказа в рассмотрении ходатайства, к которым относятся: 1. С ходатайством обратилось ненадлежащее лицо. 2. К ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, в то же время, являются: 1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. Из анализа приведенных положений закона и подзаконного нормативно-правового акта следует, что ходатайство гражданина о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель должно быть рассмотрено Министерством земельных и имущественных отношений РТ и в результате такого рассмотрения должно быть вынесено одно из трех процессуальных решений: Постановление КМ РТ о переводе земельного участка в другую категорию, Постановление КМ РТ об отказе в переводе земельного участка в другую категорию либо письмо Министерства об отказе в рассмотрении ходатайства и прилагаемых к нему документов. Любое из принятых решений должно быть мотивировано соответствующим образом, со ссылками на основания принятия такого решения, предусмотренные Федеральным законом №172-ФЗ и Административным регламентом. В частности при отказе в рассмотрении ходатайства должно быть указано одно из оснований, приведенных в части 2 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ и пункте 2.8 Административного регламента. Однако письмо, направленное Министерством ФИО1, суд не может расценить как одно из процессуальных решений, принятых по его ходатайству о переводе земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, поскольку оно не содержит формулировок, отражающих согласно требованиям Административного регламента один из предусмотренных результатов предоставления государственной услуги. В частности не указано в письме на отказ в рассмотрении ходатайства и приложенных к нему документов. Имеется лишь не предусмотренное требованиями Административного регламента указание на возвращение представленных документов. Ссылок на прямо предусмотренные Федеральным законом №172-ФЗ и Административным регламентом основания для отказа в рассмотрении ходатайства (так и основания для отказа в удовлетворении ходатайства) указанное письмо не содержит, не разъясняя, таким образом, подателю, по каким конкретно основаниям ему возвращаются поданные документы, а также что означает возвращение документов – отказ в рассмотрении ходатайства или отказ в удовлетворении данного ходатайства. Также следует отметить, что письмо озаглавлено как «О включении земельных участков в границы населенных пунктов», тогда как ФИО1 обращался в Министерство с заявлением (ходатайством) о переводе земель из одной категории в другую, что не является равнозначным. Кроме того, часть рассматриваемого письма посвящена вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка, что не соответствует предмету заявленного ФИО1 ходатайства, так как исходя из положений земельного законодательства категории земель не равны видам разрешенного использования земельных участков. Другая часть письма рассматриваем вопросы подготовки и утверждения генерального плана поселения, что также не имеет прямого отношения к заявленным административным истцом требованиям. Доводы представителя административного ответчика о том, что направлением указанного письма Министерство фактически отказало в рассмотрении ходатайства ФИО1, не могут подменить собой необходимость вынесения процессуального решения по ходатайству административного истца в одной из форм, предусмотренных Административным регламентом, с приведением необходимых оснований такого решения. В то же время суд считает необходимым отметить следующее. Доводы представителя Министерства сводятся к тому, что перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов не может быть произведен до включения данных земельных участков в границы населенных пунктов. Данные доводы основаны на положениях статьи 7 Федерального закона №172-ФЗ, предусматривающих ограничения на перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в другие категории. Нарушение ограничений перевода земель из одной категории в другую, в свою очередь, в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона предусмотрено в качестве основания для отказа в переводе земель из одной категории в другую, а не основания для отказа в рассмотрении ходатайства о таком переводе. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из указанной нормы права следует, что для удовлетворения заявленных требований и признания действий (бездействия) незаконными необходима не только их противоправность, но и нарушение ими прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. Такая совокупность условий для признания наличия со стороны Министерства земельных и имущественных отношений РТ незаконного бездействия, выразившегося в нерассмотрении ходатайства ФИО1 в установленном законом порядке, установлена, поскольку указанное ходатайство о переводе земель из одной категорию в другую не было рассмотрено административным ответчиком в установленном законом и Административным регламентом порядке, что привело к нарушению прав административного истца на принятие надлежащего и понятного решения по заявленному им ходатайству. Исходя из изложенного административный иск ФИО1 подлежит удовлетворению, в целях устранения нарушения его прав на административного ответчика следует возложить обязанность рассмотреть ходатайство ФИО1 от <дата изъята> в установленном законом порядке. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, РЕШИЛ: Административный иск ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений РТ, выразившееся в нерассмотрении ходатайства ФИО1 от <дата изъята> о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в установленном законом порядке. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений РТ рассмотреть ходатайство ФИО1 от 04.12.2020 о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья подпись Шадрина Е.В. Копия верна Судья Шадрина Е.В. Мотивированное решение изготовлено 16.06.2021 |