ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/20 от 05.08.2020 Пестовского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-300/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Пестово 05 августа 2020 года

Пестовский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Андреевой С.А., с участием помощника прокурора П.<адрес>Папиной А.А., при секретаре судебного заседания Савиной В.С., с участием представителя административного ответчика Матюхиной Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора П.<адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к А. П. муниципального района о признании незаконным бездействия А. П. муниципального района Новгородской области и об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор П.<адрес> обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой П.<адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности А. П. муниципального района, по результатам которой выявлены грубые нарушения действующего законодательства в указанной сфере. В ходе проверки, проведенной прокуратурой П.<адрес> с привлечением в качестве специалистов – должностных лиц ОГИБДД ОМВД России по П.<адрес> установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги <адрес>, а именно от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес> на пер. Безымянный; от <адрес> до пересечения с <адрес>; около <адрес>,3 по <адрес>; от <адрес> до <адрес>; около <адрес>, 7б по <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес> не соответствуют требованиям государственного стандарта. Необходимо произвести их подсыпку и профилирование. Административный истец, с учетом уточненных административных исковых требований, просит суд признать бездействие А. П. муниципального района незаконным и обязать в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести подсыпку и профилирование автомобильных дорог <адрес>, а именно от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес> на пер. Безымянный; от <адрес> до пересечения с <адрес>; около <адрес>,3 по <адрес>; от <адрес> до <адрес>; около <адрес>, 7б по <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Папина А.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель А. П. муниципального района Матюхина Е.Н., действующая на основании доверенности, административные исковые требования признала частично. Предоставила акт выполненных работ и при этом пояснила, что муниципальным контрактом предусмотрен срок выполнения работ по профилированию дорог до ДД.ММ.ГГГГ. В рамках действия муниципального контракта после составления акта о выявленных недостатках от ДД.ММ.ГГГГ, часть работ по профилированию автомобильных дорог, указанных в административном иске, проведена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные административным истцом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в числе прочего выясняет: нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 17 данного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона – ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о конфессиональных соглашениях.

Правовые основания обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закона №196-ФЗ) определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона –ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона –ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ определено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 13 Приложения Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движении состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улиц. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017). Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п.1 ГОСТ Р 50597-2017 стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

При проведении прокуратурой района проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие недостатки эксплуатационного состояния автомобильных дорог:

- требуется профилирование проезжей части, посыпка ППС грунтовых дорог (улицы) <адрес>, а именно:

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес> на <адрес>;

от <адрес> до пересечения с <адрес>;

около <адрес>,3 по <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

около <адрес>, 7б по <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>;

от <адрес> до <адрес>.

Автомобильные дороги на вышеуказанным участках улиц не отвечают требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улиц. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Покрытие проезжей части требует профилирования и подсыпки.

Как следует из акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, представленного административным ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ, то есть после проведения проверки прокуратурой, произведено профилирование дорог по <адрес> (от Фабричной до Новгородской); ДД.ММ.ГГГГ проведено профилирование дорог по <адрес> (от Новгородской до Н.<адрес> (от Лесхоза до Профсоюзов).

Частью 1 ст. 22 Закона №196-ФЗ установлено, что деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила), установлен единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов П. городского поселения, утвержденным постановлением А. П. муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, автомобильные дороги, расположенные по <адрес>; <адрес> являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения П. городского поселения.

Бремя содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, дорожная деятельность в отношении указанных автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения на таких дорогах возлагается на уполномоченный орган местного самоуправления, которым является А. П. муниципального района ввиду следующего.

Пунктом 5 перечня вопросов местного значения поселения, передаваемых на осуществление А. П. муниципального района А. П. городского поселения, утвержденного решением Совета Д. П. городского поселения «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством.

Решением Совета Д. П. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГА. П. городского поселения ликвидирована.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Устава П. муниципального района, принятого решением Думы П. муниципального района от ДД.ММ.ГГГГА. П. муниципального района организует и обеспечивает исполнение полномочий по решению вопросов местного значения исполнительно—распорядительного органа П. городского поселения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления П. городского поселения федеральными и областными законами.

Непринятие органом местного самоуправления мер по устранению указанных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям, повлечь за собой наступление тяжких и трагических последствий с причинением вреда здоровью и гибелью людей: пешеходов, учащихся учебных учреждений, расположенных на вышеуказанных улицах.

Статья 39 КАС РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей и иных граждан, посещающих Пестовский муниципальный район.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.

Учитывая, что требования, заявленные в административном исковом заявлении частично административным ответчиком удовлетворены, а именно после проведенной прокурором проверки 25 и ДД.ММ.ГГГГ произведено профилирование автомобильных дорог по <адрес> (от Фабричной до Новгородской); по <адрес> (от Новгородской до Н.<адрес> (от Лесхоза до Профсоюзов), в связи с чем требования прокурора являются частично обоснованными, законными и подлежат частичному удовлетворению.

При подаче заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика – А. П. муниципального района <адрес> являющегося органом местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление прокурора П.<адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к А. П. муниципального района о признании незаконным бездействия А. П. муниципального района <адрес> и об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие А. П. муниципального района по осуществлению полномочий в области использования автомобильных дорог местного значения в границах П. городского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них в соответствии с законодательством РФ, выразившемся в нарушении п.п.п. 5.2.4 ГОСТ –Р 50597-2017.

Обязать А. П. муниципального района <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести подсыпку и профилирование автомобильных дорог <адрес>, а именно от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес> на пер. Безымянный; от <адрес> до пересечения с <адрес>; около <адрес>,3 по <адрес>; от <адрес> до <адрес>; около <адрес>, 7б по <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Пестовский районный суд путем подачи апелляционной жалобы или представления в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.А.Андреева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.