ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/20 от 16.07.2020 Солнечного районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-300/2020

27RS0010-01-2020-000523-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Солнечный 16.07.2020

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Нестерова П.А.,

представителя административного истца - помощника прокурора Солнечного района ФИО2,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Солнечного района Хабаровского края к администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействий незаконными.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Солнечного района проведен мониторинг официальных сайтов – порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Солнечного муниципального района законодательства о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, в ходе которого установлено следующее.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В ходе проверки установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края.

Пунктом 2 Требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 установлено, что региональные порталы должны обеспечивать, в том числе:

- доступ заявителей к сведениям о предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями) государственных и муниципальных услугах (исполняемых функциях), размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг (функций);

- предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями), подведомственными этим органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы).

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края.

Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», допущенные администрацией сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района, выразившиеся в не обеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронном виде. Федеральным законодателем предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона № 210-ФЗ.

Так, согласно ч.ч. 1.3,4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в нарушение положений статей 4, 5, 6, 10 Федерального закона № 210-ФЗ администрацией сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края с даты вступления в силу Федерального закона № 210-ФЗ (30.10.2010 года) до настоящего времени не обеспечена возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сети Интернет и регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде отсутствует возможность для получения муниципальных услуг, предоставляемых администрацией сельского поселения «Село Эворон».

ДД.ММ.ГГГГ главе сельского поселения «Село Эворон» внесено представление № 2-27-2020/30.

Помимо изложенного, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на федеральном уровне разработаны национальные и федеральные проекты, в том числе национальный проект «Цифровая экономика», в рамках которого реализуется Федеральный проект «Цифровое государственное управление» (паспорт проекта утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9).

Таким образом, бездействие администрации сельского поселения препятствует реализации регионального проекта Хабаровского края «Цифровое государственное управление» и, как следствие, национального проекта «Цифровая экономика».

В настоящем случае прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как несоблюдение органом местного самоуправления требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг в электронном виде нарушает права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, круг которых определить невозможно.

Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района по не обеспечению возможности получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, обязать в срок до 30.12.2020 года обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее – порталы) информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Солнечного района ФИО2 требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика глава администрации сельского поселения «Село Эворон» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования признал в полном объеме, в деле имеется письменное заявление.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ в качестве одного из основополагающих принципов предоставления государственных и муниципальных услуг закреплена возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.Пункты 2, 3 статьи 5 ФЗ № 210-ФЗ гласят, что правом заявителей при получении государственных и муниципальных услуг является получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пункт 2 части 1 статьи 6 ФЗ № 210-ФЗ закрепляет обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг устанавливаются соответствующими нормативными актами, принимаемыми в пределах компетенции соответствующим уполномоченным органом власти.

Статьей 10 Федерального закона № 210-ФЗ установлены требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

Так, при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляются:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о муниципальных услугах;

2) подача запроса о предоставлении муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Подпунктами 1, 2 пункта 1 части 3 статьи 21 ФЗ № 210-ФЗ установлено, что единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1 Положения «О федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 установлено, что федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обеспечивает, в том числе:

- доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр);

- предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.05.2012 № 139-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Развитие информационного общества в Хабаровском крае», в рамках которой реализуется региональный проект «Цифровое государственное управление», который направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024».

В соответствии с паспортом проекта он оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Часть 3 ст. 46 КАС РФ предусматривает, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Несмотря на отсутствие прямого упоминания в КАС РФ о последствиях совершения такого распорядительного действия, представляется возможным использовать аналогию процессуального закона.

В ГПК РФ последствия признания иска ответчиком регулируются следующим образом: при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 173 ГК РФ); в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ч. 4 ст. 198 ГК РФ).

Судом установлено, что признание ответчиком исковых требований не противоречит требованиям закона, не нарушает прав сторон, третьих лиц и подлежит принятию судом.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора Солнечного муниципального района Хабаровского края законно и обоснованно, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Солнечного района Хабаровского края к администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействий незаконными - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края по не обеспечению возможности получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Обязать администрацию сельского поселения «Село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края в срок до 30.12.2020 года обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее – порталы) информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Солнечный районный суд в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в течение месяца.

Судья П.А. Нестеров