ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/2016 от 12.09.2016 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

№ 2а-300/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2016 года г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Гребенщиковой Е.В.,

при секретаре Алексеенко А.В.,

с участием административного истца – прокурора, участвующего в деле, Перепёлкиной Ф.Г.,

представителя административного ответчика – Сулыма Ю.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представитель заинтересованного лица – Правительства Чукотского автономного округа – Гутенко А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа о признании бездействий Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившихся в неприменении мер по установлению границ, разработке паспортов и положений памятников природы, по определению охранных зон памятников природы, в неисполнении требований законодательства о государственном кадастре недвижимости по предоставлении сведений в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, незаконными; о возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Чукотского автономного округа, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, в котором просил суд: 1) признать бездействие Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившиеся в непринятии мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений в отношении 19-ти памятников природы, перечень которых приведен в приложении №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273 «О памятниках природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 году», незаконным; 2) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу описать и установить границы 19-ти памятников природы, перечень которых приведен в приложении №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273 «О памятниках природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 году», а именно памятника природы «Пекульнейский» (пункт 1 Перечня), «Тнеквеемская роща» (пункт 3 Перечня), «Анюйский вулкан» (пункт 4 Перечня), «Амгуэмский» (пункт 5 Перечня), «Паляваамский» (пункт 6 Перечня), «Пегтымельский» (пункт 7 Перечня), «Телекайская роща» (пункт 8 Перечня), «Озеро Аччен» (пункт 9 Перечня), «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)» (пункт 10 Перечня), «Чаплинский» (пункт 11 Перечня), «Айонский» (пункт 12 Перечня), Кекурный (городище останцев) (пункт 13 Перечня), «Пинейвеемский» (пункт 14Перечня), «Роутан» (пункт 15 Перечня), «Раучуагытгын» (пункт 16 Перечня), «Термальный» (пункт 17 Перечня), «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи» (пункт 18 Перечня), «Чегитуньский» (пункт 19 Перечня), «Восточный (Уэленские горячие ключи)» (пункт 20 Перечня); 3) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить реализацию полномочий по организации особо охраняемых природных территорий путем разработки проектов паспортов и положений 19-ти памятников природы, перечень которых приведен в приложении №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273 «О памятниках природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 году», а именно памятника природы «Пекульнейский» (пункт 1 Перечня), «Тнеквеемская роща» (пункт 3 Перечня), «Анюйский вулкан» (пункт 4 Перечня), «Амгуэмский» (пункт 5 Перечня), «Паляваамский» (пункт 6 Перечня), «Пегтымельский» (пункт 7 Перечня), «Телекайская роща» (пункт 8 Перечня), «Озеро Аччен» (пункт 9 Перечня), «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)» (пункт 10 Перечня), «Чаплинский» (пункт 11 Перечня), «Айонский» (пункт 12 Перечня), Кекурный (городище останцев) (пункт 13 Перечня), «Пинейвеемский» (пункт 14Перечня), «Роутан» (пункт 15 Перечня), «Раучуагытгын» (пункт 16 Перечня), «Термальный» (пункт 17 Перечня), «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи» (пункт 18 Перечня), «Чегитуньский» (пункт 19 Перечня), «Восточный (Уэленские горячие ключи)» (пункт 20 Перечня), и внесения в Правительство Чукотского автономного округа предложений об утверждении указанных паспортов и положений; 4) признать бездействие Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившиеся в непринятии мер по определению охранных зон памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем» и «Телекайская роща», предусмотренных приложением №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273, а также памятника природы «Мыс Ванкарем» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.08.2007 №109), незаконным; 5) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138
«Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» и представить в Правительство Чукотского автономного округа для дальнейшего согласования и передачи на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Чукотского автономного округа решения о создании охранной зоны памятника природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем» и «Телекайская роща», предусмотренных приложением №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273, а также памятника природы «Мыс Ванкарем» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.08.2007 №109); 6) признать бездействие Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившееся в непринятии мер по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы «Мыс Ванкарем» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.08.2007 №109) и «Мыс Кожевникова» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13.12.2010 №421), а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» (создан постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2014 №492 «О создании Государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын»), незаконным; 7) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в границы памятника природы «Мыс Ванкарем» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.08.2007 №109) и «Мыс Кожевникова» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13.12.2015 №421), а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» (создан постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2014 №492 «О создании Государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын»).

В обоснование иска указал, что прокуратурой округа в марте 2016 года проведена проверка исполнения Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> (далее – Департамент) законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ). Основанием для ее проведения послужило решение коллегии прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы прокуратуры <адрес> за 2015 год и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2016 год», а также обращение Отделения международной НКО «Совет Гринпис» - ГРИНПИС о нарушениях федерального законодательства при размещении положений и паспортов ООПТ регионального значения. Проведенной проверкой установлено, что Департаментом допущены нарушения федерального законодательства об ООПТ. В нарушение требований как федерального, так и регионального законодательства Департаментом не приняты меры к определению границ, а также к разработке паспортов и положений в отношении 19-ти памятников природы, перечень которых приведен в приложении №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273 «О памятниках природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 году», а именно: памятника природы «Пекульнейский» (пункт 1 Перечня), «Тнеквеемская роща» (пункт 3 Перечня), «Анюйский вулкан» (пункт 4 Перечня), «Амгуэмский» (пункт 5 Перечня), «Паляваамский» (пункт 6 Перечня), «Пегтымельский» (пункт 7 Перечня), «Телекайская роща» (пункт 8 Перечня), «Озеро Аччен» (пункт 9 Перечня), «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)» (пункт 10 Перечня), «Чаплинский» (пункт 11 Перечня), «Айонский» (пункт 12 Перечня), Кекурный (городище останцев) (пункт 13 Перечня), «Пинейвеемский» (пункт 14Перечня), «Роутан» (пункт 15 Перечня), «Раучуагытгын» (пункт 16 Перечня), «Термальный» (пункт 17 Перечня), «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи» (пункт 18 Перечня), «Чегитуньский» (пункт 19 Перечня), «Восточный (Уэленские горячие ключи)» (пункт 20 Перечня). Также в нарушение требований законодательства Департаментом не приняты меры к определению охранных зон памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем» и «Телекайская роща», предусмотренных приложением №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273, а также памятника природы «Мыс Ванкарем» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.08.2007 №109). В результате ООПТ подвергаются неконтролируемому антропогенному воздействию со стороны хозяйствующих субъектов, являющихся пользователями (арендаторами) земельных участков, на которых находятся эти территории. При этом описания местоположения границ памятников природы, определенных в постановлении Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273, явно недостаточно для обеспечения режима охраны данных территорий, необходимы точные координаты, установленные в предусмотренном законодательством порядке. Не проведение работ по определению границ памятников природы дает возможность органам государственной власти и местного самоуправления округа беспрепятственного предоставления заинтересованным лицам земельных участков, расположенных частично или полностью в границах ООПТ, в том числе для осуществления хозяйственной деятельности, противоречащей её режиму. В ходе проверки выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о границах памятника природы «Мыс Ванкарем» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.08.2007 №109) и «Мыс Кожевникова» (объявлен памятником природы постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13.12.2010 №421), а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» (создан постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2014 №492 «О создании Государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын»). Документы для занесения в государственный кадастр недвижимости, содержащие необходимые сведения об особо охраняемых природных территориях регионального значения, в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Департаментом не направлены. Изложенное свидетельствует о неисполнении Департаментом возложенных на него обязанностей по обеспечению режима ООПТ регионального значения, бездействие которого может повлечь нарушение сохранности памятников природы Чукотского автономного округа и возможную утрату ООПТ своих уникальных свойств, а также приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в части получения полной и достоверной информации об особо охраняемых природных территориях регионального значения, образованных на территории Чукотского автономного округа.

В поступивших в суд возражениях на административный иск административным ответчиком – Департаментом указано, что последним в полном объёме исполняются требования законодательства, указанные в административном иске сроки устранения нарушений являются неразумными в связи с отсутствием денежных средств на проведение данных работ.

Заинтересованное лицо – Правительство Чукотского автономного округа во мнении на административный иск указало, что административному истцу необходимо доказать факт нарушения административным ответчиком прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц; учитывая объёмы финансирования, указанные прокурором сроки для выполнения работ являются недостаточными.

В ходе производства по делу административный ответчик заявлениями от <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ признал исковые требования в части признания бездействий Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившихся в неприменении мер по установлению границ, разработке паспортов и положений памятников природы, по определению охранных зон памятников природы.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило уточнение административного искового заявления, в котором прокурор просил суд: 1) признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неприменении мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», - незаконными; 2) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу описать и установить границы памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)»; 3) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)»; 4) признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неприменении мер по определению охранных зон памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща» незаконными; 5) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в <адрес> для дальнейшего согласования и передачи на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – <адрес> решения о создании охранной зоны памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща»; 6) признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о государственном кадастре недвижимости по представлении сведений в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, незаконными; 7) обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить и описать границы памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах. Обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> после установления и описания границ памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» для постановки на государственный кадастровый учёт.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Перепёлкина Ф.Г. поддержала в полном объёме уточнённое административное исковое заявление по основаниям, изложенным в административном иске, его уточнениях.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента – Сулыма Ю.М. поддержала возражения на иск, а также уточнила заявление о признании административного иска в части требований о признании незаконными бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившегося в неприменении мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», по определению охранных зон памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща».

В судебном заседании представитель Правительства Чукотского автономного округа – Гутенко А.В. указал на недостаточность сроков, указанных административным истцом в административном иске, для выполнения всех перечисленных работ.

Выслушав прокурора, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

С учётом уточнений прокурором административного иска предметом рассмотрения по настоящему административному делу являются следующие требования прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту:

Признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неприменении мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», незаконными;

2. Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу описать и установить границы памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)»;

3. Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)»;

4. Признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неприменении мер по определению охранных зон памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща» незаконными;

5. Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Правительство Чукотского автономного округа для дальнейшего согласования и передачи на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Чукотского автономного округа решения о создании охранной зоны памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща»;

6. Признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о государственном кадастре недвижимости по представлении сведений в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, незаконными;

7. Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить и описать границы памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах.

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность после установления и описания границ памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» для постановки на государственный кадастровый учёт.

Судом установлено, что решением коллегии прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы прокуратуры <адрес> за 2015 год и задачах по укреплению законности правопорядка на 2016 год» решено провести проверку исполнения органами государственной власти и уполномоченными контрольными органами законодательства об особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения (п. 2.3) (т.1, л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило обращение Отделения международной НКО «Совет Гринпис» - ГРИНПИС о нарушениях федерального законодательства при размещении положений и паспортов особо охраняемых природных территорий регионального значения (т.1, л.д. 24-25).

По результатам проведённой в период с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения федерального законодательства об ООПТ составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в нарушение п. 3.16 раздела 3 Положения о Департаменте промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.02.2016 № 80, ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1, 2, 4, 23-26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 1,7, 15, 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, ЗК РФ, Департаментом не приняты меры к определению: границ, а также к разработке паспортов и положений в отношении 19-ти памятников природы, перечень которых приведен в приложении №1 к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273 «О памятниках природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 году» (а именно памятника природы «Пекульнейский» (пункт 1 Перечня), «Тнеквеемская роща» (пункт 3 Перечня), «Анюйский вулкан» (пункт 4 Перечня), «Амгуэмский» (пункт 5 Перечня), «Паляваамский» (пункт 6 Перечня), «Пегтымельский» (пункт 7 Перечня), «Телекайская роща» (пункт 8 Перечня), «Озеро Аччен» (пункт 9 Перечня), «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)» (пункт 10 Перечня), «Чаплинский» (пункт 11 Перечня), «Айонский» (пункт 12 Перечня), Кекурный (городище останцев) (пункт 13 Перечня), «Пинейвеемский» (пункт 14Перечня), «Роутан» (пункт 15 Перечня), «Раучуагытгын» (пункт 16 Перечня), «Термальный» (пункт 17 Перечня), «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи» (пункт 18 Перечня), «Чегитуньский» (пункт 19 Перечня), «Восточный (Уэленские горячие ключи)» (пункт 20 Перечня); а охранных зон памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем» и «Телекайская роща». Также выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о границах памятника природы «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова» и государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» в связи с ненаправлением Департаментом документов для занесения сведений об этих особо охраняемых природных территориях в государственный кадастр недвижимости в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (т.1, л.д. 76-89).

В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес Начальника Департамента вынесено ДД.ММ.ГГГГ представление «Об устранении нарушений законодательства об ООПТ» (т.1, л.д. 64-75).

Как следует из ответа Правительства Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, сложившаяся финансовая ситуация в Чукотском автономном округе (дефицит окружного бюджета) не позволяет выделить денежные средства на реализацию мероприятий по устранению нарушений законодательства об ООПТ, указанных в представлении прокуратуры округа (т.1, л.д. 44-57).

По поступлении вышеуказанного ответа старшим помощником прокурора округа ДД.ММ.ГГГГ подготовлена в адрес прокурора Чукотского автономного округа докладная записка о результатах проверки исполнения законодательства об ООПТ, в которой указаны установленные в ходе проверки обстоятельства, меры прокурорского реагирования, принятые по их установлению и результаты принятых мер – неисполнение представления прокурора (т.1, л.д. 58-63).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с пунктами «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет, в том числе, надзор: за исполнением законов исполнительными органами субъектов Российской Федерации; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Ненадлежащее обеспечение режима охраны памятников природы, обусловленное отсутствием их границ, паспортов, положений и охранных зон, препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения и нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией, в том числе кадастровой, об особенностях и условиях нахождения, пользования землей и водными объектами на ООПТ регионального значения.

Учитывая изложенное, прокурором Чукотского автономного округа настоящий административный иск подан в суд в интересах неопределённого круга лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными законом.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

О нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц прокурору округа стало известно по результатам проведённой проверки исполнения федерального законодательства об ООПТ, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящее административное исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции суда (т.1, л.д. 1 оборот).

Следовательно, прокурором Чукотского автономного округа не пропущен трехмесячный срок общения в суд, установленный КАС РФ.

На основании ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекта, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ).

Статья 25 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Статья 26 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 3 этой же статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273 «О памятниках природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 году» утверждён перечень памятников природы, указанных в приложении № 1 к этому постановлению, а именно: «Пекульнейский» (пункт 1 Перечня), «Тнеквеемская роща» (пункт 3 Перечня), «Анюйский вулкан» (пункт 4 Перечня), «Амгуэмский» (пункт 5 Перечня), «Паляваамский» (пункт 6 Перечня), «Пегтымельский» (пункт 7 Перечня), «Телекайская роща» (пункт 8 Перечня), «Озеро Аччен» (пункт 9 Перечня), «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)» (пункт 10 Перечня), «Чаплинский» (пункт 11 Перечня), «Айонский» (пункт 12 Перечня), Кекурный (городище останцев) (пункт 13 Перечня), «Пинейвеемский» (пункт 14Перечня), «Роутан» (пункт 15 Перечня), «Раучуагытгын» (пункт 16 Перечня), «Термальный» (пункт 17 Перечня), «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи» (пункт 18 Перечня), «Чегитуньский» (пункт 19 Перечня), «Восточный (Уэленские горячие ключи)» (пункт 20 Перечня).

На основании пункта 3 постановления Правительства Чукотского автономного округа от 28.06.2011 №273«О памятниках природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 года» Департаменту сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа (в настоящее время Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа) предписано:

1) уточнить границы памятников природы регионального значения Чукотского автономного округа, образованных до 2007 года, определить режимы особой охраны их территорий и оформить паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации на указанные памятники природы регионального значения;

2) разработать положения о памятниках природы регионального значения, указанных в приложении №1 к настоящему постановлению.

устанавливаются охранные зоны.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.08.2007 №109 «Об объявлении природного комплекса «Мыс Ванкарем» памятником природы регионального значения» природный комплекс «Мыс Ванкарем» объявлен памятником природы регионального значения, а занятая им территория – ООПТ регионального значения.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13.12.2010 № 421 «Об объявлении природного комплекса «Мыс Кожевникова» памятником природы регионального значения» природный комплекс «Мыс Кожевникова» объявлен памятником природы регионального значения, а занятая им территория – ООПТ регионального значения.

При этом п. 4 указанных постановлений Правительства Чукотского автономного округа Департаменту сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа (в настоящее время Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа) предписано: оформить в соответствии с действующим законодательством паспорт, охранное обязательство и другую необходимую документацию на этот памятник природы.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2014 №492 «О создании Государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын» создан Государственный природный заказник регионального значения «Озеро Эльгыгытгын» (п. 1).

Согласно п. 9 постановления Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2014 №492 установлено, что заказник находится в ведении Департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа (в настоящее время - Департамент). При этом в силу п. 18,19 этого постановления контроль за исполнением данного постановления, за соблюдением установленного режима особой охраны Заказника осуществляет, в частности, Департамент; изменение границ, реорганизация и ликвидация Заказника осуществляется в том же порядке, что его организация.

Пунктами 1.1., 1.2 постановления Правительства Чукотского АО от 28.09.2011 № 385 «Об утверждении Паспорта памятника природы регионального значения «Роутан» данный природный комплекс объявлен памятником природы. При этом согласно п. 1.6-1.8 этого постановления памятник природы регионального значения «Роутан» находится в ведении Департамента, на который возложен контроль за исполнением этого постановления. В целях предотвращения неблагоприятного воздействия на прилегающих к нему земельных участках и водных объектах указано на необходимость создания охранных зон, решение о создании которых принимается Губернатором Чукотского автономного округа.

Согласно п. 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий ООПТ, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 (далее – Правила создания охранных зон), решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу п. 21 вышеназванных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Следуя части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ), в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.

Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ установлена обязанность органа государственной власти не более чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащего необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течении шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения (пункт 4 части 1, часть 6).

Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71, регламентировано, что в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент участвует в установленном порядке в разработке проектов соглашений между органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации и <адрес> по направлениям деятельности Департамента.

Согласно пункту 3.16 раздела 3 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, основными полномочиями Департамента в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются: организация работ по инвентаризации существующей региональной сети особо охраняемых природных территорий, составлению паспортов и охранных обязательств особо охраняемых природных территорий с учетом экологических особенностей, экологической нагрузки, режима промышленного и традиционного природопользования и традиционного уклада коренного населения, ведения кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; осуществление мероприятий по созданию и обеспечению охраны государственных природных заказников, памятников природы и природных парков регионального значения.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что на Департамент возложены обязанности по осуществлению мероприятий по описанию и установлению границ, разработке паспортов и положений памятников природы регионального значения («Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)» «Роутан», «Мыс Кожевникова», «Мыс Ванкарем»), природного заказника «озеро Эльгыгытгын»; по разработке и представлению в Правительство Чукотского автономного округа для дальнейшего согласования и передачи на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Чукотского автономного округа решения о создании охранной зоны памятников природы регионального значения («Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща»); по представлению сведений (паспортов, положений ООПТ) в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу для постановки природных памятников регионального значения и природных заказников на кадастровый учёт, в том числе памятников природы «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын».

Данные обстоятельства не оспаривалось административным ответчиком в ходе производства по делу.

Разрешая требования о признании незаконными бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившегося в неприменении мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», по определению охранных зон памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща», суд приходит к следующему.

В ходе производства по делу административным ответчиком заявлено <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ, а также с учётом уточнений этих заявлений от ДД.ММ.ГГГГ) о признании вышеуказанных двух требований.

Согласно ч.3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В рассматриваемом случае признание административного иска в указанной части не противоречит КАС РФ, иным федеральным законам и не нарушает права других лиц.

Представители административного ответчика Малютина Н.В. и Сулыма Ю.М. доверенностями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно наделены полномочиями на признание административного иска (т.2, л.д. 27).

В силу ч.1 ст. 157 КАС РФ изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Данные требования закона судом выполнены.

Согласно ч.4 ст. 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из ч.2 ст. 304 КАС РФ в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В соответствии с ч.2 ст. 157 КАС РФ суд разъяснил административному ответчику последствия признания административного иска, предусмотренные ч.4 ст. 2, ч. 3 ст. 304 КАС РФ. Административный ответчик подтвердил своё заявление о признании иска в указанной выше части.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 46, 157 КАС РФ суд принимает признание административным ответчиком административного иска в указанной части.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту о признании незаконными бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившегося в неприменении мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», по определению охранных зон памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща».

Нельзя согласиться с доводом Департамента о том, что, поскольку в настоящее время на данных территориях не выявлены факты неблагоприятного антропогенного воздействия, то отсутствует обязанность и целесообразность создания охранных зон памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща».

Пунктом 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.

Аналогичные положения о необходимости создания охранных зон содержит ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, согласно которой в целях защиты особо охраняемых территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются охранные зоны.

Правила создания охранных зон отдельных категорий ООПТ, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 (далее – Правила создания охранных зон).

Согласно п. 2 Правил создания охранных зон охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

Исходя из приведённого выше п. 21 Правил создания охранных зон, уполномоченный орган готовит решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения.

Как следует из п. 13 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утверждённого Приказом Минприроды РФ от 25.01.1993 N 15, которое подлежит применению в соответствии с ч. 6 ст. 15 КАС РФ по аналогии закона, в паспорте памятника природы указываются, в частности описание границ памятника природы и его охранной зоны; площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно).

Из приведённых нормативных правовых актов следует, что охранные зоны памятников природы регионального значения создаются в обязательном порядке либо одновременно с принятием решения о создании самого памятника природы (границы охранной зоны определяются одновременно с границами памятника природы в паспорте этого памятника), либо отдельным решением. При этом создание охранной зоны не связано с фактом наступления неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы, поскольку их создание нацелено на предотвращение такого воздействия.

С учётом изложенного довод Департамента о том, что в связи с неустановлением в настоящее время фактов неблагоприятного антропогенного воздействия на памятники природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща» отсутствует обязанность и целесообразность создания охранных зон этих памятников природы, суд находит основанным на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку судом удовлетворены требования прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту о признании незаконными бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившегося в неприменении мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», по определению охранных зон памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща», то и производные от них требования: о возложении на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность описать и установить границы этих памятников природы, разработать проекты их паспортов и положений; а также разработать и представить в Правительство Чукотского автономного округа для дальнейшего согласования и передачи на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Чукотского автономного округа решения о создании охранной зоны памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща», что входит в полномочия административного ответчика, суд находит законными и обоснованными.

Из пояснений административного ответчика следует, что наиболее затратными и долгосрочными работами являются работы по определению границ памятников природы, охранных зон, подготовка к проведению иных работ возможна в период определения границ объектов, а их окончание возможно в кратчайшие сроки после установления границ этих объектов.

Как следует из писем ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ от <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения работ по установлению границ 22-х ООПТ: памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Роутан», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова» и государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» - составляет с выездом на местность 1-1,5 года (то есть 12-18 месяцев), без выезда – 6-8 месяцев. Данный срок проведения работ указан в отношении всех 22 объектов (т.2, л.д. 81-83; 97).

Оценивая утверждение административного ответчика о том, что в Чукотском автономном округе невозможно установить границы ООПТ и охранных зон без выезда на местность, что в паспортах ООПТ должны быть указаны границы в местной системе координат – МСК 87, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются органом кадастрового учета в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

В соответствии с п. 2, 3 Правилами установления местной системы координат, утверждёнными постановлением Правительства Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации (если иное не установлено настоящими Правилами), начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ (далее - государственная система координат). Местные системы координат устанавливаются для проведения геодезических и топографических работ при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и осуществлении иных специальных работ. Обязательным требованием при установлении местных систем координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, который осуществляется с использованием параметров перехода (ключей).

В письмах ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ указано, что для ведения государственного кадастра недвижимости на территории Чукотского автономного округа в кадастровом округе 87 «Чукотский» установлена местная система координат МСК -87, которая является геодезической системой координат. Сведения о наличии картографической основы государственного кадастра недвижимости, в связи с наличием которой возможно было бы проведение работ по определению границ ООПТ и охранных зон без выезда на местность, отсутствуют (т.2, л.д. 98, 106).

Таким образом, суд находит обоснованным утверждение административного ответчика о невозможности определения границ вышеуказанных объектов без выезда на местность, в связи с чем работы по установлению границ вышеуказанных памятников природы могут быть проведены в срок 1-1,5 года.

Как указано выше, при определении границ памятников природы одновременно подлежат установлению границы охранной зоны.

С учётом указанного срок исполнения возложенных на Департамент обязанностей по установлению границ вышеперечисленных объектов - в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда, суд находит разумным, достаточным для выполнения этих работ.

Довод административного ответчика о том, что выполнение данных работ возможно только в летний период опровергается сведениями, изложенными в письме ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проведение полевых работ рекомендовано при температуре от -20 до +65 градусов по Цельсию.

Отсутствие 22 полевых групп в ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ не исключает возможность привлечения иных компетентных организаций для выполнения работ по установлению границ памятников природы и охранных зон.

Доказательств невозможности исполнения обязанности по установлению границ, разработке паспортов и положений памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)»; по разработке и представлению в Правительство Чукотского автономного округа решения о создании охранных зон памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суд в законную силу, ответчиком суду не представлено.

Более того, в случае невозможности исполнения данной обязанности в установленный решением суда срок, Департамент не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, представив доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда в установленный в нём срок.

При таких обстоятельствах суд находит требования о возложении обязанности на Департамент в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда описать и установить границы памятников природы«Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)»; разработать проекты их паспортов и положений; а также разработать и представить в Правительство Чукотского автономного округа для дальнейшего согласования и передачи на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Чукотского автономного округа решения о создании охранной зоны памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща» законным и подлежащим удовлетворению.

Суд находит также подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о государственном кадастре недвижимости по представлении сведений в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, незаконными; о возложении на Департамент обязанности в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить и описать границы памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах; после установления и описания границ памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» для постановки на государственный кадастровый учёт.

Судом установлено, не оспаривалось представителем административного ответчика в ходе производства по делу, подтверждается материалами, что на момент рассмотрения дела утверждены: в отношении памятников природы «Мыс Ванкарем» и «Мыс Кожевникова» положения и паспорта; в отношении памятника природы «Роутан» - паспорт; в отношении государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын» - положение (т.2, л.д. 48-53; 54-59; 60-63;64-69;70-77), в тексте которых приведены описания границ этих ООПТ.

Исходя из приведённых выше п. 2, 3 Правилами установления местной системы координат, утверждёнными постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 03.03.2007 № 139, границы, в частности, памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» должны быть установлены и описаны с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах.

Вместе с тем, как следует из письменных (т.2, л.д. 2-5), устных пояснений административного ответчика, указанные в вышеперечисленных документах границы ООПТ являются координатами поворотных точек и не соответствуют координатам местной системы координат, что исключает возможность внесения в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу сведений об этих ООПТ в государственный кадастр недвижимости.

Согласно письменным ответам ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ сведения о перечисленных выше ООПТ, а также об ограничении в использовании территорий в их границах, в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Департаментом не представлялись и в связи с этим в государственный кадастр недвижимости не вносились; указанные в перечисленных выше паспортах и положениях ООПТ границы указаны в географической, а не в МСК -87, в геодезической системе координат (т.1, л.д. 12-13, 14; т.2, л.д. 102-104, 106).

Исходя из пояснений сторон, после установления границ указанных ООПТ Департаменту надлежит внести изменения в уже утверждённые паспорта и положения данных ООПТ в части границ.

Поскольку, как указано выше, на Департамент возложена обязанность по представлению сведений в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу для постановки природных памятников регионального значения и природных заказников на кадастровый учёт, в том числе представлению паспортов и положений памятников природы «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» для этих целей, принимая во внимание, что границы этих ООПТ должны быть установлены и описаны с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах, принимая во внимание несоответствие данным требования сведений о границах, указанных в выше объектов, указанных в их паспортах и положения, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о государственном кадастре недвижимости по представлении сведений в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, незаконными; о возложении на Департамент обязанности установить и описать границы памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах; после установления и описания границ памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» для постановки на государственный кадастровый учёт.

С учётом приведённого выше содержания письменных ответов ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ от <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ, указанные прокурором сроки возложения обязанности на Департамент обязанности в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить и описать границы памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника «Озеро Эльгыгытгын» с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах, а после чего внести изменения в части границ в уже существующие паспорта и положения этих ООПТ и незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков для постановки на государственный кадастровый учёт, суд находит разумными и достаточными.

Отсутствие у Департамента денежных средств, необходимых для выполнения работ, указанных прокурором в иске, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку сам по себе факт отсутствия у административного ответчика денежных средств на вышеуказанные цели не является основанием для нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и предоставление им достоверной информации.

В связи с тем, что судом установлен иной срок устранения нарушений (24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу), то в соответствии с приведённой выше ч.3 ст. 227 КАС РФ на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> подлежит возложению обязанность сообщить об исполнении решения суда по данному делу в Анадырский городской суд, прокурору Чукотского автономного округа в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно п. 9, 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав неопределенного круга лиц, а также государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных истцов или административных ответчиков, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> о признании бездействий Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившихся в неприменении мер по установлению границ, разработке паспортов и положений памятников природы, по определению охранных зон памятников природы, в неисполнении требований законодательства о государственном кадастре недвижимости по предоставлении сведений в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, незаконными; о возложении обязанности устранить нарушения – удовлетворить.

Признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неприменении мер по установлению границ, а также разработке паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)», - незаконными.

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу описать и установить границы памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)».

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты паспортов и положений памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Анюйский вулкан», «Амгуэмский», «Паляваамский», «Пегтымельский», «Телекайская роща», «Озеро Аччен», «Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)», «Чаплинский», «Айонский», «Кекурный (городище останцев)», «Пинейвеемский», «Раучуагытгын», «Термальный», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Чегитуньский», «Восточный (Уэленские горячие ключи)».

Признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неприменении мер по определению охранных зон памятников природы: «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща» незаконными.

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Правительство Чукотского автономного округа для дальнейшего согласования и передачи на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Чукотского автономного округа решения о создании охранной зоны памятников природы «Пекульнейский», «Тнеквеемская роща», «Лоринские (Кукуньские) горячие ключи», «Амгуэмский», «Мыс Ванкарем», «Телекайская роща».

Признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес>, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о государственном кадастре недвижимости по представлении сведений в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, незаконными.

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить и описать границы памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын» с указанием местной системы координат с отображением указанных границ на картографических материалах.

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность после установления и описания границ памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории памятников природы: «Мыс Ванкарем», «Мыс Кожевникова», «Роутан», а также государственного природного заказника регионального значения «Озеро Эльгыгытгын» для постановки на государственный кадастровый учёт.

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики <адрес> обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда по данному делу в Анадырский городской суд, прокурору Чукотского автономного округа.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, опротестовано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Гребенщикова