ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/2023 от 14.06.2023 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-300/2023

25RS0001-01-2022-004064-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2023 года г.Владивосток

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Третьяковой Д.К.

при секретаре Лияскиной А.П.,

с участием законного представителя административного истца Ветошкиной О.Н. в интересах несовершеннолетней Ветошкиной Е.Д.

представителя административного ответчика МИФНС №15 по приморскому краю Лободюк Е.И.,

представителя административного ответчика УФНС России по Приморскому краю Жердева И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению законного представителя Ветошкиной О. Н. в интересах несовершеннолетней Ветошкиной Е. Д. к МИФНС №15 России по Приморскому краю, УФНС Росси по Приморскому краю о признании незаконными решений, возложении обязанностей,

установил:

Ветошкина О.Н. обратилась в суд к МИФНС №15 России по Приморскому краю, УФНС России по Приморскому краю с административным исковым заявлением в интересах несовершеннолетней Ветошкиной Елизаветы Дмитриевны, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании незаконными решения МИФНС №15 по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в привлечении Ветошкина Е. Д. за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ в части начисления НДФЛ за 2020 год и пени, решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю @ от ДД.ММ.ГГГГ по апелляционной жалобе Ветошкиной Е.Д. В обоснование иска административный истец указал, что оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику начислен налог в сумме 70732 руб., пени в сумме 1831,97 рублей за несвоевременную уплату налога. Однако, решения вынесены в отсутствие надлежащего уведомления налогоплательщика о рассмотрении налоговой проверки. ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком было получено извещение от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления налоговой декларации формы 3-НДФЛ, что и было сделано законным представителем налогоплательщика Ветошкиной О. Н.. В нарушение требований, предусмотренных пунктами 1, 5 ст. 100, п. 6 ст. 31, п. 14 ст. 101 НК РФ отправления, направленные налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, о которых указано в акте налоговой проверки 6067 от ДД.ММ.ГГГГ, получателем не были получены. Так, согласно ответу Почты России № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что почтовые отправления не были вручены ввиду некорректного указания данных получателя на почтовых отправлениях (указана <адрес><адрес> в <адрес>). Полагает, что налоговым органом нарушен срок проведения налоговой проверки, поскольку срок проверки отсчитывается со дня фактического поступления налоговой декларации в налоговый орган и не зависит от способа представления декларации (п.5 ст. 6.1, п. 4 ст. 80 НК РФ, п.2.2 Письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №АС-4-2/12705). Налогоплательщик Ветошкина Е.Д. состояла на налоговом учете в МИФНС России №15 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик зарегистрирован по адресу налогового учета в МИФНС России №12 по Приморскому краю, куда была направлена декларация законным представителем с приложением документов, подтверждающих место проживания. Декларация и документы фактически поступили в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, камеральная проверка должна быть проведена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как налоговая проверка была окончена ДД.ММ.ГГГГ. Осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой налоговой декларации налоговый орган обязан, по мнению истца, в установленный для проведения камеральной проверки трехмесячный срок, указанный срок является пресекательным. Направление в нарушение ст. 80 НК РФ декларации из МИФНС России №12 по Приморскому краю в МИФНС России по <адрес> не может служить основанием для продления срока камеральной проверки, так как обе МИФНС России по Приморскому краю фактически являются единым органом УФНС России по Приморскому краю. В нарушение п. 2 ст. 88, п.1 ст. 100 НК РФ налоговый орган вышел за законные сроки проведения камеральной налоговой проверки и составления акта по ее результату, решение составлено ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает права налогоплательщика. Не согласна с суммой НДФЛ, выставленной налоговым органом к оплате за 2020 год в размере 210364 руб., так как Ветошкиной Е.Д. была продана 1/11 доля в праве собственности на квартиру по адресу, <адрес>, переход права собственности на покупателя произошел ДД.ММ.ГГГГ в связи с приобретением законным представителем Ветошкиной О.Н. квартиры по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с рождением ребенка ДД.ММ.ГГГГ законному представителю Скубей (Ветошкиной) О.Н. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, квартира была приобретена в кредит с помощью средств материнского семейного капитала, право на которое приобретено в кредит с помощью средств материнского (семейного) капитала, право на которое законный представитель Ветошкина О.Н. и ее муж как супруги и родители получили после рождения ребенка. Полученные средства материнского капитала в размере 453026 руб. ДД.ММ.ГГГГ были направлены на частичное погашение задолженности по кредитному договору, в связи с чем, полагает, что на основании ч.4 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.12 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности у супруга и детей возникает не с момента выделения им долей в жилом помещении (с даты регистрации права собственности в ЕГРН на доли), а с момента приобретения жилого помещения с использованием средств материнского капитала из средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Поэтому минимальный предельный срок владения квартирой у Ветошкиной Е.Д. исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, в силу п.11 ст. 2, ч.2 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ» в соответствии с п.17.1 ст. 217 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2016), для объектов, приобретенных до 2016, минимальный предельный срок владения составлял 3 года, на момент продажи квартиры 13.10.2020 минимальный предельный срок владения квартирой у Ветошкиной Е.Д. истек. Считает, что обязанность по подаче налоговой декларации формы 3-НДФЛ за 2020 год по доходу от продажи квартиры и обязанность уплаты налога с дохода от продажи квартиры у Ветошкиной Е.Д. отсутствует, так как минимальный предельный срок владения квартирой истек. На основании изложенного была представлена уточненная декларация Ветошкиной Е.Д. по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год. Полагает, что доначисления НДФЛ за 2020 год отсутствуют. Кроме того, в решении от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению истца, налоговым органом неверно исчислена сумма полученного Ветошкиной Е.Д. дохода от продажи квартиры, сумма 1709090,91 руб., поскольку 1/11 доли в праве собственности на квартиру Ветошкиной Е.Д. составляет 635000 руб., однако, данный доход налогообложению не подлежит в силу п.п. 2 п.1 ст. 288 НК РФ.

В судебном заседании законный представитель Ветошкина О.Н. в интересах несовершеннолетнего административного истца Ветошкиной Е.Д. настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения, дополнительных письменных пояснений. Дополнительно указала, что ни она, ни административный истец не получали почтовые отправления о проведении камеральной проверки, направлении акта проверки. Просила учесть, что к налоговой декларации был приложен документ, подтверждающий регистрацию налогоплательщика в Советском районе г. Владивостока, в связи с чем, МИФНС №15 по Приморскому краю была неправомочна проводить проверку за пределами срока. Считает, что факт направления отцу ребенка уведомления о проведении в отношении него (Ветошкина С.Д.) камеральной проверки не является доказательством выполнения административным ответчиком требований об извещении налогоплательщика о проводимой проверке, направлении акта проверки, в связи с чем, нарушены права несовершеннолетнего административного истца, лишенного права на защиту. На ее запрос МИФНС России №15 по Приморскому краю были выданы два уведомления, датированные ДД.ММ.ГГГГ за и и направленные иным лицам, а не административному истцу, что исключает, по ее мнению, направление Ветошкиной Е.Д. какого-либо уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика МИФНС России по Приморскому краю Лободюк Е.И. в судебном заседании указала о несогласии с доводами административного искового заявления по доводам письменного отзыва. Дополнила, что, поскольку уведомления о проведении камеральных проверок, акты камеральных проверок были направлены по одному адресу, как несовершеннолетней Ветошкиной Е.Д., так и его отцу Ветошкину Д.С., были от одной даты, нарушений прав на извещение административного истца не имеется. Направление акта камеральной проверки на иной адрес вызвано технической ошибкой при заполнении почтового отправления, в то же время в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки учитывались документы, предоставленные к декларации Ветошкиным Д. С., ничего нового к судебному заседанию предоставлено не было, в связи с чем, отсутствие лиц на рассмотрении не повлияло на принятое решение налоговым органом. Полагает, что доход Ветошкиной Е.Д. от продажи 1/11 доли квартиры рассчитан верно и составляет 90909,09 руб.

Представитель административного ответчика УФНС России по Приморскому краю Жердев И.Ю. просил в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В силу п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Подпункт 4 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 17.1 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период: от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Согласно пункту 1 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.

В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с названным Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) в спорный период были установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным от ДД.ММ.ГГГГ N

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС №12 по Приморскому краю законным представителем административного истца Ветошкиной О.Н. почтовым отправлением направлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 года, поступившая в МИФНС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, которая была перенаправлена в МИФНС №15 по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Согласно предоставленной административным истцом справки суду по форме Ветошкина Е. Д.Е. Д. была зарегистрирована по адресу: <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в целях проведения проверочных процедур налоговая декларация была обоснованно направлена в МИФНС России №15 по <адрес>, то есть по месту постановки на налоговый учет налогоплательщика.

В связи с поступлением указанной декларации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МИФНС по <адрес> была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) за 2020г., представленной в отношении несовершеннолетней Ветошкиной Е. Д..

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

По смыслу положений, установленных ст. 88 НК РФ, получение указанных сведений (пояснений) от проверяемого налогоплательщика направлено на выяснение причин выявленных расхождений, содержащихся в отчетности налогоплательщика, и на их устранение в период проведения проверки. При этом налоговый орган ограничен в правах на получение пояснений и истребование документов, служащих основанием для исчисления налогов.

Пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ установлено, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В силу положений пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней, с даты составления этого акта, должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В соответствии с пунктов 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения (подпункт 2 пункт 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ).

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста (пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

По смыслу положений, установленных статье 101 Налогового кодекса РФ, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым Кодексом РФ, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщица, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

В связи с установлением в ходе камеральной налоговой проверки представленной Ветошкиной О.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Ветошкиной Е.Д., налоговой декларации с занижением, по мнению налогового органа, суммы налога на доходы физических лиц, необходимости представления подтверждающих документов и уточненной налоговой декларации, налогоплательщику было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о вызове в налоговый орган. Таким образом, руководствуясь положениями п. п. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, административный ответчик признал необходимым вызов налогоплательщика для дачи пояснений. Уведомление о вызове в налоговый орган было направлено налогоплательщику простым почтовым отправлением согласно реестру простых почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что указанное уведомление налогоплательщиком не получено, доказательств обратного административными ответчиками не предоставлено.

Статья 101 Налогового кодекса РФ предусматривает процедуру вынесения решения по налоговому правонарушению.

В частности, ДД.ММ.ГГГГ государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок МИФНС №15 по Приморскому краю был составлен акт камеральной проверки , данный акт и материалы камеральной проверки рассмотрены Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен протокол . Указанные акт и протокол налоговым органом суду не предоставлены, несмотря на неоднократные отложения судебных заседаний в целях предоставления доказательств участниками судебного разбирательства. В то же время, в обоснование своей позиции о законности процедуры рассмотрения материалов в ходе камеральной налоговой проверки административные ответчики ссылаются на протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении законного представителя налогоплательщика Ветошкина Д.С. (отца), указывая на аналогичность доводов возражений, что и у несовершеннолетней Ветошкина Е.Д.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника МИФНС России №15 по Приморскому краю Плагута С.В. в отношении Ветошкина Л. Д. вынесено решение @ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а также начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые предложено уплатить, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Несмотря на не предоставление акта и протокола от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на рассмотрении дела Ветошкина Е.Д., ее законный представитель не присутствовали, о месте и времени рассмотрения заблаговременно не извещались. Данные обстоятельства административными ответчиками в судебном заседании не оспаривались.

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления об извещении Ветошкиной Е. Д. о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенной на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что извещение возвращено отправителю за истечением срока хранения, передано на временное хранение, перенаправлено на другой адрес, вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу руководителя отдела по работе с обращениями Макрорегион Дальний Восток АО «Почта России» Кондратьева Я.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное извещение не было доставлено отправителю по причине некорректно указанных данных почтовых отправлений, заказанное письмо изъято из архива и вручено Ветошкиной О.Н., на конверте указано место проживание адресата: <адрес>, то есть неверный адрес налогоплательщика.

Из решения заместителя начальника МИФНС России №15 по Приморскому краю Плагута С.В. от ДД.ММ.ГГГГ вопреки доводам административных ответчиков следует, что решение принято на основании акта налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии иных материалов (пункт 1.5 решения).

По смыслу ст. 101 Кодекса законодатель связывает возможность рассмотрения материалов налоговой проверки исключительно с надлежащим извещением налогоплательщика о таком рассмотрении.

Данная позиция неоднократно высказывалась ФНС России, в том числе, в письме N АС-4-2/9355 "О мероприятиях налогового контроля" от 23 мая 2013 года, из содержания которого следует, что согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 Кодекса безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. к существенным относятся следующие условия:

1) обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2) обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

Доводы административных ответчиков об извещении Ветошкина Д.С. (отца) налогоплательщика о рассмотрении материалов камеральной проверки, заявившего схожие доводы, что и истец в иске, а также составление нескольких актов налоговой проверки в один день, извещение его(отца) о дате и времени рассмотрении проверки, не являются подтверждением законности вынесенного решения в отношении Ветошкиной Е.Д. При этом суд исходит из того, что Ветошкин Д.С., безусловно являясь законным представителем своего несовершеннолетнего ребенка Ветошкиной Е.Д., в то же время извещался о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки согласно акту налоговой проверки №6068 от 03.09.2021, составленных в отношении его, а не дочери, который является даже в силу несовершеннолетнего возраста налогоплательщиком. Установлено, что акт камеральной проверки, уведомление о рассмотрении материалов проверки в отношении дочери не были вручены законному представителю Ветошкину Д.С.

Таким образом, налоговая инспекция не предоставила несовершеннолетней Ветошкиной Е.Д., ее законным представителем возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки лично, либо через своего представителя, оспариваемое решение вынесено налоговым органом в отсутствие налогоплательщика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, Ветошкина Е.Д., ее законные представители были лишены возможности ознакомиться с материалами налоговой проверки, давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, в частности, касающиеся обстоятельств приобретения недвижимого имущества.

Такое нарушение в силу прямого указания закона является безусловным основанием для отмены решения без учета иных доводов административного истца, касающихся расчета налога.

Поскольку решение МИФНС N 15 по Приморскому краю было вынесено ДД.ММ.ГГГГ без извещения Ветошкиной Е.Д., ее законных представителей, это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений статьи 101 Налогового Кодекса, влекущее безусловную отмену данного решения и, соответственно, решения Управления УФНС России по <адрес>@ от ДД.ММ.ГГГГ, которое, рассматривая апелляционную жалобу законного представителя Ветошкиной О.Н., не применило данную норму материального права, подлежащую применению.

руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление законного представителя Ветошкиной О. Н. в интересах несовершеннолетней Ветошкиной Е. Д. к МИФНС России по <адрес>, УФНС России по <адрес> о признании незаконными решений, возложении обязанностей, удовлетворить частично.

Признать незаконными решение МИФНС №15 по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении Ветошкиной Е. Д., решение УФНС России по <адрес>@ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МИФНС №15 по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав административного истца, в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.К. Третьякова

Дата изготовления мотивированного решения 28.06.2023.