ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/2023 от 25.07.2023 Клинцовского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0016-01-2023-000387-21

Строка по статотчету – 3.207

Дело № 2а-300/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 года г.Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Гущиной И.Н.,

при секретаре Данченко Е.А.,

с участием прокурора Клинцовского района Брянской области Московкина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Смолевичской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о возложении обязанности по организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде,

установил:

Прокурор Клинцовского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о предоставлении муниципальных услуг в электронном виде. В результате данной проверки в декабре 2022 года установлено, что согласно реестру муниципальных услуг, утвержденному Постановлением сельской администрации Смолевичского сельского поселения, администрацией оказываются муниципальные услуги, в том числе муниципальная услуга «Заключение договора о развитии застроенной территории, допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории, подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории». Вместе с тем, предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в нарушение п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ, Смолевичской сельской администрацией не осуществляется. С целью устранения выявленных нарушений 29.12.2022г. главе сельской администрации поселения прокурором Клинцовского района было внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения устранены не были. Непринятие сельской администрацией мер по предоставлению в электронной форме муниципальной услуги «Заключение договора о развитии застроенной территории, допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории, подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» нарушает права неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в соответствии с действующим законодательством, что является недопустимым. Учитывая изложенное, прокурор просил суд обязать административного ответчика устранить нарушения федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить в полной мере возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с реестром муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Смолевичского сельского поселения Клинцовского района Брянской области и возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления в электронной форме муниципальной

услуги «Заключение договора о развитии застроенной территории, допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории, подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории».

В судебном заседании старший помощник прокурора Клинцовского района Брянской области заявленные требований поддержал, пояснив, что до настоящего времени нарушения законодательства административным ответчиком не устранены, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации Смолевичского сельского поселения Клинцовского района и заинтересованного лица муниципального образования Смолевичское сельское поселение, извещенные о времени и месте рассмотрения дела своевременно и в надлежащей форме, не явились.

От представителя ответчика – Врио главы Смолевичской сельской администрации в суд поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. При это указано, что с иском по существу заявленных требований согласны.

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, чья явка не была признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положениям ч.2 ст.24 Конституции РФ, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ).

Согласно п.2 ч.2 указанного закона, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ, заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ст.ст.4 и 6 вышеуказанного Федерального закона, одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является возможность получения муниципальных услуг в электронной форме по выбору заявителя. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме по выбору заявителя.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одном из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и соответствующей обязанности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

На основании ч.4 ст.29 Закона, в отношении реализации положений закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода, утверждаемыми органом местного самоуправления. Обеспечение реализации указанных положений предусмотрено не позднее июля 2012 года.

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р был утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде согласно приложению №1 (58 услуг). Органам местного самоуправления рекомендовано: при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложением №1 к настоящему распоряжению, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, согласно приложению №2; при размещении в реестре муниципальных услуг сведений об услуге использовать наименование услуги в соответствии с приложением №1 к настоящему распоряжению.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 №236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др. При этом, указанными Требованиями (п. 2) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы" "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Постановлением Смолевичской сельской администрации (в новой редакции) от 30.12.2022г. №104 был утвержден реестр муниципальных услуг и функций, предоставляемых органом местного самоуправления.

Согласно утвержденному Смолевичской сельской администрацией Постановлению (в новой редакции) от 30.12.2022г. №104, следует, что на территории Смолевичского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области сельской администрацией оказывается в том числе муниципальная услуга «Заключение договора о развитии застроенной территории, допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории, подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории».

Как установлено судом и видно из материалов дела, прокуратурой по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о предоставлении муниципальных услуг выявлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства сельской администрацией не осуществлен переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых муниципальных услуг, в электронном виде и не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, в электронной форме, а именно: не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме муниципальной услуги «Заключение договора о развитии застроенной территории, допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории, подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории».

Вышеуказанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

По результатам проверки главе сельской администрации было внесено представления по устранению выявленных нарушений.

Согласно ответу главы администрации на представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде администрацией названного муниципального образования указал, что работы по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме будет продолжаться.

Сведения о принятии административным ответчиком данного постановления и мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг (функций) в электронном виде суду не представлены.

Следовательно, административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в отсутствии предоставления в электронном виде муниципальных услуг (функций) данного муниципального образования и непринятии мер по устранению выявленных нарушений, что нарушает права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

При этом для обеспечения исполнимости решения суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению административным ответчиком, находит разумным срок совершения действия – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Смолевичской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о возложении обязанности о возложении обязанности по организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде, удовлетворить.

Обязать Смолевичскую сельскую администрацию Клинцовского района Брянской области обеспечить возможность предоставления в электронной форме муниципальной услуги «Заключение договора о развитии застроенной территории, допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории, подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

В окончательном виде решение принято 30 июля 2023 года.

Председательствующий судья Гущина И.Н.