№ 2а-3012/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.07.2019 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Шам С.Н., при секретаре Ситковской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Благотворительному фонду помощи больным детям и инвалидам, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 26 по Ростовской области о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Шахтинский городской суд с административным иском по следующим основаниям:
Благотворительный фонд помощи больным детям и инвалидам зарегистрировано на основании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 19.09.2013 за ОГРН № ИНН №.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) Организация внесена за учетным №.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет своей деятельности, а также сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества. Указанные сведения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предоставляются в срок не позднее 15 апреля следующего за отчетным годом.
В нарушение вышеуказанных требований Организация в период с 2015 (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организации, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляло в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.
Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренной вышеуказанным Законом. В соответствии п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как указано в Определении. Конституционного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-0, обладание правами юридического лица, вместе с тем. сопряжено с обязанностями, которые, в частности, организация должна исполнять будучи юридическим лицом, - при том что их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей и членов, - а также с применением к организации соответствующей меры принуждения.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота. препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Полномочия Главного управления по контролю за деятельностью некоммерческих организаций определены положениями ст. 32 Закона и предусматривают, в том числе, право органа, принимающего решение о государственной регистрации, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, реализуемое посредством анализа представляемых Организации отчетов в порядке ст. 32 Закона.
Исходя из указанных положений Закона, Главное управление может квалифицировать те или иные действия (бездействие) некоммерческой организации применительно к исполнению последней предусмотренных Законом обязанностей только с помощью формально-логических методов контроля - анализа поступающих от организации отчетов о ее деятельности в сроки, установленные требованиями Закона-, при условии, что иные сведения о деятельности некоммерческой организации не размещены в иных общедоступных либо общеизвестных источниках.
При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой некоммерческой организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на Организацию обязанности, связанной с предоставлением соответствующих сведений в уполномоченный орган.
Организация не выполняет возложенную на нее обязанность в течение длительного периода времени. Иные сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой Организации является адекватной мерой. необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П).
Поскольку согласно требованиям ч. 9 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст. 61 ГК РФ сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе Организации. При ином подходе, в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления Организации, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст. 16 КАС РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2U0S № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и в связи со вступлением в законную силу Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, является Главное управление, что и обуславливает обращение в суд с настоящим иском.
Административный истец просит суд ликвидировать Благотворительный фонд помощи больным детям и инвалидам ОГРН <***>, ИНН <***> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания извещен надлежащим образом.Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность, в том числе граждан и их объединений, соблюдать Конституцию РФ и законы.
Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-0, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, организация должна исполнять будучи юридическим лицом, - при том что их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей и членов, - а также с применением к организации соответствующей меры принуждения.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Полномочия Главного управления по контролю за деятельностью некоммерческих организаций определены положениями ст. 32 Закона и предусматривают, в том числе, право органа, принимающего решение о государственной регистрации, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, реализуемое посредством анализа представляемых Организации отчетов в порядке ст. 32 Закона.
Исходя из указанных положений Закона, Главное управление может квалифицировать те или иные действия (бездействие) некоммерческой организации применительно к исполнению последней предусмотренных Законом обязанностей только с помощью формально-логических методов контроля - анализа поступающих от организации отчетов о ее деятельности в сроки, установленные требованиями Закона, при условии, что иные сведения о деятельности некоммерческой организации не размещены в иных общедоступных либо общеизвестных источниках.
При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой некоммерческой организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на Организацию обязанности, связанной с предоставлением соответствующих сведений в уполномоченный орган.
Организация не выполняет возложенную на нее обязанность в течение более двух лет. Иные сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой Организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 №14-П).
Поскольку согласно требованиям ч. 9 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст. 61 ГК РФ сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе Организации. При ином подходе, в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления Организации, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст. 16 КАС РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и в связи со вступлением в законную силу Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, является Главное управление, что и обуславливает обращение в суд с настоящим иском.
В судебном заседании установлено, что Благотворительный фонд помощи больным детям и инвалидам зарегистрировано на основании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 19.09.2013 за ОГРН №, ИНН №.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) Организация внесена за учетным №.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, а также сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества. Указанные сведения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предоставляются в срок не позднее 15 апреля следующего за отчетным годом.
В нарушение вышеуказанных требований Организация в период с 2015 (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организации, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляло в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение более двух лет, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 24.04.2019.
Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренной вышеуказанным Законом. В соответствии п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений. предусмотренных ст. 32 Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Благотворительному фонду помощи больным детям и инвалидам, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 26 по Ростовской области о ликвидации некоммерческой организации, удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд помощи больным детям и инвалидам ОГРН №, ИНН № и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд.
Судья С.Е. Шам