ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3016/19КОПИ от 22.04.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3016/2019 копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 22 апреля 2019 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

помощника прокурора города Хабаровска Кочиевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу о признании информации, размещенной на странице интернет сайта, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Хабаровска обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании информации, размещенной на странице интернет сайта, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города Хабаровска в ходе мониторинга сети «Интернет» установлена страница с адресом: <данные изъяты>, на которой размещены материалы, содержащие информацию о продаже поддельных справок о доходах 2-НДФЛ, документов для кредита и справок для визы. Посещение сайта и указанной страницы свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. На главной странице сайта с адресом: <данные изъяты>, имеется объявление о продаже справок о доходах 2-НДФЛ, а именно: «Купить справку 2 ндфл с подтверждением в Москве. Справка 2 НДФЛ о доходах - документ, который требуют практически везде: в банке при оформлении кредита или ипотеки, в соцзащите, УФМС, суде (для алиментов), консульстве (для визы), на новой работе. И вы можете купить 2 НДФЛ с подтверждением на нашем сайте по самой выгодной цене в Москве. Как получить справку 2 НДФЛ? При обращении в банк, либо иное кредитное учреждение среди обязательных документов, которые должен представить заемщик, обязательно будет присутствовать справка о доходах 2-НДФЛ. Получить ее на руки можно двумя способами: обратиться в бухгалтерию предприятия, в котором вы работаете; воспользоваться сторонними услугами и купить 2-НДФЛ. В первом случае справка выдается в течение трех дней с момента обращения. При этом сотрудник не обязан объяснять, для каких целей она нужна. В справке указывается доход за последние шесть месяцев и отчисления с него. Также на ней должна стоять подпись директора предприятия или главного бухгалтера и мокрая печать. Как выглядит заполненная справка (образец) <данные изъяты>, вы можете посмотреть на нашем сайте. Первый вариант подходит официально трудоустроенным людям и тем, у кого высокая «белая» зарплата. Ведь с «минималкой» не стоит рассчитывать на одобрения крупного кредита. Что делать людям, которые не имеют официальных источников дохода, или не могут их подтвердить? Мы предлагаем достойный выход из ситуации при наличии стабильного источника дохода, но невозможности его официально подтвердить - заказать через Интернет 2-НДФЛ для кредита с подтверждением. Когда может потребоваться подтверждение доходов? 2 НДФЛ просят практически везде - не только для взятия кредита на миллионы рублей. Ее нужно предоставить для УДО, при оформлении на новую работу, при покупке авто в рассрочку и даже для потребительского кредита на покупку техники, электроники. Также она нужна при оформлении социальной защиты - при рождении ребенка, помощи при уходе за ребенком-инвалидом, для малоимущих и многодетных семей. В последнее время требуют 2 НДФЛ с трудовой книжкой, и для получения вида на жительство. Мы выдаем справки: неработающим, военнослужащим, индивидуальным предпринимателям; официально трудоустроенным лицам. Как заказать? Чтобы получить 2 НДФЛ с трудовой книжкой дешево, быстро и с подтверждением, вам нужно оставить заказ на нашем сайте через форму обратной связи. Также это можно сделать по телефону . Мы работаем семь дней в неделю без выходных. Мы гарантируем высокое качество, быстрое исполнение и конфиденциальность. Наши цены лучшие в Москве, о чем свидетельствуют отзывы клиентов, воспользовавшихся нашими услугами. У нас работают лучшие юристы в городе, это квалифицированные специалисты, которые уже много лет решают бюрократические вопросы с банками и другими финансовыми учреждениями. Все наши документы и справки имеют реквизиты, подписи и печати реально существующих компаний, предприятий. Мы не берем деньги наперед, оплата производится лишь, когда документы выдаются на руки заказчику. Если вам нужно срочно получить 2 НДФЛ, то вы можете купить ее прямо сейчас, нажав на кнопку «Заказать документ». Наш консультант свяжется с вами и уточнит все нюансы. Отметим, что цена может варьироваться - в зависимости от требований к заказу. Оставляйте заявки, звоните!». Кроме того, на интернет-сайте для приобретения справок о доходах 2-НДФЛ предлагается сделать онлайн заявку через данный сайт, с указанием типа документа, ФИО, контактных данных (телефон). С целью оформления заявки о покупке документов, о способах доставки и оплаты, о статусе заказа для граждан на сайте <данные изъяты> размещены контактные сведения , <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по которым можно связаться с менеджерами сайта. Данные сведения, размещенные на сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно законности приобретения и использования документов, не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. В связи с чем просит признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор требования, предъявленные в порядке статьи 39 КАС РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу, надлежащим образом уведомленного о времени и месте слушание дела, в судебное заседание не прибыл, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил, в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика по представленным доказательствам.

Выслушав пояснения прокурора, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:

В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 18 Конституции Российской Федерации провозглашает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Кроме того, Конституция Российской Федерации в статье 29 гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Как следует из п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В то же время, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничения доступа к информации устанавливаются федеральными законами и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 15 названного Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований к распространению информации и охране объекта интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В силу ч. 3 ст.ст. 19, 20 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правами на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что при мониторинге информационно-телекоммуникационной сети Интернет старшим помощником прокурора города Хабаровска ФИО3 выявлен сайт <данные изъяты>, на котором в свободном доступе распространяется информация о возможности приобретения поддельных справок 2-НДФЛ.

На указанном сайте неопределенному кругу лиц предоставляется возможность приобрести справки 2-НДФЛ, необходимые для предоставления в Банк в целях получения кредита, ипотеки, оформления трудовых отношений, получения виз, а также в иных случаях.

Кроме того, на указанном сайте содержатся информация о ценах, контактные данные, позволяющие любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет непосредственно связаться с оператором и обсудить все интересующие вопросы.

Об установленных в результате проверки нарушениях старшим помощником прокурора города Хабаровска ФИО3ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий Акт.

Как предусмотрено п. 3 ст. 230 ГК РФ, справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов выдают физическим лицам по их заявлениям налоговые агенты.

Форма сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме, а также порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.

Таким образом, справка по форме 2-НДФЛ отражает сведения о доходах физического лица и удержанных налогах, его подтверждает платежеспособность и выдается работодателем, в случае официального трудоустройства.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 ГК РФ, работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи работником письменного заявления выдать ему трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

В данном случае копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Согласно п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций.

Поскольку процедура оформления и получения документов, необходимых для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов работников предприятий, учреждений и организаций, строго определена и регламентирована действующим законодательством, действия по изготовлению таких документов, в том числе справки 2-НДФЛ, лицами, не наделенными соответствующими полномочиями, будут являться подделкой.

При том, что за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт статьей 19.23. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), равно как и подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются также и уголовно-наказуемыми преступлениями.

Указанные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

В то время как использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, что определено в ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается.

О запрете распространения информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, говорит и п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут подтолкнуть неопределенный круг лиц к противоправному поведению, за которое предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Вопреки приведенным положениям закона, информация, размещенная на странице сайта http://rabota-2ndfl.com, как верно указывает прокурор, противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документов, необходимых для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов граждан Российской Федерации, не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность, в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

Поскольку доступ на данный интернет-сайт свободный и не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы о совершении противоправных действий, может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора города Хабаровска о том, что доступ пользователей сети Интернет к информации, размещенной на указанной выше странице интернет сайта, противоречит положениям Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства, и, соответственно, должен быть закрыт.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

При этом в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что предусмотрено ч. 2 названной статьи.

Создание, формирование и ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», относится к полномочиям Роскомнадзора.

Аналогичные положения закреплены и в п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, согласно которым создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Как предусмотрено ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Так, Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанные в городе Женеве 22 декабря 1992 года. Осуществление связи с помощью интернета согласно приложению к Уставу Международного союза электросвязи подпадает под понятие электросвязи, которая представляет собой любую передачу, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.

Статьей 2 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии со ст. 34 Устава Международного союза электросвязи государства - члены Союза имеют право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлено, что права и свободы человека и. гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Признание размещенной в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению, можно отнести к установлению правового состояния такой информации, которое имеет юридическое значение, в том числе является основанием для включения размещенных на сайте сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Учитывая приведенные положения законодательства, и в соответствии с требованиями ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ, информация, размещенная на странице <данные изъяты>, подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора города Хабаровска о признании информации, размещенной на странице интернет сайта, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, заявленные им в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение 3-х дней со дня вступления решения суда в законную силу направить его копию в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Дата изготовления мотивированного решения – 26 апреля 2019 года.

Председательствующий: судья подпись А.Ю. Губанова

Копия верна: судья А.Ю. Губанова