ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-301/2018 от 23.03.2018 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2018 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Шалекешова А.Х.,

при секретаре Атоян А.Х.,

с участием представителей административных ответчиков Сагьяева А.М., Жалпакова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда дело по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора Астраханской области к администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок,

установил:

Ахтубинский городской прокурор Астраханской области обратился в суд с административным иском к администрации МО «Ахтубинский район», в котором просил признать бездействие ответчика незаконным и возложить обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес>. Указал, что прокурорской проверкой от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт наличия свалок на земельных участках по следующим адресам: Астраханская область, Ахтубинский район, территория муниципального образования «<данные изъяты>» в 1 километре на юго-восток от <адрес>; <адрес>, напротив дома <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, между домами <адрес>; <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 250 м. северо-восточнее от окраины <адрес>; <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 500 метров северо-восточнее <адрес>; <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 200 метров юго-восточнее <адрес>; <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 650 метров на северо-восток от <адрес>; <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», на расстоянии около 7 километров в западном направлении от <адрес> в сторону <адрес> (район «Ежевичная яма»); <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 000 метров на юго-восток от <адрес>; <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 400 метров на юго-восток от <адрес> в районе кладбища; <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 900 метров юго-восточнее от <адрес>. Перечисленные свалки организованы населением, предприятиями, организациями в ходе несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, что фактически является захламлением территории. Администрация МО «Ахтубинский район» в числе вопросов местного значения, отвечает за организацию деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных расходов. Административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по ликвидации существующих длительное время несанкционированных свалок на территории вышеуказанных сельских поселений <адрес>. В связи с этим, прокурор обращается в суд с данным административным иском.

Представитель административного истца Умерова Р.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Уточнила требования, просила возложить на администрацию муниципального образования «Ахтубинский район» обязанность по организации ликвидации перечисленных свалок, установив срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ. К Министерству ЖКХ Астраханской области данные требования не предъявляются, только к администрации МО «Ахтубинский район».

Представитель административного ответчика – администрации МО «Город Ахтубинск» Сагьяев А.М. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Пояснил, что согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В связи с этим, заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> (зона деятельности 1) между Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «<данные изъяты>». До настоящего времени в адрес администрации МО «<адрес>» от ООО «<данные изъяты>» не поступало ни проекта муниципального контракта на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, ни счета на оплату услуг по вывозу твердых коммунальных отходов. Кроме того Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. № 13-П пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования – не предполагали и не предполагают возложения на органы МСУ муниципальных районов обязанности по ликвидации несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на земельных участках муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями. МО «<адрес>» не является собственником земельных участков, на которых выявлены несанкционированные места скопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, пояснил, что по предварительным расчетам, ликвидация данных свалок потребует вложения значительных средств из местного бюджета. Например, около 20 миллионов рублей на свалку в <адрес>.

Представитель административного ответчика – Министерства строительства и ЖКХ Астраханской области Жалпаков А.Г. в судебном заседании пояснил, что об имеющихся свалках Министерство узнало только из данного иска. Полномочиями по ликвидации подобных свалок Министерство не наделено. Считают себя ненадлежащим ответчиком по данному административному делу, поскольку лицом, ответственным за ликвидацию указанных в административном исковом заявлении несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на территории МО «Ахтубинский район» Астраханской области, является администрация муниципального образования «Ахтубинский район» Астраханской области.

Выслушав стороны, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из положений пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В судебном заседании установлено, что на земельных участках, расположенных по адресам:

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>» в 1 километре на юго-восток от <адрес>;

- <адрес>, напротив <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, между домами <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 250 м. северо-восточнее от окраины <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 500 метров северо-восточнее <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 200 метров юго-восточнее <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 650 метров на северо-восток от <адрес>;- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», на расстоянии около 7 километров в западном направлении от <адрес> в сторону <адрес> (район «Ежевичная яма»);

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 000 метров на юго-восток от <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 400 метров на юго-восток от <адрес> в районе кладбища;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 900 метров юго-восточнее от <адрес>,

населением, предприятиями, организациями организован несанкционированный сброс бытового мусора, твердых коммунальных отходов, что фактически является захламлением территории.

В доказательство данным доводам стороной административного истца представлены акты осмотра территорий, проведенных ДД.ММ.ГГГГ совместно специалистами Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и Ахтубинской городской прокуратурой. Ко всем перечисленным актам приложены фотоматериалы (л.д. 11-142).

Стороной административного ответчика само наличие в указанных местах несанкционированных свалок не оспаривалось.

Полномочия администрации МО «Ахтубинский район» по участию в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района, закреплены пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Аналогичное положение содержится в пункте 14 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «Ахтубинский район», принятого Решением Совета муниципального образования от 23 июня 2016 года № 200. В данном пункте указано, что к вопросам местного значения Ахтубинского района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов

Органом местного самоуправления, не исполнены возложенные на него обязанности, ими допущено бездействие, в связи с чем, образовались указанные в административном иске прокурора свалки.

Доводы о необходимости привлечения значительных материальных средств для исполнения решения, в случае удовлетворения административного иска, не могут служить основанием для дальнейшего бездействия в отношении установленных прокурорской проверкой свалок.

При таких обстоятельствах, требования Ахтубинского городского прокурора о признании бездействия незаконным, являются законными и обоснованными.

Из пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом этого, суд полагает необходимым в целях защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду возложить на администрацию МО «Ахтубинский район» обязанность устранить допущенные нарушения путем организации ликвидации несанкционированных свалок, указанных в административном иске прокурора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Ахтубинского городского прокурора Астраханской области к администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ахтубинский район», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, расположенных по адресам:

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>» в 1 километре на юго-восток от <адрес> Яр;

- <адрес> Яр, напротив <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, между домами <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 250 м. северо-восточнее от окраины <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 500 метров северо-восточнее <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 200 метров юго-восточнее <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 650 метров на северо-восток от <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», на расстоянии около 7 километров в западном направлении от <адрес> в сторону <адрес> (район «Ежевичная яма»);

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 000 метров на юго-восток от <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 400 метров на юго-восток от <адрес> в районе кладбища;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 900 метров юго-восточнее от <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования «Ахтубинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных по адресам:

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>» в 1 километре на юго-восток от <адрес> Яр;

- <адрес> Яр, напротив <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, между домами <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 250 м. северо-восточнее от окраины <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 500 метров северо-восточнее <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 200 метров юго-восточнее <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 650 метров на северо-восток от <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», на расстоянии около 7 километров в западном направлении от <адрес> в сторону <адрес> (район «Ежевичная яма»);

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 1 000 метров на юго-восток от <адрес>;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 400 метров на юго-восток от <адрес> в районе кладбища;

- <адрес>, территория муниципального образования «<данные изъяты>», около 900 метров юго-восточнее от <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.

Судья Шалекешов А.Х.