ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-301/2021 от 19.01.2022 Малмыжского районного суда (Кировская область)

Дело №2а-4/2022 (2а-301/2021)

УИД 43RS0021-01-2021-000422-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года г. ФИО6

Малмыжский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бердниковой Я.В.,

при секретаре Заболотских Е.П.,

с участием административного истца - прокурора Малмыжского района Кировской области Гайфутдинова Ф.Г.,

представителя административных ответчиков Правительства Кировской области и Министерства транспорта Кировской области ФИО1,

представителя административного ответчика – администрации Малмыжского района Кировской области ФИО2,

представителя административного ответчика КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4/2022 по административному исковому заявлению прокурора Малмыжского района Кировской области к Министерству транспорта Кировской области, Правительству Кировской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозку пассажиров, грузов через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения 33ОП РЗ 33Р-001 «Казань – Пермь» км 125 + 400 – км 169 + 640,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Малмыжского района Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству транспорта Кировской области с первоначальными требованиями о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить безвозмездный беспрепятственный проезд по автомобильной дороге общего пользования «Казань – Пермь» через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района.

В обоснование административных исковых требований прокурором указано, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Казань–Пермь» протяженностью 90770м., проходящая по территории Малмыжского и Кильмезского районов Кировской области, является собственностью субъекта Российской Федерации «Кировская область» и передана в оперативное управление КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области». Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ автодорога является непрерывной, однако на территории Малмыжского района в районе с.Гоньба указанная автодорога разделена водным препятствием – рекой Вятка, при этом в состав автодороги в указанном месте не входит мост либо иное сооружение, обеспечивающее возможность беспрепятственного движения через реку Вятка, что препятствует беспрепятственному движению транспорта по автодороге. В зависимости от времени года на указанном участке ИП ФИО4 организует платную паромную переправу либо устанавливает наплавной понтонный мост, проезд по которому осуществляется на платной основе, размер платы составляет от 50 до 2200 рублей, возможность бесплатного или льготного проезда прейскурантом не предусмотрена. Наличие водной преграды на пути автомобильной дороги регионального значения требует от собственника дороги и органа, которому переданы соответствующие полномочия – Министерства транспорта Кировской области, осуществить дорожную деятельность в отношении данной дороги способами, перечисленными в п.3 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ от 08.11.2007). Бездействие Правительства Кировской области и Министерства транспорта Кировской области нарушает права неопределенного круга граждан на свободу передвижения, гарантированное п.1 ст.27 Конституции РФ, а также право пользователей автомобильных дорог на свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов, гарантированное ст.28 Федерального закона №257-ФЗ. При этом в левобережной зоне реки Вятка Малмыжского района расположены 6 сельских поселений: Арыкское, Плотбищенское, Мелетское, Константиновское, Преображенское, Каксинвайское, включающих в себя 36 населенных пунктов, в которых проживают 2 180 человек, которые лишены беспрепятственного автомобильного и пешеходного сообщения в направлении г.ФИО6 и обратно к месту жительства. Возможность альтернативного бесплатного проезда транспорта через реку Вятка ответчиками не обеспечена, решение об использовании участка автомобильной дороги «Казань – Пермь» на платной основе не принималось, наплавной мост не входит в состав указанной автодороги общего пользования.

С учетом неоднократного изменения в ходе судебного разбирательства предмета административных исковых требований и привлечения по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве административного ответчика Правительства Кировской области определением от 14.09.2021г. (т.3 л.д.228-229) прокурор Малмыжского района с учетом уточнения исковых требований от 22.12.2022г. (т.6 л.д.53-54) просит:

- признать незаконным бездействие Правительства Кировской области и Министерства транспорта Кировской области, выразившееся в непринятии мер по организации свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения 33 ОП РЗ 33Р-001 «Казань – Пермь» км 125+400 – км 169+640,

- обязать Правительство Кировской области и Министерство транспорта Кировской области организовать свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозку пассажиров, грузов через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения 33ОП РЗ 33Р-001 «Казань – Пермь» км 125+400 – км 169+640.

В судебных заседаниях прокурор Малмыжского района Кировской области Гайфутдинов Ф.Г. уточненные административные исковые требования поддержал, дополнил, что проблема отсутствия бесплатного проезда по автомобильной дороге «Казань-Пермь» через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района была известна Правительству Кировской области и Министерству транспорта Кировской области, что подтверждается пояснениями министра транспорта Кировской области, данными в интервью на первом телевизионном канале в программе «Новости» ДД.ММ.ГГГГ, который указывал на необходимость обеспечения транспортного сообщения через реку Вятка в Малмыжском районе, а также возможные способы решения существующей проблемы посредством выкупа понтонного моста в собственность Кировской области либо организации Правительством Кировской области паромной переправы, однако какие-либо реальные меры для обеспечения транспортного сообщения с 2018 года не были предприняты и в действующей государственной программе Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2020-2024 гг. не предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного проезда по автомобильной дороге «Казань-Пермь» через реку Вятка. С 2014 года и по настоящее время транспортное сообщение между правобережной и левобережной частями Малмыжского района Кировской области организовано ИП ФИО4 посредством эксплуатации в зависимости от погодных условий на платной основе принадлежащих ему парома и наплавного моста, при этом каких-либо соглашений между ИП ФИО4 и Правительством Кировской области относительно субсидирования расходов по обеспечению проезда через реку Вятка для жителей Малмыжского района не заключалось. Полагает, что поскольку включение мероприятий по строительству моста через реку Вятка на автодороге «Казань-Пермь» в Схему территориального планирования Кировской области на 2025-2030 годы не гарантирует его фактическое строительство, принятие указанного документа Правительством Кировской области не освобождает Правительство Кировской области и Министерство транспорта Кировской области от обязанности обеспечить свободный и бесплатный проезд транспортных средств, перевозку пассажиров и грузов по автомобильной дороге общего пользования «Казань-Пермь» в районе с.Гоньба. Обращает внимание, что автодорога «Казань-Пермь» на участке от границы с автодорогой «ФИО5 –ФИО6 - Вятские Поляны» до пгт.Кильмезь Кировской области представляет собой единый объект недвижимости, не имеет деления на части на 146 -147 км. автодороги в районе реки Вятка в Малмыжском районе, в связи с чем для обеспечения использования автодороги по назначению собственник автодороги и уполномоченный государственный орган обязаны иметь необходимое имущество в целях обеспечения использования автомобильной дороги по прямому назначению для проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов, в том числе через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района. В противном случае не обеспечивается целевое назначение автодороги «Казань-Пермь», поскольку в районе с.Гоньба имеется обрыв указанной автодороги, препятствующий дальнейшему свободному проезду по ней транспортных средств по обеспечиваемому автодорогой маршруту.

Заинтересованное лицо администрация <адрес> в представленном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ сообщила об отзыве ранее направленного и приобщенного к материалам дела заявления о поддержании административных исковых требований прокурора (т.6 л.д.1).

Административный ответчик Министерство транспорта Кировской области в представленных отзывах считает уточненные исковые требования прокурора необоснованными, поскольку Министерство транспорта Кировской области, являясь органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области, в полном объеме исполняет обязанности, возложенные на него действующим федеральным и областным законодательством. С учетом финансовой обеспеченности мероприятий, Правительством Кировской области приняты постановления от 06.12.2016 №32/232 «О направлении бюджетных инвестиций (бюджетных ассигнований) в объекты капитального строительства дорожного хозяйства государственной собственности Кировской области в 2017 - 2021 годах», от 06.02.2019 №47-П «О направлении бюджетных инвестиций (бюджетных ассигнований) в объекты капитального строительства дорожного хозяйства государственной собственности Кировской области в 2022 - 2026 годах», от 01.04.2020 №133-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие транспортной системы». Отсутствие в указанных документах мероприятий по строительству капитального моста через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района, которые являются единственно возможным способом исполнения административных исковых требований прокурора, не свидетельствует о незаконном бездействии министерства. Искусственное дорожное сооружение, предназначенное для движения через реку Вятка, в районе села Гоньба Малмыжского района Кировской области в состав автомобильной дороги общего пользования Кировской области регионального значения 33 ОП РЗ ЗЗР-001 «Казань-Пермь» км 125+400 - км 169+640 не входит, в то время как права пользователей автомобильных дорог распространяются только на фактически существующие автодороги, а право на свободный и бесплатный проезд не возлагает на владельцев автомобильных дорог обязанности по строительству новых автомобильных дорог или искусственных дорожных сооружений, которые осуществляются в соответствии с документами территориального планирования исходя из нормативов финансовых затрат и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Предусмотренное ст.28 Федерального закона №257-ФЗ право пользователей автомобильных дорог может быть ограничено взиманием платы за проезд, однако принятое собственником наплавного моста решение о его использовании на платной основе не противоречит действующему законодательству.

Административный ответчик Правительство Кировской области в представленных отзывах просит отказать в удовлетворении уточненных исковых требований прокурора, полагает, что указание прокурором Малмыжского района на незаконное бездействие Правительства Кировской области основано на неверном толковании норм действующего законодательства, определяющих полномочия Правительства Кировской области, а также не учитывает фактическое отсутствие в собственности Кировской области какого-либо имущества, обеспечивающего сообщение через реку Вятка в указанном месте. Положения пп. 11 п.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», относящие к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере дорожной деятельности, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, распространяются только на фактически существующие и принадлежащие соответствующему субъекту Российской Федерации автомобильные дороги, в то время как искусственное дорожное сооружение, предназначенное для движения через реку Вятка в районе села Гоньба Малмыжского района Кировской области в состав автомобильной дороги Казань-Пермь не входит, в связи с чем на Правительство Кировской области не могут быть возложены обязанности по осуществлению дорожной деятельности на отсутствующем в собственности Кировской области объекте. Полагает, что обеспечен альтернативный безвозмездный проезд транспортных средств в направлении Кильмезь - Казань по автомобильной дороге «Кырчаны - Нема – Кильмезь» (от пгт Кильмезь до п.Кырчаны) и автомобильной дороге «ФИО5 - ФИО6 - Вятские Поляны» (от п.Кырчаны до г.ФИО6), а также через Вятскополянский район (по автомобильным дорогам общего пользования местного значения «Мелетские горки - Большой Сатнур», «Большой Сатнур - Носок – Преображенка» и «Преображенка - Каракульская пристань» в границах Малмыжского района, «Дым-Дым-Омга - Матанский Кордон - Каракульская Пристань» и «Красная Поляна - Омга – Виноградово» в границах Вятскополянского района, поскольку участок автомобильной дороги, используемый на платной основе, составляет мост и требования к протяженности альтернативного проезда не применяются. Полномочия по планированию дорожной деятельности Правительством Кировской области реализованы с учетом социально-экономической ситуации в регионе и принципов бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов, строительство моста через реку Вятка на автомобильной дороге «Казань - Пермь» включено в мероприятия Схемы территориального планирования Кировской области, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2011 №90/22 «Об утверждении схемы территориального планирования Кировской области» (в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.02.2020 № 53-П) на период 2025 - 2030 годов, в связи с чем действиями Правительства Кировской области никакие права граждан не нарушаются.

Представитель административных ответчиков Министерства транспорта Кировской области и Правительства Кировской области ФИО1 в судебных заседаниях поддержала доводы представленных отзывов, дополнила, что на участке региональной автомобильной дороги «Казань-Пермь» в районе с.Гоньба отсутствует какое-либо имущество Кировской области, поскольку из технического паспорта автомобильной дороги следует, что указанная автодорога прерывается на 146-147 км. при пересечении рекой Вятка и фактически представляет собой два участка (контура) автомобильной дороги, не соединенных между собой каким-либо искусственным сооружением. Наплавной мост является собственностью ИП ФИО4 и не является частью указанной автомобильной дороги. Право на свободу передвижения граждан не нарушено, поскольку имеется возможность проезда через реку Вятка по иным маршрутам – через Вятскополянский район либо Кильмезский, Немский, Уржумский районы Кировской области, при этом каждый пользователь автомобильных дорог вправе самостоятельно выбрать маршрут движения, в т.ч. по частной автодороге. Полагает, что фактически исковые требования прокурора направлены на обязывание осуществить строительство капитального моста в более ранние сроки, чем предусмотрено Схемой территориального планирования Кировской области, что не будет отвечать интересам других муниципальных образований и не предусмотрено в бюджете Кировской области. Полагает надлежащим ответчиком администрацию Малмыжского района Кировской области, которая признала наплавной мост через реку Вятка в районе с.Гоньба социально-значимым для Малмыжского района объектом, в связи с чем именно на указанное муниципальное образование возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного транспортного сообщения по указанному мосту, в том числе посредством субсидирования оплаты проезда собственнику моста. Также полагает, что административным ответчиком по делу является КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», поскольку именно он является владельцем указанной автомобильной дороги на праве оперативного управления и вправе участвовать в формировании государственной программы «Развитие транспортной системы Кировской области» посредством внесения предложений в Министерство транспорта Кировской области по наименованию, объему и срокам необходимых в государственной программе мероприятий в отношении автодороги, которые по результатам рассмотрения включаются ответственным исполнителем государственной программы в её разработанный проект, который передается на утверждение Правительству Кировской области, обращает внимание, что каких-либо предложений о необходимости выполнения каких-либо мероприятий для обеспечения проезда по автомобильной дороге через р.Вятка от КОГКУ «Дорожного комитета Кировской области» не поступало, в связи с чем о необходимости принятия каких-либо мер не могло быть известно Министерству транспорта Кировской области и Правительству Кировской области.

Представитель административного ответчика КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», привлеченного к участию в деле определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (т.5 л.д.247), ФИО3 в судебных заседаниях полностью поддержала позицию Министерства транспорта Кировской области и Правительства Кировской области, а также позицию, изложенную в представленных отзыве и дополнениях к нему, полагает административные исковые требования прокурора необоснованными и просит в их удовлетворении отказать, пояснила, что КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является владельцем и балансодержателем автомобильной дороги «Казань-Пермь» в части, проходящей по территории Кировской области, собственником которой является Кировская область, при этом в состав автодороги не входит мост или иное искусственное дорожное сооружение для переправы через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района. На межевых планах указанная автомобильная дорога представляет собой два участка дороги в связи с её разделением рекой Вяткой, что также отражено в техническом паспорте автомобильной дороги, где в месте пересечения с рекой Вятка обозначен обрыв дороги. Земельный участок под автодорогу на реке Вятка не сформирован. В зимнее время КОГКУ «Дорожный комитет» на основании заключенных договоров организовывал ледовую переправу через реку Вятка в Малмыжском районе, однако фактически такая ледовая переправа является автозимником, поскольку она не обеспечивает проезд по автодороге в связи с её отсутствием в указанном месте, не соединяет два контура автодороги и не примыкает к ним, возводится отдельно. В иной период времени какие-либо обязанности на КОГКУ «Дорожный комитет» по обеспечению проезда в месте пересечения автодороги с р.Вятка не возложены. В связи с отсутствием автомобильной дороги на участке реки Вятка осуществление дорожной деятельности на участке разрыва дороги невозможно. Полагает, что единственным способом, которым возможно удовлетворить требования прокурора является строительство капитального мостового сооружения, ориентировочная стоимость которого составляет более 11 млрд. руб. Строительство нового понтонного моста, осуществляемого по кратчайшей линии, невозможно, поскольку контуры автодороги не перпендикулярны друг другу и при соединении контура левого берега с правым берегом реки понтонный мост закончится на землях памятника природы «Осокоревая роща», где запрещено строительство. В случае устройства понтонного моста с правого берега понтонный мост будет соединен с автомобильной дорогой местного значения, при этом понтонный мост не обеспечит круглогодичную транспортную доступность. Полагает, что права ФИО4 на осуществление предпринимательской деятельности по использованию наплавного моста не могут быть ограничены.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Малмыжский муниципальный район Кировской области», привлеченное к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ занесенным в протокол судебного заседания (т.4 л.д.153), ФИО2 в судебном заседании указала, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными, настаивает, что администрация Малмыжского района не может являться надлежащим административным ответчиком по иску, поскольку автомобильная дорога «Казань - Пермь» является собственностью Кировской области, а не муниципального образования «Малмыжский муниципальный район Кировской области», не числится в казне муниципального образования и не учитывается в Перечне автомобильных дорог местного значения, в связи с чем муниципальное образование не может нести какие-либо расходы по организации свободного и бесплатного проезда по указанной автомобильной дороге через реку Вятка. В Малмыжском районе принята и действует Программа развития дорог местного значения, однако какие-либо мероприятия в отношении региональной дороги «Казань-Пермь», а также наплавного моста, являющегося частной собственностью ИП ФИО4, в ней не предусмотрены. Постановлением администрации Малмыжского района №511 от 04.08.2017 наплавной мост через реку Вятка в районе с.Гоньба был признан социально-значимым объектом, однако указанное постановление было принято в целях сохранения целевого назначения моста в ходе конкурсного производства в отношении его предыдущего собственника ООО <данные изъяты>. Вопрос о приобретении и установке за счет средств муниципального образования понтонного моста в районе с.Гоньба через р.Вятка не обсуждался как в связи с отсутствием достаточного финансирования в бюджете муниципального района, так и в связи с отсутствием соответствующей обязанности. Обращает внимание, что в зимний период обеспечение проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов по указанной автомобильной дороге через реку Вятка осуществляется посредством оборудования ледовой переправы АО «Вятавтодор» по заказу Дорожного комитета Кировской области, однако зимой 2019-2020, 2020-2021гг. и 2021-2022гг. ледовая переправа не обустраивалась ввиду погодных условий.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Кировской области в представленном отзыве указало, что распоряжением от 04.03.2016г. №04-180 автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Казань-Пермь» с идентификационным номером 33 ОП РЗ 33К-001 закреплена им на праве оперативного управления за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», функции и полномочия учредителя которого осуществляет Министерство транспорта Кировской области, являющееся органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области, являющееся центром ответственности за исполнение государственной функции по управлению строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования регионального значения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения. Беспрепятственный проезд по автомобильной дороге общего пользования через реку Вятка подразумевает строительство моста, т.е. сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через рукотворные и природные препятствия, в т.ч. реки, которое, кроме проектных и изыскательских работ, требует больших финансовых затрат, выделение которых необходимо предусмотреть при формировании бюджета Кировской области на очередной финансовый год. Полагает, что требования прокуратуры Малмыжского района Кировской области по обеспечению беспрепятственного безвозмездного проезда по автомобильной дороге общего пользования «Казань – Пермь» через реку Вятка на территории Малмыжского района не может быть исполнено Министерством транспорта Кировской области мгновенно, без принятия и разработки программы по строительству моста и внесения соответствующих затрат в Закон Кировской области «Об областном бюджете» для обеспечения строительства соответствующего сооружения. Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Кировской области ФИО7, участвуя в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ полностью поддержал позицию Министерства транспорта Кировской области и Правительства Кировской области, полагает административные исковые требования прокурора необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.

Заинтересованное лицо Министерство финансов Кировской области, привлеченное к участию в деле определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.53), ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя, в отзыве указало, что является финансовым органом субъекта РФ «Кировская область» и может выступать от имени его казны, которую в соответствии с ч.2 ст.3 Закона Кировской области от 06.10.2008 №287-ЗО составляет не закрепленное государственное имущество Кировской области и средства областного бюджета. Строительство моста относится к дорожной деятельности, расходы на которую осуществляются согласно ст.3 Федерального закона №257–ФЗ за счет дорожного фонда, главным распорядителем средств которого согласно постановлению Правительства Кировской области от 07.12.2011 №131/648 является Министерство транспорта Кировской области. Для принятия решения о строительстве моста необходимо технико-экономическое обоснование, проектно-изыскательские работы, для чего потребуется продолжительное время и большие финансовые затраты. Объект капитального строительства должен быть включен в Перечень объектов капитального строительства дорожного хозяйства государственной собственности Кировской области, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 06.02.2019 №47-П.

Заинтересованное лицо Министерство охраны окружающей среды Кировской области, привлеченное к участию в деле определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ ( т.5 л.д.50) в представленном отзыве просило рассмотреть дело без участия своего представителя, указало, что понтонный мост через реку Вятка у с.Гоньба на левом берегу реки установлен на территории особо охраняемой территории памятника природы регионального значения «Осокоревая роща у с.Гоньба», границы которого не утверждены до настоящего времени, в связи с чем исполнение обязанности по организации автомобильного и пешеходного сообщения по автомобильной дороге через реку Вятка в районе с.Гоньба возможно в пределах существующего режима особо охраняемой природной территории регионального значения ( т.5 л.д.139-140).

Заинтересованное лицо – индивидуальный предприниматель ФИО4 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебные заседание не являлся, в представленных письменных пояснениях указал, что в зависимости от времени года на автомобильной дороге «Казань-Пермь» возле с.Гоньба Малмыжского района им организовывается платная паромная переправа через реку Вятка либо устанавливается наплавной мост, проезд по которому также платный. Тарифы на проезд установлены им лично. Какие-либо субсидии органами власти Малмыжского района и Кировской области ему не выделяются и не выделялись, участия в деятельности переправы указанные органы не принимают, денежные средства не выделяют, вопрос субсидирования его деятельности с органами власти никогда не обсуждался. Льготы на проезд он устанавливает по личному усмотрению, предоставляет бесплатный проезд для экстренных служб (скорой помощи, полиции, МЧС, прокуратуры), а также для глав сельских поселения и ветеранов Великой Отечественной войны, иным категориям, в т.ч. инвалидам, льготы не предоставляются (т.2 л.д.199).

Заинтересованное лицо ОГИБДД ОМВД России по Малмыжскому району Кировской области, привлеченное к участию в деле протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, в письменных пояснениях указало, что наплавной понтонный мост, эксплуатируемый ФИО4 в районе с.Гоньба, не является составной частью автомобильной дороги «Казань-Пермь», в связи с чем надзорных функций в отношении данного объекта ОМВД не осуществляет. Считает требования прокурора законными и обоснованными, поскольку бездействие ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на свободный и бесплатный проезд транспортных средств и пассажиров по автомобильным дорогам общего пользования в пределах РФ.

Заинтересованное лицо АО «Вятавтодор», привлеченное к участию в деле протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, мнения по иску не выразило, в письменных пояснениях сообщило, что между КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» и КОГП «Вятавтодор» на период с ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время заключен и действует на период с 01.07.2020г. по 30.06.2022г. государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию, в том числе автомобильной дороги «Казань-Пермь», в соответствии с техническим заданием которого предусмотрено строительство и содержание ледовой переправы в Малмыжском районе, которая в зимний период 2019 года была организована в период с января по март 2019г. В зимний период 2020г.- ледовая переправа не была организована ввиду погодных условий, а в 2021 г. ледовая переправа не была организована вследствие увеличения полыньи на левобережье реки Вятка (т.5 л.д.54).

Заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (т.5 л.д.51), администрация Арыкского сельского поселения Малмыжского района в лице его главы ФИО8, администрация Каксинвайского сельского поселения Малмыжского района в лице его главы ФИО9, администрация Константиновского сельского поселения Малмыжского района в лице его главы ФИО10, администрация Мелетского сельского поселения Малмыжского района в лице его главы ФИО11, администрация Преображенского сельского поселения Малмыжского района в лице его главы ФИО16, участвуя в судебном заседании 01.12.2021г. административный иск прокурора поддержали, суду пояснили, что в левобережной части Малмыжского района отсутствуют медицинские стационарные учреждения, а также средние школы для получения 11-летнего образования, отсутствуют банкоматы, автозаправочные станции, устойчивая мобильная связь и Интернет, все социально-необходимые услуги предоставляются в районном центре – в г.Малмыже, куда жители левобережной части с 2014 года вынуждены выезжать через платный мост для оформления пенсий, субсидий, пособий, получения наличных денег, нотариальных услуг, оказания медицинской помощи, помимо предоставляемой в ФАП, а также в МФЦ, военкомат, полицию, суд, Центр занятости населения и т.п., при этом каждая такая поездка обходится жителям как минимум в 700 рублей, для администраций сельских поселений по устной договоренности предусмотрено право бесплатного проезда по мосту четыре раза в месяц. В левобережной части фактически имеет место бездорожье, также непроезжая объездная дорога через Вятскополянский район, поэтому автомашины «Скорой помощи», которые приезжают из г.ФИО6 или Вятскополянского района часто приходится сопровождать трактором. Автобусное сообщение с г.ФИО6 имеется только у жителей Арыкского, Каксинвайского и Мелетского поселений, куда в понедельник и пятницу ездит автобус сообщением «ФИО6-Каксинвай». Считают необходимым ремонт дорог и строительство моста для беспрепятственного проезда в правобережную часть Малмыжского района (т.5 л.д.202-207, 230-245). Заинтересованное лицо – глава администрации Плотбищенского сельского поселения Малмыжского района в представленных ходатайствах просил о рассмотрении дела без его участия, указал, что полностью поддерживает административные исковые требования прокурора (т.5 л.д.186).

Заслушав пояснения участников судебного заседания, свидетелей, учитывая письменные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ от 08.11.2007 (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007):

автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, искусственные дорожные сооружения, представляющие собой сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог водотоками (зимники переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные им сооружения),

дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог,

владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно -распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации,

пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения,

автомобильная дорога, содержащая платный участок, - автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее - платный участок автомобильной дороги).

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (ч.6 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007).

В соответствии со ст.8 Федерального закона №257-ФЗ наименование автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты, как правило, должно состоять из наименований соединяемых этой автомобильной дорогой населенных пунктов.

В соответствии со ст.28 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Кировской области «Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения» №13/130 от 29.05.2009г. автомобильная дорога общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения «Казань-Пермь» (идентификационный номер 33 ОП РЗ ЗЗР-001) протяженностью 90770 метров (в том числе по территории Малмыжского района Кировской области 40660 метров, по территории Кильмезского района Кировской области - 50110 метров) включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения.

Распоряжением Министерства государственного имущества Кировской области «О передаче автомобильных дорог» №04-180 от 04.03.2016 указанная автомобильная дорога протяженностью 90770м. включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, передаваемых в оперативное управление КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», и закреплена за ним на праве оперативного управления (т.1 л.д.28-30).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости автомобильная дорога «Казань-Пермь», участок от границы с Республикой Татарстан до пгт.Кильмезь, год завершения строительства – 1971, назначение – сооружения дорожного транспорта, протяженностью 70610 м., представляет собой единый объект недвижимости с кадастровым номером , который находится в собственности субъекта Российской Федерации «Кировская область», правообладателем является КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» (т.1 л.д.10-28), включал 2 контура (точки 1-28, и точки 1-364). В ходе судебного разбирательства указанный объект недвижимости был разделен на 2 самостоятельных объекта путем выдела из объекта с кадастровым номером объекта недвижимости с кадастровым номером . Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 19.10.2021г. автомобильная дорога «Казань-Пермь» участок от пересечения с автомобильной дорогой ФИО5 – ФИО6 - Вятские Поляны до пгт.Кильмезь), год завершения строительства – 1971, назначение – сооружения дорожного транспорта, протяженностью 63 190 м., представляет собой единый объект недвижимости с кадастровым номером , образованный в результате раздела сооружения с кадастровым номером посредством выдела его второго контура с точками 1-364, находится в собственности субъекта Российской Федерации «Кировская область», правообладателем является КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» (т.5 л.д.3-18).

По сведениям ООО <данные изъяты> в ЕГРН протяженность автомобильной дороги «Казань-Пермь» с кадастровым номером определена как сумма двух контуров – первый от автодороги ФИО5 – ФИО6 - Вятские Поляны до реки Вятка у <адрес>, второй – от реки Вятка до пгт.Кильмезь, общая протяженность в 63190 м., не включает в себя участок по реке Вятка, земельный участок под автодорогу на реке Вятка не сформирован, на реке Вятка автодорога отсутствует (т.4 л.д.247).

В соответствии с п.3.9, 4.2.1, 9.7 ГОСТ 33388-2015 технический паспорт автомобильной дороги представляет собой технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученных в результате проведения технического учета дороги, в том числе информацию о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, сведения о пересечениях, примыканиях и съездах; характеристику продольного профиля и плана трассы; объекты дорожного и придорожного сервиса и др.

Согласно Техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ ф.ВСН 1-83 автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Кировской области ЗЗР-001 Казань - Пермь км 125+400 - км 169+640 движение по автодороге является круглогодичным (т.1 л.д.53-61). Между знаковыми обозначениями 146 и 147 км в районе с.Гоньба Малмыжского района автодорога имеет пересечение с рекой Вятка, проезд (проход) через которую искусственным дорожным или каким-либо иным сооружением не оснащен, что препятствует свободному проезду транспортных средств, перевозке пассажиров и грузов по существующей автомобильной дороге, при этом автодорога в указанном месте не разделена на отдельные объекты (т.1 л.д.92), а ширина реки Вятка включена в протяженность автомобильной дороги, составляющей 90770м. (в Малмыжском районе 2 участка: км.125 + 400 – км 132+ 820 (7,420 км до с.Савали Малмыжского района) и км 136+400 – км 169+640 (33,240 км от поч.Кулапинский до с.Константиновка через р.Вятка), общая протяженность 40,660 км (т.1 л.д.59-60). Указанный участок автодороги находится в неудовлетворительном на момент составления паспорта состоянии (т.1 л.д.119). Обслуживающей автомобильную дорогу организацией является КОГП «Вятавтодор» (в настоящее время АО «Вятавтодор») (т.1 л.д. 53-226).

По сведениям владельца автомобильной дороги КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» от ДД.ММ.ГГГГ проезд через р.Вятка на автомобильной дороге «Казань-Пермь» в Малмыжском районе в летний период осуществляется через частный наплавной понтонный мост. В зимний период техническим заданием к заключенному государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ предусматривается устройство ледовой переправы, которая ввиду неблагоприятных погодных условий в 2019-2021гг. не обустраивалась. Для обеспечения круглогодичного регулярного сообщения требуется строительство капитального мостового сооружения, однако в программе Кировской области «Развитие транспортной системы» средства на данные мероприятия не предусмотрены. В случае включения вопроса о строительстве моста в указанную государственную программу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» незамедлительно приступит к организации работ по разработке проектной документации и её дальнейшей реализации (т.1 л.д.32-33).

Из представленных государственных контрактов, заключенных между КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» (заказчик) и КОГП «Вятавтодор» (подрядчик) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническими заданиями в составе работ по содержанию неделимой автомобильной дороги «Казань-Пермь», протяженностью в Малмыжском районе 40,660 км., предусмотрено содержание ледовой переправы, включая её строительство и эксплуатацию. В зимний период 2019 года ледовая переправа через реку Вятка на автомобильной дороге Казань-Пермь у с.Гоньба в Малмыжском районе была принята в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ при этом местонахождение переправы указано как «км 146+600» автодороги Казань-Пермь с.Гоньба, что также подтверждается паспортом ледовой переправы от ДД.ММ.ГГГГ актом о закрытии переправы от ДД.ММ.ГГГГ (т.5 л.д. 76-79). В зимние периоды 2020-2021гг. ледовая переправа не была организована ввиду погодных условий и увеличения полыньи на левобережье реки Вятка (т.5 л.д.55-100).

Из письма Министерства транспорта Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.62-63) следует, что ввиду ограниченности средств дорожного фонда Кировской области для устранения проблемы транспортной доступности территории левобережья Малмыжского района было принято решение об устройстве частного понтонного моста, который введен в эксплуатацию в 2014 году, до его устройства перевозку транспортных средств осуществляла паромная переправа. Оплата за проезд по мосту производится согласно прейскуранту, утвержденному его собственником, предусматривающему бесплатный проезд для ветеранов ВОВ, инвалидов 1 группы, полиции, МЧС, машин скорой медицинской помощи, рейсовых автобусных маршрутов, социальных служб. Предоставление дотаций частным владельцам понтонных мостов для компенсации затрат на предоставление льготного проезда не предусмотрено Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Кировской области, утв. постановлением Правительства Кировской области №131/648.

Согласно Акту осмотра и замерам, проведенным прокуратурой Малмыжского района ДД.ММ.ГГГГ, наплавной понтонный мост через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района, состоящий из 5 барж, принадлежащих на праве собственности ФИО4, имеет длину 265 м. и ширину 9,75 м., проход пешеходов по мосту запрещен (т.3 л.д.183-193). Свидетельствами о праве собственности ФБУ «Администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» от 26.11.2019г. подтверждается принадлежность ФИО4 барж №1-№5 (т.2 л.д. 201-210), которые согласно свидетельствам о классификации Российского речного регистра разрешены к эксплуатации только в составе наплавного моста, проход пешеходов по ним не допускается, максимальная снаряженная масса автомобилей не более 45 т. (т.3 л.д.25-29). Согласно прейскуранту цен ИП ФИО4 по наплавному мосту осуществляется проезд автомобилей грузоподъемностью до 50 тонн (до 80 тонн по согласованию с руководством), плата за проезд установлена в размере от 50 до 2200 рублей в зависимости от категории транспортного средства (т.3 л.д.189).

В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ наплавной мост отнесен к плавучим объектам, а паром - к судну. Согласно пунктам 5 и 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ № 623 от 12.08.2010, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях отнесены к объектам внутреннего водного транспорта, не входят в состав и не являются технологической частью автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Казань-Пермь».

Согласно сведениям МУП «МалмыжПАТ» между правобережной и левобережной частью Малмыжского района им осуществляется рейс «ФИО6-Каксинвай» 2 раза в неделю и осуществляется регулярный автобусный маршрут «ФИО6 - Вятские Поляны», транспортный маршрут «ФИО6 – Кырчаны – Нема» отсутствует, транспортное обслуживание между г.ФИО6 и пгт.Кильмезь обслуживает иное лицо - ИП ФИО12 (т.4 л.д.220).

По сведениям КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова», КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», ГУ МЧС по Кировской области проезд автомобилей скорой медицинской помощи, специального транспорта МЧС через реку Вятка в левобережную часть Малмыжского района осуществляется по наплавному мосту в рамках устной договоренности с ИП ФИО4 на безвозмездной основе, письменный договор не заключался ( т.4 л.д.205, 215-21, 227).

Свидетель ФИО13 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что является депутатом Малмыжской районной Думы с 2011 года по настоящее время от Арыкского сельского поселения, расположенного в левобережной части Малмыжского района, жителям которой для поездки в г.ФИО6, где расположены больница, аптеки, Центр занятости населения, Пенсионный фонд, банки и иные социальные учреждения, необходимо проехать через реку Вятка по понтонному мосту за плату, которая составляет не менее 500 рублей за проезд в обе стороны и является значительной для жителей, которые в основном имеют невысокий доход и в большинстве являются пенсионерами. В течение последних двух лет проезд в г.ФИО6 является для жителей левобережья платным в течение всего года, поскольку вследствие установки наплавного моста усилилось течение реки и оборудование ледовой переправы на реке Вятка зимой не представляется возможным. Ранее ледовая переправа обустраивалась силами ДУ-23 АО «Вятавтодор» по договорам с Дорожным комитетом Кировской области. До 2014 года переправу осуществлял паром Вятского речного пароходства. С 2014 года ИП ФИО4 установлен платный понтонный мост и утверждены цены на проезд по мосту, не предусматривающие каких-либо льгот для социально-незащищенных категорий населения (инвалидов, пенсионеров), бесплатный проезд через мост осуществляется только по личному усмотрению ИП ФИО4, в частности один раз в неделю бесплатно по мосту проезжает почтовый автомобиль. Жители левобережной части Малмыжского района многократно обращались с заявлениями и письмами в различные инстанции, существующая проблема доступности транспортного сообщения освещалась на первом телевизионном канале, однако она не решена по настоящее время. В настоящее время жители левобережной части района вынуждены тратить денежные средства на проезд через реку Вятка для того, чтобы посетить больницу, аптеку, АЗС, банк и др. организации и учреждения, которые в левобережной части Малмыжского района отсутствуют.

Свидетель ФИО14 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дал пояснения, аналогичные по своему содержанию показаниям свидетеля ФИО13, а также указал, что жители левобережной части вынуждены платить за доступ к получению услуг, оказываемых в г.Малмыже ввиду платности проезда в правобережную часть района. Для решения проблемы платного проезда через реку Вятка из левобережной части Малмыжского района в правобережную часть он обращался, в том числе и в Правительство Кировской области, которое переадресовало его обращение в Министерство транспорта Кировской области, сообщившего об ограниченности средств дорожного фонда Кировской области и организации проезда посредством эксплуатации понтонного моста (т.5 л.д.245-246).

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что фактически проезд по автодороге «Казань-Пермь» из левобережной части Малмыжского района в его правобережную часть через реку Вятка в районе с.Гоньба является платным, за исключением предоставленного с устного согласия собственника наплавного моста проезда специального транспорта экстренных служб (скорой помощи, полиции, МЧС, прокуратуры), а также глав сельских поселения и ветеранов Великой Отечественной войны (т.2. л.д.199-200), вследствие чего жители Малмыжского района, проживающие в левобережной его части, вынуждены вносить плату за проезд через реку Вятка при поездках в г.ФИО6 в целях реализации права на получение различного рода услуг, в том числе социальных, предоставляемых органами и учреждениями, расположенными в районном центре муниципального образования - г.ФИО6 Кировской области.

В период с 2014 по 2021гг. граждане – жители Малмыжского района многократно обращались в администрацию Малмыжского района, Министерство транспорта Кировской области, Правительство Кировской области, Законодательное Собрание Кировской области, администрацию Президента РФ и др. организации (т.2 л.д.64-77, 85-160) с жалобами на отсутствие бесплатного транспортного сообщения левобережной и правобережной частей Малмыжского района, в ответ на которые были получены ответы об отсутствии возможности решения вопроса при имеющемся бюджетном финансировании и наличия предоставляемых ФИО4 льгот, при этом в ответах от ДД.ММ.ГГГГ Правительство Кировской области и Министерство транспорта Кировской области также указало на поступление значительного количества обращений жителей левобережья Малмыжского района об установлении высоких цен на проезд по мосту, наличие социальной напряженности (т.3 л.д.199- 200).

ДД.ММ.ГГГГ в телевизионной программе «Новости» на общероссийском федеральном «Первом канале» транслировалось интервью министра транспорта Кировской области ФИО18, который после освещения проблемы транспортного сообщения жителей левобережной части Малмыжского района сообщил, что министерство будет заниматься организацией проезда и Министерство имущественных отношений выкупит понтонный мост у собственника и передаст его в Дорожный комитет Кировской области, в ином случае и при не достижении соглашения об условиях проезда Правительство Кировской области примет меры к организации переправы путем парома (т.2 л.д.52).

Однако, в 2021 году прокуратурой Малмыжского района Кировской области была проведена проверка по обращению гражданина ФИО15 по вопросу взимания платы за проезд по понтонному мосту через реку Вятка в районе с.Гоньба, в результате которой подтверждено взимание платы ФИО4 за проезд по наплавному мосту согласно утвержденному им прейскуранту в размере от 50 до 2200 рублей (т.2 л.д.78) при отсутствии иного транспортного сообщения через р.Вятка в Малмыжском районе.

В утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 №133-П действующей государственной программе «Развитие транспортной системы», целью которой является удовлетворение потребности населения в безопасных перевозках, обеспечение транспортного обслуживания населения, ответственным исполнителем которой является Министерство транспорта Кировской области, со сроком реализации 2020-2024гг., не предусмотрено мероприятий по обеспечению проезда по автомобильной дороге «Казань-Пермь» через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района

При установленных фактических обстоятельствах на участке автомобильной дороги «Казань-Пермь», пересекаемом рекой Вятка в районе с.Гоньба, автомобильная дорога включает земельные участки с непосредственным дорожным покрытием, однако в месте прохождения водотока реки Вятка (146-147 км. автодороги) не включает искусственное дорожное сооружение, которое обеспечивало бы целевое использование автодороги по её назначению – для обеспечения транспортного сообщения между населенными пунктами в границах её крайних точек, включающих населенные пункты правобережной и левобережной частей Малмыжского района Кировской области в целях обеспечения права пользователей автомобильной дороги на свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозку пассажиров, грузов через реку Вятка. Вместе с тем, по общему правилу, субъективному праву лица всегда корреспондирует юридическая обязанность обеспечения реализации гарантированного законом права.

В судебном заседании установлено, что в зимний период право на проезд транспортных средств, перевозку пассажиров и грузов через реку Вятка по автомобильной дороге «Казань-Пермь» на протяжении 146-147 км. обеспечивается силами КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» путем обустройства ледовой переправы, что прямо предусмотрено как в ранее действовавшем государственном контракте от 04.12.2018г., так и в действующем в настоящее время государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ. В период времени года, когда такая переправа отсутствует, проезд транспортных средств, перевозка пассажиров и грузов по указанному участку не обеспечены. Следовательно, в текущем моменте гарантированное ст.28 Федерального закона №257-ФЗ право пользователей автомобильных дорог на свободный и бесплатный проезд транспортных средств, перевозку пассажиров и грузов по автомобильной дороге «Казань-Пермь» через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района не обеспечено и не реализуется.

Транспортное сообщение участков непрерывной согласно техническому паспорту и неделимой согласно сведениям ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером автомобильной дороги «Казань – Пермь» через реку Вятка обеспечено силами ИП ФИО4, эксплуатирующего в целях предпринимательской деятельности наплавной мост и паром на платной основе, вследствие чего фактически имеет место платный участок проезда на автомобильной дороге «Казань Пермь», при этом решение об использовании участка автомобильной дороги Казань-Пермь на 146-147 км. на платной основе в порядке, предусмотренном ст.14.1, ст.36 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007г. Правительством Кировской области не принималось, а в техническом паспорте отсутствуют сведения о наличии платных участков в составе указанной автомобильной дороги.

Согласно представленным прокурором в материалы дела сведениям общедоступных источников («Яндекс-навигатор») расстояние от ближайших к реке Вятка населенных пунктов левого и правого берега Малмыжского района - от д.Никольское до с.Гоньба Малмыжского района составляет через р.Вятка 4,7 км., расстояние между этими же населенными пунктами по предложенным Министерством транспорта Кировской области и Правительством Кировской области альтернативным бесплатным маршрутам в объезд составляет – через с.Кырчаны Нолинского района 336 км (166 +170 км.), через Вятскополянский район Кировской области – 152 км (т.3 л.д.36-38), в связи с чем требования ч.2 ст.37 Федерального закона №257-ФЗ, согласно которому протяженность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств не должна превышать более чем в три раза протяженность платного участка автомобильной дороги, не выполняется. Решение о платном проезде по понтонному мосту было принято его собственником ФИО4, который не является лицом, которое вправе принимать решение о платном использовании участка автомобильной дороги, поскольку платный наплавной мост ИП ФИО4 в состав автомобильной дороги «Казань-Пермь» не входит, в связи с чем исключение, предусмотренное п.1 ч.2 ст.37 Федерального закона №257-ФЗ, допускающее платное использование участка автодороги, протяженностью более 50 процентов в составе моста без ограничения протяженности альтернативного бесплатного проезда, не может быть применено в рассматриваемых обстоятельствах. Факт использования понтонного моста для проезда транспортных средств через водную преграду и дальнейшего их следования по автомобильной дороге «Казань-Пермь» не означает, что понтонная переправа является технологической частью именно этой автомобильной дороги.

Иной вид транспортного сообщения, помимо автомобильного, на территории Малмыжского района Кировской области отсутствует.

Постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2011 №90/22 «Об утверждении схемы территориального планирования Кировской области (в редакции от 13.02.2020 №53-П), принятым в соответствии с Законом Кировской области «О регулировании градостроительной деятельности в Кировской области» №44-30 от 28.09.2006г., предусмотрено, но согласно пояснениям представителя Правительства Кировской области и Министерства транспорта Кировской области с учетом финансовой обеспеченности бюджета Кировской области не гарантировано строительство моста через реку Вятка на автомобильной дороге «Казань - Пермь» в период 2025 - 2030 гг. (т.2 л.д.39-44). Схема территориального планирования Кировской области в силу ст.6, 13 Закона Кировской области «О стратегическом планировании в Кировской области» от 12.05.2015 №526-ЗО является документом стратегического планирования, который разрабатывается в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Кировской области и основывается на положениях стратегии социально-экономического развития области, стратегий социально-экономического развития макрорегионов и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. До 2025-2030гг. каких-либо мероприятий по обеспечению проезда через реку Вятка на автомобильной дороге «Казань - Пермь» КОГКУ «Дорожным комитетом Кировской области» не организовано и не осуществляется.

Доводы Правительства Кировской области, Министерства транспорта Кировской области и КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» об отсутствии в собственности Кировской области какого-либо имущества на участке автодороги, пересекаемом рекой Вятки в районе с.Гоньба Малмыжского района, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для возложения обязанности в отношении отсутствующего имущества, подлежат отклонению, поскольку именно отсутствие такого имущества в виде капитального или наплавного мостового сооружения, парома, а также непринятие иных мер в целях обеспечения транспортного сообщения на протяжении всей автомобильной дороги и через реку Вятка является причиной нарушения права пользователей автомобильной дороги на бесплатный и свободный проезд транспортных средств, перевозку пассажиров и грузов и требует, по мнению суда, именно от уполномоченного органа, а именно владельца автомобильной дороги, принять меры к прекращению нарушения указанного права.

Доводы КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» и Министерства транспорта Кировской области о наличии двух участков автомобильной дороги «Казань-Пермь» до реки Вятка у с.Гоньба и после р.Вятка до пгт.Кильмезь, основанные на сведениях об отводе земельных участков под автомобильную дорогу, подлежат отклонению, поскольку согласно сведениям технического паспорта, содержащего эксплуатационные характеристики дороги, автомобильная дорога на указанном участке является неделимой, представляет собой один единый объект транспортной инфраструктуры. Доказательств существования и нахождения в собственности Кировской области и владении КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» двух самостоятельных автомобильных дорог сообщением «с.Савали Малмыжского района - с.Гоньба Малмыжского района» и «д.Никольское Малмыжского района – пгт.Кильмезь», а также отдельно ледовой переправы в зимний период через реку Вятка в ходе судебного разбирательства суду не представлено. При этом согласно части 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 22.06.2021г.) на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществлялось образование земельных участков. Согласно статье 11 Водного кодекса РФ право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, в том числе, для строительства мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов (пункт 5 части 2 статьи 11). В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

С учетом вышеизложенного суд полагает, что имеет место бездействие со стороны владельца региональной автомобильной дороги - КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», заключающееся в непринятии им мер по организации свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов через реку Вятка в районе села Гоньба Малмыжского района Кировской области по автомобильной дороге ЗЗР-001 (идентификационный номер 33 ОП РЗ ЗЗР-001) Казань - Пермь км 125+400 - км 169+640;

В целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» организовать свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозку пассажиров, грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения Кировской области ЗЗР-001 (идентификационный номер 33 ОП РЗ ЗЗР-001) Казань - Пермь км 125+400 - км 169+640) через реку Вятка в районе села Гоньба Малмыжского района Кировской области, за исключением случаев, когда иное предусмотрено Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», признавая обоснованными доводы представителя Правительства Кировской области о наличии оговоренных в ст.30, 31, 36 Федерального закона №257-ФЗ случаев ограничения такого права – при перевозке опасных, тяжеловесных грузов, в случае принятия решения об использовании участка автомобильной дороги на платной основе и т.п.

Возлагая требуемую в административном иске обязанность именно на административного ответчика КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» суд принимает во внимание, что в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ указанное казенное учреждение осуществляет деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, а также исходит из п.2 ст.3 Закона Кировской области от 06.10.2008 №287-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области», в соответствии с которым ответственность за эксплуатацию и использование по назначению государственного имущества области, закрепленного за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, несут соответствующие областные государственные учреждения.

Согласно Уставу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является учреждением, находящимся в собственности Кировской области, учредителем которого является Министерство транспорта Кировской области (п.1.2-1.3), осуществляет от имени Кировской области полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения Кировской области и организации обеспечения безопасности дорожного движения на них (п.1.5), создано в целях управления дорожным хозяйством области (п.1.1), а также с целью организации развития сети автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального значения, осуществления мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (п.2.1). Для выполнения возложенных полномочий Дорожный комитет Кировской области в соответствии с пунктами 2.3.2, 2.3.5 Устава размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с действующим законодательством; осуществляет приемку выполненных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог, сооружений на них, иных объектов дорожного хозяйства, а также обеспечивает ввод объектов в эксплуатацию. Для достижения основной цели деятельности учреждение осуществляет учет и оперативное управление автомобильными дорогами, другим движимым и недвижимым имуществом (п.2.4.4), осуществляет учет, прогнозирование интенсивности и состава движения на автомобильных дорогах с целью перспективы планирования дорожной деятельности (п.2.4.6), организует проведение работ по диагностике, инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог (п.2.4.20). Для реализации возложенных функций Учреждение имеет право вносить в установленном порядке предложения о внесении изменений в статьи доходов и расходов бюджетных смет, а также в перечень имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения (п.3.1.2, 3.1.4) (т.1 л.д.33-38). В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 06.02.2019 №47-П (ред. от 15.11.2021) «О направлении бюджетных инвестиций (бюджетных ассигнований) в объекты капитального строительства дорожного хозяйства государственной собственности Кировской области в 2022 - 2026 годах» государственным заказчиком предусмотренных и реализуемых мероприятий определено КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области».

Как было указано выше КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» заключен государственный контракт с АО «Вятавтодор» на 2020-2022 гг., в котором предусмотрено обеспечение в зимний период права свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района по автомобильной дороге «Казань – Пермь», однако в 2020-2022гг. государственный контракт в указанной части не был исполнен в силу природных факторов, а в иной период вышеуказанное право свободного бесплатного проезда по автомобильной дороге через реку Вятка в Малмыжском районе какими-либо способами и мероприятиями не обеспечено.

Поскольку КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является владельцем спорного участка автомобильной дороги, суд полагает указанное лицо надлежащим административным ответчиком по предъявленному административному иску. Доводы об отсутствии необходимого финансирования не могут служить основанием для освобождения административного ответчика от выполнения обязанностей по обеспечению гарантированного права пользователей автомобильной дороги.

Суд также полагает, что обеспечение права свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов по региональной автомобильной дороге, находящейся в собственности Кировской области, не может быть отнесено к вопросам местного значения. Принятие администрацией Малмыжского района постановления «О признании социально значимым объектом» №511 от 04.08.2017 и признание понтонного моста через реку Вятка у села Гоньба Мальмыжского района Кировской области социально значимым объектом, обусловленное открытием в отношении первоначального собственника указанного моста ООО «Технополис» конкурсного производства, имело правовое значение только при реализации понтонного моста в составе конкурсной массы его собственника – должника и не влечет для администрации Малмыжского района принятия на себя обязательств в отношении организации обеспечения проезда транспортных средств по автомобильной дороге регионального значения «Казань-Пермь», в связи с чем оснований для возложения обязанности на администрацию Малмыжского района не имеется, поэтому в удовлетворении административных исковых требований к администрации Малмыжского района следует отказать.

В удовлетворении административных исковых требований к административным ответчикам Министерству транспорта Кировской области и Правительству Кировской области следует отказать, поскольку полномочия по планированию дорожной деятельности Правительством Кировской области реализованы – мероприятие по строительству моста через реку Вятка на автомобильной дороге «Казань - Пермь» запланировано и включено в Схему территориального планирования Кировской области, утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2011 №90/22 «Об утверждении схемы территориального планирования Кировской области» (в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.02.2020 № 53-П) на период 2025 - 2030 годов.

Министерство транспорта Кировской области в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Кировской области от 24.06.2015 №44/318 осуществляет управление в сфере транспортного обслуживания населения и регулирование дорожной деятельности на территории Кировской области, однако реализует свои полномочия в части управления дорожным хозяйством и осуществления дорожной деятельности, в том числе на участке автомобильной дороги «Казань-Пермь», проходящей по территории Кировской области, через учрежденный им КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» (п.3.1.1.2 Положения), осуществляя в указанной части мониторинг выполнения переданных им государственных полномочий. В судебном заседании из пояснений представителя Министерства транспорта и Правительства Кировской области установлено, что от владельца автомобильной дороги КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» каких-либо предложений об изменении его бюджетной сметы и перечня закрепленного за ним имущества в целях организации бесплатного и свободного проезда через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района на закрепленной автомобильной дороге в адрес учредителя не направлялось, как не направлялось и иных предложений о необходимости планирования и выделения бюджетных инвестиций (бюджетных ассигнований) на указанные цели, при этом доказательств, свидетельствующих об обратном в судебное заседание представлено не было, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии неправомерного бездействия со стороны Министерства транспорта Кировской области в связи с передачей им соответствующих государственных полномочий административному ответчику КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области».

Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Вместе с тем суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

В связи с осуществлением КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» государственных полномочий, суд полагает достаточным указание административному ответчику на необходимость решения вопроса по организации свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения Кировской области ЗЗР-001 с идентификационным номером 33 ОП РЗ ЗЗР-001 «Казань – Пермь» (км 125+400 - км 169+640) через реку Вятка в районе села Гоньба Малмыжского района Кировской области, полагая, что в рассматриваемом случае понуждение административного ответчика к совершению конкретных и определенных действий является ограничением права на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, необходимости выбора способа исполнения решения, планирования необходимых мероприятий, принятия нормативных документов либо внесения изменений в действующие нормативные акты, а также выделения достаточного финансирования, учитывая действие в настоящее время в Кировской области государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2020-2024гг. и утверждение областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг., а также принимая во внимание возложенную решением Первомайского районного суда г.Кирова от 09.11.2021г. на Правительство Кировской области и Министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность осуществления в срок до 31 декабря 2023 года государственного кадастрового учета и государственной регистрации сведений о границах особо охраняемой природной территории «Осокоревая роща у с.Гоньба» (т.6 л.д.56-66), в целях соблюдения баланса прав иных получателей бюджетных средств, запланированных в действующих государственных программах и в отношении которых выделение денежных средств из областного бюджета нормативно закреплено, суд полагает возможным и целесообразным установить срок исполнения КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» возлагаемой обязанности до 01 марта 2025 года, который находит разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Малмыжского района Кировской области удовлетворить в части.

- признать незаконным бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», выразившееся в непринятии мер по организации свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района по автомобильной дороге общего пользования регионального значения 33 ОП РЗ 33Р-001 «Казань – Пермь» км 125+400 – км 169+640, за исключением случаев, когда иное предусмотрено Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- обязать КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в срок до 01 марта 2025 года организовать свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозку пассажиров, грузов через реку Вятка в районе с.Гоньба Малмыжского района по автомобильной дороге общего пользования регионального значения 33ОП РЗ 33Р-001 «Казань – Пермь» км 125+400 – км 169+640, за исключением случаев, когда иное предусмотрено Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В удовлетворении административных исковых требований к Правительству Кировской области, Министерству транспорта Кировской области, муниципальному казенному учреждению администрации муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области – отказать.

Об исполнении судебного решения не позднее одного месяца по истечении установленного срока исполнения возложенной обязанности уведомить прокурора Малмыжского района Кировской области, а также Малмыжской районный суд Кировской области.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Малмыжский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Я.В.Бердникова

Решение18.02.2022