Дело № 2а-3022/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Соколовой Д.Е.
при секретаре Ахтямове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Челябинске 23 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г. Челябинска к Ананьевой Светлане Анатольевне о взыскании обязательных платежей,
установил:
ИФНС России по Советскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ананьевой С.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 465 руб., пени в размере 18,05 руб., земельного налога в размере 907 руб., пени в размере 159,69 руб., всего - 1 549,74 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Ананьева С.А. имеет в собственности квартиру по адресу: г. , а также земельный участок, расположенный по адресу: г. Однако налог на имущество за 2018 год и земельный налог за 2015-2018 годы в установленный законом срок административным ответчиком не уплачены.
Представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Ананьева С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) гласит, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Под налогом в п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.
В судебном заседании установлено, что Ананьева С.А. в 2018 году являлась собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. , в связи с чем в соответствии со ст. 400, ч. 1 ст. 401 НК РФ, являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, согласно которой объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования в том числе квартира, гараж, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 404 НК РФ налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы, с учетом коэффициента-дефлятора.
На основании ч. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ч. 2 ст. 409 НК РФ).
Согласно представленному расчету размер налога на имущество за 2018 год по квартире по адресу: г. , составил 289 руб., по квартире по адресу: г. , – 176 руб., итого 465 руб. (289 + 176).
В судебном заседании установлено, что Ананьева С.А. в 2015-2018 годах являлась собственником земельного участка с кадастровым номером .
Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу ст. 15 НК РФ земельный налог относится к числу местных налогов. Данный налог регламентирован положениями главы 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с которыми вводится в действие и прекращает действовать, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами и уплачивается физическими лицами на основании налогового уведомления.
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 26 ноября 2014 года № 997-МО «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 25 июня 2014 года № 942-МО «О земельном налоге на территории Копейского городского округа» установлена ставка для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также личного хозяйства - 0,25 процента.
Согласно представленному расчету размер земельного налога за 2015-2018 годы по земельному участку с кадастровым номером составил 907 руб. (за 2015 год - 208 руб. + за 2016 год - 233 руб. + за 2017 год - 233 руб. + за 2018 год - 233 руб.).
Из материалов дела следует, что на имя Ананьевой С.А. ИФНС России по Советскому району г. Челябинска направлены:
- налоговое уведомление № 87434446 от 06 августа 2016 года на уплату земельного налога за 2015 год в размере 208 руб.; налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 37 руб., срок уплаты налогов установлен не позднее 01 декабря 2016 года;
- налоговое уведомление № 21006670 от 16 июля 2017 года на уплату земельного налога за 2016 год в размере 233 руб.; налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 86 руб., срок уплаты налогов установлен не позднее 01 декабря 2017 года;
- налоговое уведомление № 31475598 от 14 июля 2018 года на уплату земельного налога за 2017 год в размере 233 руб.; налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 191 руб. (180 + 11), налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, за 2017 год в размере 22 руб., срок уплаты налогов установлен не позднее 03 декабря 2018 года;
- налоговое уведомление № 76465692 от 23 августа 2019 года на уплату земельного налога за 2018 год в размере 233 руб.; налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 465 руб. (289 + 176), срок уплаты налогов установлен не позднее 02 декабря 2019 года.
Согласно ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Порядок расчета пеней предусмотрен ст. 75 НК РФ, согласно которой пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога.
Таким образом, по смыслу ст. ст. 69, 75 НК РФ пени на сумму недоимки подлежат начислению со дня, следующего за датой, установленной для уплаты налога, и до дня выставления требования.
Поскольку административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, обязанность по уплате налогов не была выполнена, на сумму земельного налога были начислены пени за 2015 год: с 02 декабря 2016 года по 19 ноября 2017 года, с 20 ноября 2017 года по 08 июля 2019 года; за 2016 год: с 02 декабря 2017 года по 07 июля 2019 года, с 08 июля 2019 года по 08 июля 2019 года; за 2017 год: с 04 декабря 2018 год по 08 июля 2019 года, с 08 июля 2019 года по 08 июля 2019 года; за 2018 год: с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года, за 2014 год: с 22 августа 2016 года по 08 июля 2019 года в общей сумме 159,69 руб.; на сумму налога на имущество физических лиц были начислены пени за период: с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года, с 03 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года в общей сумме 19,02 руб. (остаток задолженности 18,05 руб.).
Проверив представленные административным истцом расчеты, суд находит их верными и обоснованными, административным ответчиком данные расчеты не оспорены.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неуплатой Ананьевой С.А. налогов в ее адрес направлены требования:
- № 45443 от 20 ноября 2017 года об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 208 руб., пени в размере 22,84 руб., срок исполнения требования установлен – не позднее 17 января 2018 года;
- № 50044 от 08 июля 2019 года об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 466 руб., пени в размере 47,10 руб., срок исполнения требования установлен – не позднее 01 ноября 2019 года;
- № 83012 от 09 июля 2019 года об уплате пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 118,44 руб., срок исполнения требования установлен – не позднее 01 ноября 2019 года;
- № 84161 от 26 июня 2020 года об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 233 руб., пени в размере 9,50 руб., срок исполнения требования установлен – не позднее 17 ноября 2020 года;
- № 22119 от 26 июня 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 289 руб., пени в размере 11,77 руб., срок исполнения требования установлен – не позднее 27 ноября 2020 года;
- № 19301 от 29 июня 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 176 руб., пени в размере 7,25 руб., срок исполнения требования установлен – не позднее 27 ноября 2020 года.
Данные требования налогоплательщиком не исполнены.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требование ИФНС России по Советскому району г. Челябинска административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены определением мирового судьи от 08 ноября 2021 года - в суд с указанным административным исковым заявлением.
При этом, установленный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением в соответствии со ст. 48 НК РФ административным истцом не нарушен, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился 10 июня 2021 года (в пределах шестимесячного срока со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования 17 января 2021), с настоящим административным исковым заявлением 05 мая 2022 года (в пределах шестимесячного срока с даты отмены судебного приказа 08 ноября 2021 года).
На основании изложенного, а также учитывая, что задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу административным ответчиком не погашена, требования ИФНС России по Советскому району г. Челябинска подлежат удовлетворению.
В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с Ананьевой С.А. подлежит взысканию сумма государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Требования ИФНС России по Советскому району г. Челябинска удовлетворить.
Взыскать с Ананьевой Светланы Анатольевны, , в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 465 руб., пени за период 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года, с 03 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 18,05 руб., по земельному налогу за 2015-2018 годы в размере 907 руб., пени за период сл 02 декабря 2016 года по 19 ноября 2017 года, с 20 ноября 2017 года по 08 июля 2019 года, со 02 декабря 2017 года по 07 июля 2019 года, с 08 июля 2019 года по 08 июля 2019 года, с 04 декабря 2018 года по 07 июля 2019 года, с 08 июля 2019 года по 08 июля 2019 года, с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года, с 22 августа 2016 года по 08 июля 2019 года в размере 159,69 руб., всего 1 549,74 руб.
Взыскать с Ананьевой Светланы Анатольевне государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Советский районный суд в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.Е. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2022 года.