УИД № ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 20 ноября 2023 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Жидковой С.Г.,
при секретаре судебного заседания Барыкине А.В.,
с участием: представителя административного истца Михаленя Е.П.,
административного ответчика ФИО16.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3023/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Братска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Братска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Администрации муниципального образования города Братска о признании бездействия, выразившегося в неорганизации в границах муниципального образования города Братска снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом (дровами), проживающего в границах муниципального образования города Братска в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующих печное отопление незаконным, возложении на Администрацию города Братска обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу по организации в границах муниципального образования города Братска снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом (дровами), проживающего в границах муниципального образования города Братска в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующих печное отопление.
В обоснование требований указано, что в прокуратуру города Братска обратилась ФИО17 по факту бездействия администрации муниципального образования города Братска (далее – Администрация) выраженном в не решении вопроса снабжения граждан, проживающих в жилом районе Сухой г. Братска дровами на отопительный сезон.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2023 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) закреплено, что под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №109-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Проведенной по обращению проверкой установлено, что вопреки вышеперечисленных требований Федерального закона №131-ФЗ полномочие по снабжению населения твердым топливом не реализуется, в том числе сбор сведений о гражданах, в том числе, о лицах льготной категории, у которых имеются потребности в твердом топливе и проживающих в жилых помещениях, не подключенных к системе централизованного теплоснабжения Администрацией, ввиду чего не устанавливается лимит потребления твердого топлива в границах муниципального образования города Братска.
Также, в целях организации и регулирования вопросов снабжения твердым топливом населения, проживающего в жилых помещениях с печным отоплением и не подключенных к центральным сетям теплоснабжения, администрацией до настоящего времени не принят соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с чем, по указанным фактам в адрес мэра (главы муниципального образования) г. Братска прокуратурой города 16.06.2022 внесено представление, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора, отказано, при этом указано о направлении письма в Правительство Иркутской области для рассмотрения вопроса установления стоимости доставки твердого топлива до места, указанного потребителем.
При этом, администрацией города Братска указано, что 08.11.2022 организовано совещание под руководством заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству с участием представителя градообразующего предприятия филиала <данные изъяты> в городе Братске, на котором обсуждался вопрос обеспечения населения города Братска, проживающих в домах с печным отоплением, топливной древесиной и организацией ее доставки до места.
В ходе совещания достигнута договоренность о предоставлении филиалом АО «Группа Илим» в городе Братске сведений о стоимости дров, объем которых утвержден Законом №109-ОЗ с учетом рубки лесных насаждений, погрузки и доставки в соответствии с территориальным расположением жилого района города Братска.
Письмом от 19.01.2023 № *** филиала <данные изъяты> в городе Братске администрация города Братска уведомлена об ограниченной возможности указанной организации в предоставлении услуг по обеспечению населения топливной древесиной.
Таким образом, надлежащих мер по реализации полномочия по снабжению населения твердым топливом администрацией не принято, бездействием органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования города Братска, неподключенных к централизованным системам теплоснабжения и использующих печное отопление.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Михаленя Е.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений, дополнительно пояснил, что при проведении проверки установлено, что проблема есть. Сами по себе те меры, которые принимались ранее администрацией, они, в том числе и подтверждают наличие данной проблемы. Были определенные соглашения с «Илимом», но до настоящего времени вопрос не решен. На основании 131 Федерального закона возлагаются на органы местного самоуправления обязанности, в том числе, по организации снабжения топливом. У органов местного самоуправления имеются разные варианты решения проблемы обеспечения населения дровами. Как именно орган местного самоуправления будет реализовывать данные полномочия, либо принятием нормативно-правового акта, либо созданием организации, либо проведением конкурентных процедур – орган местного самоуправления самостоятелен в принятии решения. В настоящее время имеется такая практика, что население обращается к индивидуальным предпринимателям, которые в свою очередь обращаются в лесничества от имени граждан и заключают договоры, осуществляют за отдельную плату рубку и доставку, но поскольку вопрос не урегулирован – население в данном случае страдает. Кроме того, поскольку имеются судебные прецеденты, когда гражданин приобретает у физического лица дрова, а потом обращается за компенсацией данных расходов – в компенсации ему отказывают, по причине того, что гражданин купил дрова не у определенной организации, которая может выдать соответствующий документ о стоимости, а у физического лица. Проблематика существует, требования административного истца сводятся именно к принятию мер по организации снабжения населения топливом, а именно твердым топливом (дровами).
Представитель административного ответчика ФИО18 заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация города Братска не согласна с заявленными требованиями по следующим основаниям.
По требованию о признании бездействия администрации муниципального образования города Братска, выразившееся в неорганизации в границах муниципального образования города Братска снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом (дровами), проживающего в границах муниципального образования города Братска в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующих печное отопление: в правоприменительной практике под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения органов местного самоуправления относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По смыслу содержания данного вопроса местного значения, пределы полномочий в рамках его решения должны быть определены законодательством РФ.
Отраслевым законом, регламентирующем и уточняющим пределы компетенции органов местного самоуправления по вопросу местного значения «организация теплоснабжения» является Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в котором также прописано, что относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующей территории, а также действия органов местного самоуправления в данной сфере.
Каких-либо положений, регулирующих вопросы снабжения твердым топливом населения органами местного самоуправления, Федеральным законом № 190-ФЗ, не установлено.
Кроме того, Конституционный суд в своём определении № 2516 от 09.11.2017 года, говорит, что Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции, в связи с чем, считает, что у административного ответчика нет спорной обязанности, следовательно, и бездействия нет.
По требованию о возложении на администрацию муниципального образования города Братска обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу по организации в границах муниципального образования города Братска снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом (дровами), проживающего в границах муниципального образования города Братска в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующих печное отопление: сторона должна предъявлять разумные, исполнимые требования с указанием конкретных действий.
В случае удовлетворения судом требований административному ответчику придётся обратиться в суд за разъяснениями решения суда, так как из предъявленных требований не ясно в чем заключается обязанность административного ответчика, к чему конкретно последнего должен обязать суд.
Никакой отраслевой закон не регламентирует, какие способы, методы, и действия органы местного самоуправления должны совершить по вопросу местного значения в части снабжения твердым топливом. Согласно определениям Конституционного Суда содержание деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положением специального отраслевого закона. У Администрации нет положения по снабжению твердым топливом, нет никакого порядка. Если бы у Администрации была такая обязанность или было разработано положение, то, безусловно, она обеспечивала бы население дровами. В крайнем случае, гражданину может быть разъяснено, что на территории г. Братска находится АУ «Лесхоз» который реализует дрова, и в который они могут обратиться. Администрация города не отслеживает информацию о том, как граждане обеспечиваются твердым топливом. На территории г. Братска находится АУ «Лесхоз», индивидуальные предприниматели, которые занимаются доставкой дров.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля председатель комитета финансов Администрации муниципального образования города Братска ФИО19 суду пояснила, что, согласно ст.15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) но данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса РФ одним из видов бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования закупку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности казенных учреждений). На основании ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В части финансового обеспечения услуги по поставке твердого топлива (дров) населению, проживающему в границах муниципального образования города Братска, в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующему печное отопление, расходные обязательства за счет бюджета города Братска не установлены, соответственно, средства в бюджете города Братска на эти цели не предусмотрены.
Исходя из положений бюджетного законодательства, учитывая отсутствие принятых расходных обязательств и, соответственно, отсутствие бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, для проведения конкурентных процедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения муниципальных контрактов, финансируемых за счет средств местного бюджета, по поставке твердого топлива (дров) населению отсутствуют правовые основания.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 2, 18 и 45 Конституции РФ, человек, его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 и пункту 4 части 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).
Таким образом, закрепление в законе в качестве вопроса местного значения городского поселения организации теплоснабжения населения, в том числе обеспечение топливом, как публичной услуги, возлагает на органы местного поселения обязанность наладить скоординированное функционирование деятельности по обеспечению тепловой энергией потребителей, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, в том числе путем приобретения ими топлива для самостоятельного отопления жилых помещений, что направлено на удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
При этом задача органов местного самоуправления в данной области, состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для предоставления населению тепловой энергии надлежащего качества, в том числе путем контроля за наличием необходимого нормативного запаса топлива.
Судом установлено, 18.05.2022 года на личный прием в прокуратуру г. Братска обратилась ФИО20, с устным заявлением о несогласии с ответом заместителя мэра г. Братска ФИО21 по вопросу снабжения дровами на отопительный период жителей ж.р. <адрес>. Администрация города не решает данную проблему для населения целого жилого района, вынуждены приобретать дрова у частных лиц по завышенным ценам, нет единого тарифа на дрова (твердое топливо) для населения, жителей города, проживающих в частных жилых домах.
В ответе на обращение ФИО22 заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству ФИО23 от 29.04.2022 указано, что в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации твердое топливо при наличии печного отопления отнесено к коммунальным услугам. Согласно п.78 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за твердое топливо рассчитывается по установленным в соответствии с Законодательством Российской Федерации тарифам, исходя из количества (объема, веса) твердого топлива в целях проработки вопроса администрацией муниципального образования города Братска подготовлено обращение в службу по тарифам Иркутской области о возможности установления единого тарифа в соответствии с Положением. Что касается предложения обязать индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой и продажей леса, продавать часть своей продукции (дрова) по фиксированным ценам населению, то учитывая нормы действующего законодательства, реализовать данное предложение не предоставляется возможным, поскольку администрация города Братска не имеет права вмешиваться в деятельность частного бизнеса (л.д. 87-88).
24.05.2022 в связи с рассмотрением обращения ФИО24 прокуратурой города Братска в адрес мэра города Братска направлен запрос об истребовании сведений.
02.06.2022 мэром города Братска ФИО25 прокурору г. Братска направлен ответ №***, из которому следует, что согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения городского округа, помимо прочегоотнесена организация в границах муниципального, городского округа электро-,тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населениятопливом в пределах полномочий, установленных законодательствомРоссийской Федерации. В части организации снабжения населения топливомполномочия органов местного самоуправления действующимзаконодательством не раскрываются, сводятся к осуществлению определенныхподзаконными актами действий.
В связи с изложенным муниципальный правовой акт города Братска поорганизации снабжения населения твердым топливом (дровами) на территориимуниципального образования города Братска не принимался.
В соответствии с Законом Иркутской области от 10.11.2011 № 109-03«О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственныхнужд в Иркутской области» граждане осуществляют заготовку древесины длясобственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насажденийдля собственных нужд граждан (отопления) без цели осуществленияпредпринимательской деятельности и получения прибыли.
Заготовка древесины для собственных нужд (дров) включает в себяработы по рубке лесных насаждений (деревьев, кустарников), трелевке,частичной переработке и вывозу древесины из леса, очистке мест рубок иможет осуществляться гражданином самостоятельно либо с привлечениемтретьих лиц в соответствии с федеральным законодательством.
Граждане, проживающие в муниципальном образовании города Братска,вправе осуществлять заготовку древесины для собственных нужд из расчета на семью (одиноко проживающего гражданина) в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 36 м3. На территории ж.р. <адрес> г. Братска заготовку дров населению осуществляет Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству по установленным Службой по тарифам Иркутской области тарифам реализует населению.
Приказом службы по тарифам Иркутской области от 05.03.2023 № 79-19-спр «Об установлении предельных максимальных цен на дрова, реализуемые потребителям АУ "Лесхоз Иркутской области», установлены предельные цены на дрова, реализуемые АУ «Лесхоз Иркутской области» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и ли иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории города Братска (Братский филиал и Падунский филиал) с 01.07.2021.
Администрацией муниципального образования города Братска не ведется реестр граждан в домах, в которых отсутствует центральное отопление.
Администрацией муниципального образования города Братска со Службой по тарифам Иркутской области посредством телефонной связи проработан вопрос установления и применения единого тарифа. Согласно Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 07.06.2008 № 55-спр «Об установлении предельных цен на дрова, реализуемые населению Иркутской области хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм собственности (за исключением муниципальной), по муниципальным образованиям Иркутской области» на территории муниципального образования города Братка установлен и действует единый тариф на топливо. Однако, согласно п.7 Положения о государственном регулировании цен на твердое топливо, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, утвержденному постановлением Администрации Иркутской области от 19.05.2008 № 120-па, при одновременном наличии двух правовых актов (тарифных решений) регулирующего органа, одним из которых установлен единый тариф на соответствующий вид топлива по муниципальному образованию, а другим-индивидуальный тариф на аналогичный вид топлива в отношении конкретного хозяйствующего субъекта, реализующего топливо потребителям на территории данного муниципального образования, применению подлежит индивидуальный тариф. Также следует отметить, что согласно указанному Положению расход по доставке топлива к месту, указанному потребителем, в цены на топливо не включаются. За период с 2021 по истекший период 2022 в администрацию города Братска поступило обращение ФИО26 от 04.04.2022 Вх.№ *** по вопросу снабжения населения твердым топливом, на которое был подготовлен и направлен ответ от 29.04.2022 № ***. Иные граждане, а также юридические лица по вопросу организации снабжения населения твердым топливом (дровами) в администрацию города Братска не обращались.
Прокуратурой города Братска проведена проверка по обращению ФИО27, в результате которой установлены нарушения в деятельности администрации г. Братска в части ненадлежащего исполнения полномочий по обеспечению населения твердым топливом (дровами).
16.06.2022 в адрес мэра г. Братска вынесено представление № *** об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения населения твердым топливом (дровами) (л.д. 84).
Представление рассмотрено в администрации города Братска 14.07.2022 с участием заместителя прокурора города Братска ФИО28 и помощником прокурора города Братска ФИО29
15.07.2022 прокурору города Братска ФИО30 мэром города Братска ФИО31 дан ответ №***, согласно которому специальный закон, регламентирующий и уточняющий полномочия органов местного самоуправления в сфере организации снабжения населения твердым топливом, отсутствует. Произвольное же установление того или иного полномочия не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем, администрацией города Братска исполняются те полномочия в сфере организации снабжения населения твердым топливом, которые конкретизированы нормативными правовыми актами.
Схема теплоснабжения города Братска, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 01.07.2022 №***, содержит установленные требования к схемам теплоснабжения условия организации индивидуального теплоснабжения, сбор органами местного самоуправления иных сведений, в том числе, списки (реестры) граждан, у которых имеются потребности в твердом топливе, не предусмотрен действующим законодательством. Сбор сведений о льготной категории граждан, нуждающихся в обеспечении твердого топлива, в форме реестра, возложен на министерство социального развития, опеки и попечительства, распоряжением Правительства Иркутской области от 29.11.2018 № 948-рп. Эти же распоряжением № 948-рп обязанность по организации пунктом продажи твердого топлива в муниципальных образованиях Иркутской области возложена на Министерство лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».
Доводы представления о том, что «отсутствие организации снабжения населения твердым топливом (дровами) влечет повышенные затраты населения на приобретение твердого топлива» несостоятельны, поскольку предельные цены на твердое топливо устанавливаются в соответствии с Постановлением Администрации Иркутской области от 19.05.2008 № 120-па «Об утверждении положения о государственном регулировании цен на твердое топливо, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 07.06.2008 № 55-спр «Об установлении предельных цен на дрова, реализуемые населению Иркутской области хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм собственности (за исключением муниципальной), по муниципальным образованиям Иркутской области» для муниципального образования города Братска установлены предельные цены в рублях без учета НДС.
Приказом службы по тарифам Иркутской области от 05.03.2021 №79-19-спр «Об установлении предельных максимальных цен на дрова, реализуемые потребителям АУ «Лесхоз Иркутской области» установлены предельные цены на дрова, реализуемые АУ «Лесхоз Иркутской области» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории города Братска (Братский филиал и Падунский филиал), с 01.07.2021 года.
Однако, согласно п.7 Положения, при одновременном наличии двух правовых актов (тарифных решений) регулирующего органа, одним из которых установлен единый тариф на соответствующий вид топлива по муниципальному образованию, а другим-индивидуальный тариф на аналогичный вид топлива в отношении конкретного хозяйствующего субъекта, реализующего топливо потребителям на территории данного муниципального образования, применению подлежит индивидуальный тариф. Исходя из того, что в соответствии с п. 141 раздела XV Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, твердое топливо может подаваться потребителям как непосредственно в определенном месте продажи или складирования., так и с использованием предварительных заказов на продажу и доставку топлива к месту, указанному потребителем, вопрос по установлению цены доставки твердого топлива до места, указанного потребителем, является актуальным. Довод о незаконности рубок лесных насаждений ввиду отсутствия «организации снабжения населения твердым топливом» опровергается наличием нормативного акта, которым урегулирован вопрос заготовки населением древесины для собственных нужд, в том числе для цели отопления Законом Иркутской области от 10.11.2021 № 109-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (л.д.15-17)
09.11.2022 и.о. прокурора ФИО32 в адрес мэра г. Братска ФИО33 был направлен запрос №*** о предоставлении сведений и документов о результатах работы, проведенной администрацией города Братска в целях решения вопроса обеспечения населения жилого района Сухой твердым топливом (дровами). Кроме того в срок не позднее 14.11.2022 необходимо было представить информацию об итогах рассмотрения Правительством Иркутской области информации администрации города Братска об установлении стоимости доставки твердого топлива до места, указанного потребителем, которая не учтена в цене дров.
Согласно ответу мэра города Братска №*** от 14.11.2023 Администрацией города Братска в адрес Правительства Иркутской области направлено письмо от 07.07.2022 № 16412/01/22 о рассмотрении возможности по внесению изменений в Положение о государственном регулировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, утвержденное постановлением администрации Иркутской области от 19.05.2008 № 120-па, учитывающие расходы доставки твердого топлива до места, указанного потребителем).
В ответе от 03.08.2022 № *** Правительство Иркутской области (копия прилагается) ссылается на пункт 7 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», согласно которому услуги по доставке топлива населению не входят в перечень видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), в связи с чем цены (тарифы) на доставку топлива регулирующими органами не устанавливаются.
Учитывая, что на территории муниципального образования города Братска отсутствуют муниципальные предприятия и учреждения, видами деятельности которых являются, кроме всего прочего, оказание услуг по доставке твердого топлива населению, установить стоимость доставки дров населению не представляется возможным. Администрацией города Братска 08.11.2022 организовано совещание под руководством заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству с участием представителя градообразующего предприятия филиала АО «Группа «Илим» в городе Братске, на котором обсуждался вопрос обеспечения населения города Братска, проживающих в домах с печным отоплением, топливной древесиной и организацией ее доставки до места.
В ходе совещания достигнута договоренность о предоставлении филиалом АО «Группа «Илим» в городе Братске сведений о стоимости дров, объем которых утвержден Законом №109-ОЗ с учетом рубки лесных насаждений, погрузки и доставки в соответствии с территориальным расположением жилого района города Братска (л.д.143-144).
02.08.2023 и.о. прокурора ФИО34 в адрес мэра г. Братска ФИО35 был направлен запрос №*** о предоставлении сведений и документов о результатах работы, проведенной администрацией города Братска в целях решения вопроса обеспечения населения жилого района Сухой твердым топливом (дровами).
Кроме того необходимо представить информацию об итогах рассмотрения Правительством Иркутской области информации администрации города Братска об установлении стоимости доставки твердого топлива до места, указанного потребителем, которая не учтена в цене дров.
Согласно ответу ио мэра города Братска ФИО36 от 04.08.2023 следует, что 08.11.2022 администрацией города Братска было организовано совещание под руководством заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству с участием представителя градообразующего предприятия филиала АО «Группа «ИЛИМ» в г. Братске, на котором обсуждался вопрос обеспечения населения города Братска, проживающих в домах с печным отоплением, топливной древесиной и организацией её доставки до места.
В ходе совещания достигнута договоренность о предоставлении филиалом АО «Группа «ИЛИМ» в г. Братске сведений о стоимости дров, объем которых утвержден Законом № 109-ОЗ с учетом рубки лесных насаждений, погрузки и доставки в соответствии с территориальным расположением жилого района города Братска.
Письмом от 19.01.2023 № *** филиал АО «Группа «ИЛИМ» в г. Братске уведомил администрацию города Братска об ограниченной возможности указанной организации в предоставлении услуги по обеспечению населения топливной древесиной.
Письмом от 07.07.2022 №*** администрация города Братска обратилась в Правительство Иркутской области с вопросом о рассмотрении возможности по внесению изменений в Положение о государственном регулировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, утвержденное постановлением администрации Иркутской области от 19.05.2008 №120-па, учитывающие расходы доставки твердого топлива до места, указанного потребителем.
В свою очередь, Правительство Иркутской области (письмом от 03.08.2022 №02-50-7104/22) ссылается на пункт 7 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», согласно которому услуги по доставке топлива населению не входят в перечень видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), в связи с чем цены (тарифы) на доставку топлива регулирующими органами не устанавливаются.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 29.11.2018 №948-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию в реализации отдельными категориями граждан, проживающих на территории Иркутской области, права на получение денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива (дров), приобретенного в областном государственном автономном учреждении «Лесхоз Иркутской области», на 2019 год», обязанность по установлению предельных цен на твердое топливо (дрова) и организацию пунктов продажи твердого топлива (дров) в муниципальных образованиях Иркутской области возложена на Министерство лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».
Приказом службы по тарифам Иркутской области от 05.03.2021 №79-19-спр «Об установлении предельных максимальных цен на дрова, реализуемые потребителями АУ «Лесхоз Иркутской области» (изм. От 02.04.2021 №79-34-спр) установлены предельные цены на дрова, реализуемые АУ «Лесхоз Иркутской области» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории города Братска (Братский и Падунский филиалы), с 01.07.2021 года (л.д.52-53).
Согласно п. 4 ст. 8 Устава городского округа муниципального образования города Братска Иркутской области к вопросам местного значения относятся организация в границах города Братска электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Схема теплоснабжения города Братска на период с 2021 по 2030 год размещена на официальном сайте администрации города Братска, что подтверждается соответствующими сведениями, размещенными на указанном сайте (л. д. 113, 114).
В соответствии с данными, размещенными на официальном сайте администрации города Братска, на территории муниципального образования города Братска расположено 4322 частных дома с индивидуальным теплоснабжением с разделением по типу отопления (дровяное) (л.д.148-149).
В период с 2020 по 2022 года в адрес администрации города Братска поступали обращения граждан по вопросу, в том числе, обеспечения населения дровами.
Исследованными материалами дела, объяснениями представителя административного ответчика в судебном заседании, подтверждается, что муниципальный правовой акт города Братска по организации снабжения населения твердым топливом (дровами) на территории муниципального образования города Братска не принимался, администрацией города Братска не ведется реестр граждан, у которых имеются потребности в твердом топливе, на территории муниципального образования города Братска отсутствуют муниципальные предприятия и учреждения, видами деятельности которых являются, кроме всего прочего, оказание услуг по доставке твердого топлива населению, органами местного самоуправления сбор сведений о потребности населения в твердом топливе ранее не осуществлялся, процедуры на определение исполнителя, предоставляющего услуги по поставке твердого топлива населению не объявлялись.
В силу федерального законодательства на административного ответчика возложена обязанность по организации в границах городского округа снабжения населения топливом, однако принятия всех необходимых действий, направленных на организацию снабжения населения городского округа топливом, со стороны административного ответчика не усматривается, в нарушение требований Федерального закона N 131-ФЗ, не принимаются надлежащие меры к организации снабжения топливом.
На территории Муниципального образования города Братска организация, снабжающая население твердым топливом (дровами) в рамках данных правоотношении, отсутствует. Организованное снабжение населения твердым топливом не производится. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Руководствуясь приведенными выше требованиями законодательства и фактическими обстоятельствами административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии необходимого регулирования, в том числе нормативного, снабжения населения твердым топливом - дровами.
Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, предусмотрено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац 12 часть 1 статья 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 4 статьи 16 названного Федерального закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года (ред. 01.05.2022) N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая, что органами местного самоуправления меры по организации снабжения населения, проживающего в границах муниципального образования города Братска в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующих печное отопление твердым топливом – дровами, на территории муниципального образования города Братска не принимались, население самостоятельно приобретает твердое топливо (дрова), указанное свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования города Братска полномочия в части организации обеспечения населения твердым топливом (дровами) не исполняются, что влечет нарушение прав граждан.
По состоянию на дату рассмотрения дела в суде административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения в полном объеме требований Федерального закона N 131-ФЗ в данной части.
Указанное бездействие административного ответчика является незаконным, поскольку, по мнению суда, приводит к нарушению прав граждан, на удовлетворение жизненной потребности в обогреве жилого помещения в отопительный сезон.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора города Братска подлежит удовлетворению.
При этом, суд полагает заявленный административным истцом срок для исполнения возлагаемых на административного ответчика обязанностей (1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу) достаточным и разумным.
В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 9 и п. 19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора города Братска удовлетворить:
- признать бездействие Администрации муниципального образования города Братска, выразившиеся в не организации в границах муниципального образования города Братска снабжения населения, проживающего в границах муниципального образования города Братска в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующих печное отопление, твердым топливом (дровами), незаконным;
- возложить на Администрацию муниципального образования города Братска обязанность по организации в границах муниципального образования города Братска снабжения населения, проживающего в границах муниципального образования города Братска в жилых помещениях, не подключенных к централизованной системе теплоснабжения муниципального образования города Братска и использующих печное отопление, твердым топливом (дровами), в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда сообщить в Братский городской суд Иркутской области и административному истцу в течение 10 дней с момента исполнения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья С.Г. Жидкова
Мотивированное решение суда составлено 04.12.2023 года
Судья С.Г. Жидкова