Дело № 2а-3028/2021
УИД: 42RS0005-01-2021-007091-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кемерово 30 ноября 2021 года
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Жигалиной Е.А.,
при секретаре Бересневой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кемеровского транспортного прокурора к Управлению Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу, Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить требования законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский транспортный прокурор обратился с административным иском к Управлению Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить требования законодательства.
Требования мотивирует тем, что Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обустройства и функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации) порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 12 Закона Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930 Министерству сельского хозяйства Российской Федерации поручено в 3-х месячный срок утвердить типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Правительства Российской Федерации приказом Минсельхоза РФ от 23.06.2008 № 271 утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее по тексту - Типовые требования).
Типовыми требованиями определены общие требования к оборудованию техническому оснащению зданий, помещений и сооружений пограничных пунктов карантина растений (далее - ППКР) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, устанавливаемых для пропуска растений и продукции растительного происхождения в аэропортах и на аэродромах, открытых для международных полетов.
В силу требований пункта 3.5 и пунктов 3.7, 3.30 Требований в ППКР должно быть установлено (размещено) технологическое оборудование и сооружения, в том числе печь (инсенератор) и/или фитосанитарная яма для уничтожения и дезинсекции подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами.
Проверка показала, что на территории Кемеровской области - Кузбасса осуществляет деятельность международный воздушный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - МВПП) <данные изъяты> <данные изъяты>.
Организация карантинного фитосанитарного контроля и надзора (контроля) за ввозом на территорию Кемеровской области-Кузбасса подконтрольного сырья и продукции отнесена к компетенции Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области (далее - Управление) в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки деятельности Управления, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, Кемеровской транспортной прокуратурой был выявлен факт отсутствия печи (инсенератора) и/или фитосанитарной ямы для уничтожения и дезинсекции подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, что делало невозможным уничтожение подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, в установленном законом порядке.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ руководителю Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Новосибирского филиала ФГКУ Росгранстрой направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с обращением исполнить возложенные на ФГКУ Росгранстрой функции, связанные с оборудованием и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации - международном аэропорте г. Кемерово, в соответствии с Типовыми требованиями.
Согласно письму Новосибирского филиала ФГКУ Росгранстрой от ДД.ММ.ГГГГ№, помещения воздушного пункта пропуска Кемерово, в которых размещены государственные контрольные органы пограничного, таможенного и иных видов контроля не переданы ФГКУ Росгранстрой по договору безвозмездного пользования.
При этом Новосибирским филиалом ФГКУ Росгранстрой произведена подготовка необходимых документов для обустройства воздушного пункта пропуска Кемерово, однако ФГКУ Росгранстрой отклонило проведение данных мероприятий, так как пункт пропуска не входит в Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 557.
Вновь проведенная в августе 2021 года в Управлении Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области проверка показала, что выявленные ранее нарушения до настоящего времени не устранены.
Опрошенные в ходе проверки заместитель начальника отдела фитосанитарного надзора и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области и заместитель начальника отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области пояснили, что целью фитосанитарного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации является недопущение распространения карантинных объектов по территории Российской Федерации. Поступающая подкарантинная продукция, запрещенная или ограниченная к распространению на территории Российской Федерации, проходит термическое (посредством микроволновой печи) и химическое обеззараживание Должностными лицами отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области по устной договоренности с ООО «<данные изъяты>» используется котельная, расположенная в здании аэропорта, при этом договорные отношения с субъектом транспортной инфраструктуры не оформлены.
Таким образом, фактически используемые Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области способы реализации предоставленных полномочий как противоречили Типовым требованиям, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 23.06.2008 № 271, на момент проверки в 2020 году, так противоречат и в настоящее время, несмотря на принятые ранее меры прокурорского реагирования.
Настоящее административное исковое заявление направлено Кемеровским транспортным прокурором в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области в отношении неопределенного круга лиц реализуются контрольно-надзорные полномочия в части осуществления государственного фитосанитарного контроля (надзора) в международном воздушном пункте пропуска Аэропорт Кемерово. При этом осуществление властных полномочий должностными лицами Управления способами и средствами, противоречащими требованиям законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц в случае выявления фактов проникновения на территорию Российской Федерации карантинных объектов.
С учетом уточнения исковых требований просит признать бездействие Управления Россельхознадзора по Республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу, связанное с необеспечением надлежащих условий для уничтожения и дезинсекции подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, незаконным. Возложить на Управление Россельхознадзора по Республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области обязанность обеспечить надлежащие условия для уничтожения и дезинсекции подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, согласно Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 23.06.2008 №271. Возложить на Федеральное государственного казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обязанность оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенный в <данные изъяты>, печью (инсенератором) и/или фитосанитарной ямой для уничтожения и дезинсекции подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами. Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 05.10.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 19.10.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Министерство транспорта Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец Кемеровский транспортный прокурор не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика – Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика – Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
На основании п.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 47-30-1 "О государственной границе Российской Федерации" под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на территории Кемеровской области-Кузбасса осуществляет деятельность международный воздушный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации <адрес>. Организация карантинного фитосанитарного контроля и надзора (контроля) за ввозом на территорию Кемеровской области-Кузбасса подконтрольного сырья и продукции отнесена к компетенции Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 18.06.2010 № 318.
Кемеровский транспортный прокурор, полагая материально-техническое оснащение пункта пропуска через государственную границу в <данные изъяты> не соответствующим требованиям действующего законодательства, а именно: отсутствие печи (инсенератора) и/или фитосанитарной ямы для уничтожения и дезинфекции подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, что делает невозможным уничтожение подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, в установленном законом порядке, обратился в суд с административным иском.
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 N 1308-р, изданным в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой) создано Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», созданного Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ФГКУ Росгранстрой отнесено к ведению Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно пунктов 1.5., 3.1., 3.3. Устава федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утвержденного Распоряжением Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, дирекция является федеральным государственным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. Для достижения целей деятельности Дирекция выполняет за счет средств федерального бюджета следующие виды деятельности: выполнение функций государственного заказчика за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами, государственным оборонным заказом, международными договорами: организацию монтажа оборудования; организация выполнения работ по проектированию и строительству (реконструкции), техническому оснащению объектов государственной границы, в том числе на закупку материально - технических ресурсов; организация осуществления эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Приказ Минсельхоза РФ от 23.06.2008 № 271 "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" о чем сказано в преамбуле Приказа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, из которых усматривается, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930 разработано и утверждено на основании Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 47-30-1 "О государственной границе Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 47-30-1 "О государственной границе Российской Федерации" открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 12).
Согласно пункту 3(1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7). Никаких иных нормативно-правовых документов обязывающих оборудовать пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации не предусмотрено, также как и не предусмотрено оборудование действующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Воздушный пункт пропуска Кемерово установлен до введения в действие указанных Типовых требований и как следствие может быть переоборудован в соответствии с требованиями Приказа Минсельхоза РФ от 23.06.2008 № 271 "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от25.12.2007 № 930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" только лишь в результате реконструкции.
Суд полагает, что требования Кемеровского транспортного прокурора являются не обоснованными также в связи с прямым указанием вп. 3.6. Приказа Минсельхоза РФ от 23.06.2008 № 271 "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" состав, тип и место установки применяемого технологического оборудования для пропуска, хранения, обеззараживания и уничтожения (утилизации) подкарантинной продукции определяют в процессе проектирования конкретного ППКР при разработке архитектурно-планировочного решения.
Следовательно, ни Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», ни Управление Россельхознадзора по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу не имеет право оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенный в международном аэропорте <адрес>, печью и/или фитосанитарные ямы для уничтожения и дезинсекции подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами без проведения работ по проектированию конкретного пункта пропуска и разработке архитектурно-планировочного решения, которые осуществляются в рамках реконструкции.
Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска, в том числе его участка (терминала), может вноситься федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска, или собственником (собственниками) зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска (п. 30 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 года № 482).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти и как следствие имеет право вносить предложения о проведении реконструкции пункта пропуска, в том числе его участка (терминала) на основании п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 года № 482.
Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» не подпадает под перечень, установленный п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 года № 482, а так как оснащение требуемым Кемеровским транспортным прокурором оборудованием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенный в международном аэропорте <адрес> может быть осуществлено только в рамках реконструкции, то исполнить требование, заявленное в административном исковом заявлении, представляется невозможным.
Реконструкция и строительство пунктов пропуска осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ)», в которую мероприятия по реконструкции Воздушного пункта пропуска Кемерово не включены.
При таких обстоятельствах требования Кемеровского транспортного прокурора к Управлению Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу, Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить требования законодательства удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кемеровского транспортного прокурора к Управлению Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу, Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить требования законодательства оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Заводский районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Жигалина
Мотивированное решение суда составлено 02.12.2021 года.
Копия верна. Судья:
Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-3028-2021 Заводского районного суда г. Кемерово.