Дело № 2а-302/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ст. ФИО1 Краснодарского края 16 апреля 2020 года
Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Салогубовой В.В.,
секретаря Повисенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам,
у с т а н о в и л:
ФИО2 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика.
Определением мирового судьи судебного участка №253 Брюховецкого района Краснодарского края от <дата> судебный приказ №2а-2186/2019 от <дата> о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и санкций, подлежащих уплате в бюджет Российской Федерации на общую сумму 82 018,26 рублей отменен в связи с подачей должником возражения относительно исполнения данного судебного приказа.
Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов для граждан – налогоплательщиков установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23, ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Исходя из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам (пени) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Тарифы страховых взносов установлены ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017 года, размер страховых взносов для плательщиков, не производящими выплат физическим лицам за расчетные (отчетные) периоды до 01.01.2017 года установлен ст. 14 указанного Федерального закона.
Порядок исчисления, сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам за расчетные (отчетные) периоды до 01.01.2017 года установлены ст. 16 данного Федерального закона, согласно ч. 2 которой страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае неуплаты налогов в установленный срок в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Статус индивидуального предпринимателя ФИО2 утратила <дата>, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером <номер>.
Однако, до настоящего времени административным ответчиком ФИО2 обязанность, по уплате налогов, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленные законодательством сроки не исполнена.
В связи с наличием недоимки, должнику ФИО2 в соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование от <дата><номер> об оплате налога, сбора, страховых взносов, пения, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей), однако, как указывает административный истец, до настоящего времени требования инспекции должником не исполнены, сумма налогов, подлежащая уплате, в бюджет не поступила.
На основании вышеизложенного, МИФНС России № 4 по Краснодарскому краю просит суд взыскать с ФИО2 задолженность по уплате недоимки, а именно:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года): налог в размере 22 732,80 рубля, пеня в размере 845,66 рубля;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере 8 413,77 рублей, пеня в размере 312,99 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 9 555,12 рублей, пеня в размере 355,45 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 7 495,20 рублей, пеня в размере 278,82 рублей;
- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до <дата>) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 6 498,86 рублей, пеня в размере 241,76 рубль;
- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 3249,43 рублей, пеня в размере 120,88 рублей, а всего на общую сумму 60 100,74 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный истец уведомлен надлежащим образом. В судебное заседание от начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю ФИО3 поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, исковые требования поддерживает, просит суд их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте судебного заседания административный ответчик уведомлена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (л.д.31).
Суд в соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы дела, суд считает административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам не обоснованным, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность уплаты законно установленных налогов и сборов установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик ФИО2 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика, статус индивидуального предпринимателя она утратила <дата>, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером <номер> (л.д. 6).
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления пеней и направления уполномоченным органом плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки.
Административный ответчик ФИО2, утратив статус индивидуального предпринимателя <дата>, в течение 15 дней с момента прекращения деятельности в качестве ИП, должна была самостоятельно исполнить свою обязанность по уплате налогов. Однако, она эту обязанность не исполнила.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 года регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
Таким образом, в период осуществления предпринимательской деятельности ФИО2, с 01.01.2010 года по 01.01.2017 год Пенсионный Фонд Российской Федерации являлся главным администратором пенсионных взносов, пеней и санкций, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также пеней, и по закрытию физическим лицом статуса ИП выступал в качестве административного истца.
Как установлено судом, административным истцом в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии Пенсионным фондом предусмотренных Федеральным Законом № 212-ФЗ мер в отношении ИП ФИО2 по взысканию задолженности за указанные периоды по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01.01.2017 года Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а так же взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности но пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года.
В соответствии со ст. 31, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган наделен правом обращения в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов, недоимки по страховым взносам, пени и штрафам.
Обязанность по уплате налогов, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, страховых взносов является основанием для направления уполномоченным органом плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки.
Как следует из материалов гражданского дела, за ответчиком ФИО2 до настоящего времени числится задолженность по страховым взносам, пени в общей сумме 60 100,74 рублей, а именно:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года): налог в размере 22 732,80 рубля, пеня в размере 845,66 рубля;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере 8 413,77 рублей, пеня в размере 312,99 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 9 555,12 рублей, пеня в размере 355,45 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 7 495,20 рублей, пеня в размере 278,82 рублей;
- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 6 498,86 рублей, пеня в размере 241,76 рубль;
- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 3249,43 рублей, пеня в размере 120,88 рублей, а всего на общую сумму 60 100,74 рублей.
В связи с имеющейся задолженностью в адрес ответчика ФИО2 административным истцом направлено требование <номер> от <дата> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей), согласно которого за ней числится общая задолженность 100 204,12 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2010 года и до 01 января 2013 года в размере 79 076,61 рублей (л.д. 7).
В установленный срок задолженность ФИО2 не погашена.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 ст. 46 НК РФ).
В связи с тем, что ответчик добровольно не исполнил требование налогового органа <номер> от <дата> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а налоговый орган пропустил срок для принудительного взыскания задолженности в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением о взыскании суммы задолженности.
При этом ходатайство, о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом не заявлено.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального Закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Согласно пункту 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Таким образом, для установления факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов, необходимо, чтобы у налогоплательщика имелась обязанность по уплате данных сумм налогов, пени и штрафов, однако налоговый орган пропустил установленный срок их взыскания.
Из материалов дела следует, что сроки, предусмотренные статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации для осуществления взыскания задолженности за указанный период, на дату обращения в суд с настоящим заявлением – <дата> налоговым органом пропущены.
Следовательно, налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки и пени, как в бесспорном, так и в судебном порядке.
В части списания долгов суд отмечает, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации пеня может быть начислена, только на действующую не просроченную к взысканию, а также взысканную в установленном законом порядке задолженность по налогам.
Таким образом, в виду не принятия мер к своевременному взысканию недоимки по страховым взносам, пени, данная задолженность является безнадежной к взысканию, в связи с пропуском срока взыскания, установленного Налоговым Кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени в размере 69 100,74 рублей, следует отказать. Сумму задолженности признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, а именно:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года): налог в размере 22 732,80 рубля, пеня в размере 845,66 рубля;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере 8 413,77 рублей, пеня в размере 312,99 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 9 555,12 рублей, пеня в размере 355,45 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 7 495,20 рублей, пеня в размере 278,82 рублей;
- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 6 498,86 рублей, пеня в размере 241,76 рубль;
- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 3249,43 рублей, пеня в размере 120,88 рублей, а всего на общую сумму 60 100,74 рублей, - отказать.
Сумму задолженности признать безнадежной к взысканию и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю произвести списание задолженности в размере 60 100,74 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Брюховецкого районного суда
Краснодарского края В.В. Салогубова