ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-302/2017 от 22.02.2017 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2017 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Беспаловой О.В.,

при секретаре Курицыной А.В.,

с участием представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Илларионовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по не проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 17.08.2016 года №68 «Об утверждении Порядка принятия главными администраторами доходов бюджета Афанасьевского сельского поселения решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Афанасьевского сельского поселения» и обязать Администрацию Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 31.12.2017 года провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 17.08.2016 года №68 «Об утверждении Порядка принятия главными администраторами доходов бюджета Афанасьевского сельского поселения решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Афанасьевского сельского поселения».

В судебном заседании представитель административного истца Илларионова Е.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Афанасьевского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в свое отсутствие, исковые требования Шуйской межрайонной прокуратуры признал в полном объеме, о чем в материалах дела имеется письменное заявление.

Суд, учитывая мнение представителя административного истца, принял решение о проведении судебного заседания при данной явке в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого в данном случае обязательной не признана.

Заслушав представителя административного истца Илларионову Е.С., изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 указанного Закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона.

Из вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из материалов дела следует, что администрацией Афанасьевского сельского поселения принято постановление от 17.08.2016 года №68 «Об утверждении Порядка принятия главными администраторами доходов бюджета Афанасьевского сельского поселения решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Афанасьевского сельского поселения».

Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие, в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

В ходе проверки, проведенной Шуйской межрайонной прокуратурой в Администрации Афанасьевского сельского поселения, установлено, что антикоррупционная экспертиза Постановления Администрации Афанасьевского сельского поселения от 17.08.2016 года №68 «Об утверждении Порядка принятия главными администраторами доходов бюджета Афанасьевского сельского поселения решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Афанасьевского сельского поселения» не проводилась.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых, не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Таким образом, в силу прямого указания в законе на Администрацию Афанасьевского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, бездействие Администрации Афанасьевского сельского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленных на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

В силу ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В данном случае судом указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем суд принимает признание иска административным ответчиком, так как это не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы иных лиц, подтверждается доказательствами по делу.

С учетом изложенного, исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта в срок до 31 декабря 2017 года следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по не проведению антикоррупционной экспертизы Постановления Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 17.08.2016 года №68 «Об утверждении Порядка принятия главными администраторами доходов бюджета Афанасьевского сельского поселения решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Афанасьевского сельского поселения».

Обязать Администрацию Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 31.12.2017 года провести антикоррупционную экспертизу Постановления Администрации Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 17.08.2016 года №68 «Об утверждении Порядка принятия главными администраторами доходов бюджета Афанасьевского сельского поселения решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Афанасьевского сельского поселения».

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись О.В.Беспалова.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2017 года.

Согласовано.

Судья: О.В. Беспалова