ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3034/2021 от 19.11.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-3034/2021

УИД 32RS0027-01-2021-002447-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2021 г. г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Петрачковой И.В.,

при секретаре Лёвкиной Ж.С.,

с участием административного истца ИП Филина В.А., представителя административного истца Федуловой О.В., представителя заинтересованного лица Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области Ефимовой Т.А., представителя прокуратуры г. Брянска Шиленок Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Филина Владимира Андреевича к Брянской городской администрации о признании недействующими нормативных правовых актов органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ИП Филин В.А. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами №... от 13 июля 2009 г. и от 11 августа 2014 г., выданные Управлением государственного автодорожного надзора Брянской области. С 7 мая 2019 г. имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами №..., выданную Юго-Западным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

С 2001 г. на основании распоряжений администрации г.Брянска, Брянской городской администрации, договоров осуществлял транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту №34 «Камвольный комбинат-Брянский Автовокзал-Дизельный завод». На основании договора №34/2 от 4 декабря 2011 г., заключенного с Брянской городской администрацией, осуществляет перевозки пассажиров по маршруту №34 «Дизельный завод-Автовокзал-Школа №61», используя транспортные средства в количестве 11 единиц. Срок действия данного договора определен до 5 февраля 2016 г.

В связи со вступлением в законную силу ФЗ от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ИП Филину В.А. было выдано свидетельство серии №... об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №34-2 «Школа №61-Дизельный завод» на 11 транспортных средств и 11 карт маршрута. На аналогичный маршрут были выданы свидетельства ИП С.А. на 38 транспортных средств и ИП Х. на 1 транспортное средство. С целью идентификации перевозчиков на данном маршруте им присвоены номера: 34-1 – ИП С.А., 34-2 – ИП Филину В.А., 34-3 – ИП Х.

Помимо указанного муниципального маршрута регулярных перевозок на основании свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, ИП Филин осуществляет перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам: №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный» на 5 автобусах малого класса (свидетельство серии №... от <дата>); №44-3 «ул.Горбатова – школа №61» на 4 автобусах малого класса (свидетельство серии №...); №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр» на 4 автобусах малого класса (свидетельство серии №...). При этом, на аналогичные маршруты были выданы свидетельства следующим перевозчикам: №38-1 ИП М.А. на 42 автобуса; №38-3 ИП М.С. на 1 автобус; №44-1 ИП М.С. на 20 автобусов; №44-2 ИП С.В. на 6 автобусов; №45-1 ИП М. на 35 автобусов, №45-3 ИП М.В. на 1 автобус.

При этом, схемы маршрута №34-1, №34-2, №34-3, маршрута №38-1, №38-2, №38-3, маршрута №44-1, №44-2, №44-3, маршрута №45-1, №45-2, №45-3 и остановочные пункты у каждого из трех перевозчиков была одинаковая, различалось лишь расписание движения, паспорта на отдельные маршруты не разрабатывались.

Постановлением Брянской городской администрации от 13 января 2021 г. № 22-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 13 марта 2018 г. №695-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске» раздел «Мероприятия по установлению, изменению, отмене, а также изменению порядкового номера муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске» приложения №1 к постановлению дополнено пунктами 40-69.

Пунктом 46 указанного постановления предусмотрена отмена муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №34-2 «Школа №61-Дизельный завод»; пунктом 51 - отмена муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный», пунктом 56 - отмена муниципального маршрута №44-3 «ул.Горбатова – школа №61»; пунктом 57 – предусмотрена отмена муниципального маршрута №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр», перевозки по которым осуществляет ИП Филин В.А.

15 января 2021 г. Брянской городской администрацией принято постановление №34-п «Об отмене отдельных муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске», пунктами 7, 10, 15, 16 которого предусмотрена отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №34-2, №38-2, №44-3, №45-2 с 16 июля 2021 г.

Административный истец полагает, что является субъектом отношений, регулируемых указанными постановлениями, поскольку осуществляет перевозки по вышеназванным муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске, отменяемых постановлениями, в связи с чем, нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и конкурентной среде.

Так, постановлением Брянской городской администрации от 16 декабря 2016 г. № 4397-н утверждены Порядок формирования документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске, Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске, Порядок утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске.

В нарушение пункта 2.2 Порядка, пункты 46, 51, 56, 57 измененного документа планирования не содержат конкретной даты проведения мероприятий по отмене муниципальных маршрутов №34-2, №38-2, №44-3, №45-2, а содержат только год – 2021.

Кроме того, оспариваемые пункты 46, 51, 56, 57 постановления не содержат ни одного из возможных оснований для отмены муниципального маршрута, предусмотренных п.3.10 Порядка.

Брянская городская администрация, принявшая решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, в силу п.3.18 Порядка, обязана уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу, однако, ИП Филин В.А. не был извещен об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №34-2, №38-2, №44-3, №45-2.

Административный истец не согласен, что степень регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта определена как средняя, поскольку данный проект нормативного правового акта отменяет 30 муниципальных маршрутов, отмена которых ранее действующими нормативными правовыми актами предусмотрена не была; полагает, что данный проект нормативного правового акта следует отнести к высокой степени регулирующего воздействия.

30 декабря 2020 г. на сайте Брянской городской администрации был размещен проект постановления Брянской городской администрации «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 13 марта 2018 г. №695-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске». При этом, срок для проведения публичных обсуждений составил фактически один рабочий день, а именно, с 30 декабря 2020 г. по 9 января 2021 г., что не позволило всем заинтересованным группам и лицам принять участие в процедуре оценки регулирующего воздействия проекта данного постановления и внести свои возражения, чем права ИП Филина В.А. были также нарушены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, полагая, что административным ответчиком нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, а также антимонопольное законодательство, с учетом уточненных исковых требований просит суд признать недействующим постановление Брянской городской администрации от 13 января 2021 г. № 22-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 13 марта 2018 г. №695-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске» в части пунктов 46, 51, 56, 57 Мероприятий по установлению, изменению, отмене, а также изменению порядкового номера муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске, отменяющего муниципальный маршрут регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №34-2 «Школа №61-Дизельный завод», №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный», №44-3 «ул.Горбатова – школа №61»; №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр», со дня его принятия.

Признать недействующим постановление Брянской городской администрации от 15 января 2021 г. №34-п «Об отмене отдельных муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске», в части пунктов 7, 10, 15, 16, отменяющих с 16 июля 2021 г. муниципальные маршруты регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №34-2 «Школа №61-Дизельный завод», №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный», №44-3 «ул.Горбатова – школа №61»; №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр», со дня его принятия.

В судебном заседании административный истец ИП Филин В.А., представитель административного истца Федулова О.В. административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области Ефимова Т.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика Брянской городской администрации, представитель заинтересованного лица УФАС по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Ранее в судебных заседаниях представитель Брянской городской администрации Чубчиков И.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагая, что нормативные правовые акты приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах предоставленных Брянской городской администрации.

В материалах дела имеется отзыв на иск представителя заинтересованного лица УФАС по Брянской области, в котором имеется указание на то, что оспариваемые постановления привели к предоставлению преимущества конкретным перевозчикам и содержат признаки нарушения требований ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суд, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение представителя прокуратуры г. Брянска Шиленок Е.С., полагавшую необходимым отказать в удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Постановлением Брянской городской администрации от 13 марта 2018 г. №695-п утвержден документ планирования регулярных перевозок в городе Брянске.

Постановлением Брянской городской администрации от 13 января 2021 г. №22-п в указанное постановление внесены изменения: раздел 1 «Мероприятия по установлению, изменению, отмене, а также изменению порядкового номера муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске» приложения №1 дополнен пунктами 40-69.

Пунктом 46 указанного постановления предусмотрена отмена муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №34-2 «Школа №61-Дизельный завод»; пунктом 51 - отмена муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный», пунктом 56 - отмена муниципального маршрута №44-3 «ул.Горбатова – школа №61»; пунктом 57 – предусмотрена отмена муниципального маршрута №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр».

15 января 2021 г. Брянской городской администрацией принято постановление №34-п «Об отмене отдельных муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске», пунктами 7, 10, 15, 16 которого предусмотрена отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам №34-2 «Школа №61-Дизельный завод»; №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный», №44-3 «ул.Горбатова – школа №61»; №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр», с 16 июля 2021 г.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» также разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что Филин В.А. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в городе Брянске, которому выдано свидетельство №... об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – на маршрут № 34-2 «Школа №61-Дизельный завод», свидетельство №... об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – на маршрут №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный», свидетельство №... об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – на маршрут №44-3 «ул.Горбатова – школа №61», свидетельство №... об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – на маршрут №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр». Срок действия названных свидетельств – с 15 июля 2016 г. по 15 июля 2021 г.

ИП Филин В.А., полагая, что является субъектом отношений, регулируемых вышеназванными постановлениями, поскольку осуществляет перевозки по указанным муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске, отменяемых постановлениями, обратился в суд с заявленным административным иском.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона № 220-ФЗ).

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные названными нормативными правовыми актами, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не урегулированные ни федеральным, ни региональным законодательством - муниципальными нормативными правовыми актами (части 2 и 3 этой же статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно положениям пункта 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

В развитие указанных положений решением Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 г. №331 приняты Правила организации транспортного обслуживания населения в г.Брянске (далее – Правила), регулирующее отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок в городе Брянске.

В соответствии с п.2.1-2.2 Правил, Брянская городская администрация устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок в городе Брянске в документе планирования регулярных перевозок в городе Брянске. Порядок подготовки и ведения документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске устанавливается Брянской городской администрацией. Установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске осуществляется Брянской городской администрацией. Установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске производится в порядке, установленном Брянской городской администрацией.

Аналогичные, по сути, положения содержатся в пункте 9 части 2 статьи 45 Устава городского округа город Брянск, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 г., предусматривающего полномочия Брянской городской администрации как уполномоченного органа местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Брянска.

Постановлением Брянской городской администрации от 16 декабря 2016 г. № 4397-п (в редакции постановления Брянской городской администрации от 28 декабря 2020 г. № 3642-п) утвержден действующий Порядок формирования Документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске, установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске, утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске.

В соответствии с частью 3.10 Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске муниципальный маршрут регулярных перевозок в городе Брянске может быть отменен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- отсутствие стабильного пассажиропотока и (или) потребности населения в регулярных перевозках;

- необходимость упорядочения движения общественного транспорта и (или) перераспределения транспортных потоков для улучшения транспортной ситуации на улично-дорожной сети города Брянска;

- данное мероприятие предусмотрено комплексной схемой организации дорожного движения Брянской городской агломерации;

- неоднократное (более двух раз) отсутствие заявок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или уполномоченных участников договора простого товарищества на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске по конкретному муниципальному маршруту или неоднократное (более двух раз) отсутствие заявок на заключение государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по конкретному муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске;

- несоответствие технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 3.11 Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске решение Брянской городской администрации об установлении, изменении или отмене муниципального маршрута принимается в форме постановления Брянской городской администрации.

Как усматривается из оспариваемого Постановления Брянской городской администрации от 13 января 2021 г. №22-п «О внесении изменений в Постановление Брянской городской администрации от 13 марта 2018 г. №695-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске» основанием отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок - маршрут № 34-2 «Школа №61-Дизельный завод», маршрут №38-2 «Бульвар Щорса – микрорайон Вокзальный», маршрут №44-3 «ул.Горбатова – школа №61», маршрут №45-2 «Ст.Снежетьская – Телецентр» является необходимость упорядочения движения общественного транспорта и перераспределения транспортных потоков для улучшения транспортной ситуации на улично-дорожной сети в соответствии с разработанными документами транспортного планирования Брянской городской агломерации в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие оспариваемых Постановлений не носило произвольного характера, а было обусловлено необходимостью развития и оптимизации транспортной инфраструктуры г.Брянска с учетом требований документа планирования регулярных перевозок в г. Брянске в целях обеспечения соблюдения баланса частных интересов перевозчиков и публичных интересов, направленных на оптимальное удовлетворение потребности населения г. Брянска в транспортных услугах, повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения муниципального образования.

Таким образом, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца в той части, что оспариваемые пункты постановления от 13 января 2021 г. не содержат ни одного из возможных оснований для отмены муниципального маршрута, предусмотренных Порядком установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске.

При этом, то обстоятельство, что согласно пояснительной записке к проекту Постановления Брянской городской администрации от 13 января 2021 г. необходимость принятия данного проекта постановления обусловлена текущей высокой степенью дублирования ранее установленных муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по регулируемым и нерегулируемым тарифам, негативным влиянием избыточного количества автобусов малого класса, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам, на уровень аварийности и состояние улично-дорожной сети города Брянска, не является основанием считать нарушенной процедуру принятия оспариваемого постановления, последствием чего могло быть признание его недействующим.

Утверждение представителя административного истца о том, что документ, представленный административным ответчиком в подтверждение обоснованности отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам № 34-2, №38-2, №44-3, №45-2, не соответствует Методическим рекомендациям по разработке документов транспортного планирования субъектов РФ, утвержденным протоколом заседания рабочей группы проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 12 августа 2019 г. №ИА-63, не может быть принято во внимание с учетом того, что указанный документ, как следует из его преамбулы, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

Оценивая утверждения административного истца о нарушении органом местного самоуправления положений ч.3 ст.12 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд исходит из следующего.

Указанной нормой закона предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Исходя из названной нормы закона, Брянская городская администрация обязана принять решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута не позднее, чем за 180 дней до дня окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, решение об отмене 16 июля 2021 г. муниципальных маршрутов регулярных перевозок в г.Брянске №34-2, №38-2, №44-3, №45-2 принято за 181 день до окончания действия свидетельств ИП Филина В.А. При этом, письмом Брянской городской администрации от 15 января 2021 г. ИП Филин В.А. был уведомлен об отмене 16 июля 2021 г. муниципальных маршрутов регулярных перевозок в г.Брянске №34-2, №38-2, №44-3, №45-2.

Поэтому доводы административного истца о несоблюдении органом местного самоуправления требований приведенного выше Федерального закона отклоняются судом, тем более, что срок уведомления лица об отмене маршрута не является пресекательным и законом не предусмотрены последствия нарушения указанных сроков в качестве оснований для признания недействующим нормативно-правового акта, принятого органом местного самоуправления.

Оспаривая процедуру принятия оспариваемых постановлений, административный истец ссылается на то, что проект постановления Брянской городской администрации «О внесении изменений в Постановление Брянской городской администрации от 13 марта 2018 г. №695-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске» следует отнести к высокой степени регулирующего воздействия.

Суд не может согласиться с данными выводами.

В соответствии с Правилами проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в г.Брянске, утвержденными постановлением Брянской городской администрации от 15 июля 2020 г. №1744-п, средняя степень регулирующего воздействия проводится при условии, если проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством РФ и Брянской области, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами города Брянска обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством РФ и Брянской области, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами города Брянска расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В соответствии с Правилами проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, срок проведения публичных консультаций устанавливается разработчиком и не может составлять менее 10 календарных дней для проектов нормативных правовых актов, имеющих низкую или среднюю степень регулирующего воздействия. Сроки проведения оценки регулирующего воздействия рассматриваемого проекта составили 11 дней, что не противоречит действующему законодательству.

Оспариваемые нормативные правовые акты не содержат в себе положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством РФ и Брянской области, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами города Брянска обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а лишь включает в себя перечень мероприятий по отмене конкретных муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске в соответствии с действующим законодательством.

При этом, данные изменения не затрагивают права и законные интересы перевозчиков, обслуживающих указанные маршруты, так как данные маршруты отменяются исключительно после окончания действия свидетельства на транспортное обслуживание у перевозчиков.

Утверждения стороны административного истца, а также позиция представителя заинтересованного лица УФАС по Брянской области о том, что оспариваемыми Постановлениями вводятся необоснованные ограничения для конкуренции на рынке муниципальных перевозок, свидетельствующие о нарушении требований ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», носят безосновательный характер в силу следующего.

Пунктом 7 статьи 4 названого Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не являются фактом отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а определяют решение Брянской городской администрации об их отмене с 16 июля 2021 г., на этапе их принятия нарушения антикоррупционного законодательства не выявлено, следовательно, то обстоятельство, что УФАС по Брянской области в действиях Брянской городской администрации, совершаемых после принятия оспариваемых постановлений, усмотрело признаки нарушения антимонопольного законодательства, правового значения для рассмотрения настоящего административного спора не имеет.

Кроме того, ИП Филин В.А. как субъект предпринимательской деятельности не лишен возможности участвовать в конкурсе на заключение муниципальных контрактов в отношении осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ. Оспариваемые Постановления Брянской городской администрации к тому препятствий не создают.

Таким образом, суждения административного истца о нарушении оспариваемыми постановлениями прав заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности носит бездоказательный характер и не основан на нормах права и фактических обстоятельствах административного дела.

Иные доводы стороны административного истца также отклоняются судом как безосновательные и не способные повлиять на законность оспариваемых постановлений Брянской городской администрации.

В силу приведенных выше мотивов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Брянской городской администрации как направленные на обеспечение комфортной среды обитания жителей г. Брянска, комплексный учет потребностей населения и требуемое развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования, не противоречат положениям действующего законодательства, приняты исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ИП Филина В.А. суд отказывает в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Филина Владимира Андреевича к Брянской городской администрации о признании недействующими нормативных правовых актов органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Петрачкова

Мотивированное решение изготовлено 3 декабря 2021 г.