ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3037/2020ГОДА от 28.08.2020 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2а-3037/2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2020 года г. Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Шор А.В., при секретаре Любатинской Е.С.,

с участием административного истца ФИО1, ее представителя – адвоката Дерябина А.В., представителя административного ответчика - председателя избирательной комиссии МО «Город Орск» ФИО2, помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Крючковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения избирательной комиссии,

установил:

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» Оренбургской области от 25 августа 2020 года жалобы ФИО8 и ФИО11 признаны обоснованными, на территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Орска с полномочиями окружных избирательных комиссий по ОИО с по возложена обязанность о незамедлительном принятии решения о прекращении полномочий ФИО1 в качестве председателя УИК по избирательному округу .

Считая названное решение незаконным, ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к избирательной комиссии МО «Город Орск» об отмене решения. Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение вынесено без достаточных к тому оснований, она не участвовала в сборе подписей в поддержку своего <данные изъяты>ФИО4 при его выдвижении в кандидаты в депутаты Орского городского Совета. С период с 15 июля 2020г. по 13 августа 2020 г. её полномочия как члена и председателя УИК были приостановлены по ее заявлению. Полагает оспариваемое решение незаконным, вынесенным на основании голословных утверждений ответчика.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик председатель избирательной комиссии МО «Город Орск» ФИО2 просил в удовлетворении административного иска отказать, так как ФИО1 является членом и председателем участковой избирательной комиссии г. Орска с правом решающего голоса. В нарушение ч. 5 ст. 32 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» ФИО1 принимала участие в сборе подписей избирателей в поддержку своего <данные изъяты> - кандидата в депутаты Орского городского Совета по одномандатному избирательному округу ФИО3, что установлено Рабочей группой по контролю за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при избирательной комиссии МО «Город Орск» при проведении выборов депутатов Орского городского Совета.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Крючкова А.С., участвующая в деле, полагала заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Орского городского Совета депутатов от 23 июня 2020 года № 60-908 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Орского городского Совета.

ФИО1 является председателем участковой избирательной комиссии г. Орска Оренбургской области с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Аналогичные положения содержатся в ч. 5 ст. 32 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

Согласно п. 1 ст. 29 названного выше Федерального закона № 67-ФЗ членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов (п.п. "к").

Норма, закрепленная в п. "к" части 1 ст. 29 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, призвана обеспечить равные возможности для всех кандидатов в день выборов и не допустить конкурентных преимуществ кого-либо из кандидатов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.06.2014 № 1143-О, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с тем чтобы гарантировать реализацию демократических принципов и норм избирательного права, исключает участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, а последствием нарушения этого требования признает недействительность подписей (пункт 6 статьи 37).

Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2012 года N 252-О-О, является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур.

Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 № 192/1337-5 (ред. от 23.03.2016) утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий.

Согласно п. 13.2. Методических рекомендаций член избирательной комиссии с правом решающего голоса не участвует в работе комиссии с момента принятия решения о приостановлении его полномочий до прекращения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления его полномочий (в том числе до утраты кандидатом, в связи с которым возникли основания, предусмотренные подпунктами "ж", "к" и "л" пункта 1 статьи 29 Федерального закона, статуса кандидата в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Федерального закона). При этом член избирательной комиссии с правом решающего голоса, полномочия которого приостановлены, продолжает оставаться в составе избирательной комиссии и учитывается при определении установленного числа членов избирательной комиссии, предусмотренного пунктом 11 статьи 28 Федерального закона.

Судом установлено, что на основании решения ТИК Ленинского района г. Орска от 15 июля 2020 г. в связи с выдвижением ФИО4 кандидатом в депутаты Орского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу полномочия члена (председателя) УИК ФИО1 приостановлены со дня принятия настоящего решения.

13 августа 2020г. решением ТИК Ленинского района г. Орска в связи с отказом в регистрации выдвинутого кандидата в депутаты Орского городского Совета по ОИО ФИО13 окончанием его предвыборной деятельности, полномочия члена (председателя) УИК ФИО1 восстановлены.

29, 30 июля 2020г. в избирательную комиссию МО «Город Орск» поступили жалобы ФИО8, ФИО11 о нарушениях избирательного законодательства при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Орского городского Совета по ОИО ФИО4, а именно участие в сборе подписей председателя УИК г. Орска с правом решающего голоса ФИО1, <данные изъяты> кандидата в депутаты ФИО6, в учебном заведении МОАУ « <данные изъяты>», сотрудником которого она является.

25 августа 2020 г. Рабочей группой по контролю за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при избирательной комиссии МО «Город Орск» при проведении выборов депутатов Орского городского Совета на основании изучения доводов жалоб ФИО8, ФИО11; опроса ФИО7; материалов проверки МУ МВД России «Орское»; пояснений ФИО1, данных председателю избирательной комиссии МО «Город Орск» ФИО2, где она подтвердила свое участие в сборе подписей избирателей в поддержку ФИО4; сведений полученных от ФИО4 при проверки подписных листов в ТИК Ленинского района г. Орска о том, что его <данные изъяты> ФИО1 участвовала в сборе подписей избирателей в его поддержку; заслушав ФИО1, где она пояснила, что помогала кандидату ФИО4 при сборе подписей избирателей, находилась рядом, держала бумагу и авторучку, при этом на тот момент была отстранена от работы в УИК , сделано заключение об обоснованности жалоб ФИО8 и ФИО11 и возложении обязанностей на ТИК Ленинского района г. Орска незамедлительно принять решение о прекращении полномочий ФИО1 в качестве председателя УИК г. Орска в связи с допущенными нарушениями ч. 5 ст. 32 закона Оренбургской области от 05.11.2009 -IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», а также о направлении представления в адрес МУ МВД РФ «Орское» о проведении дополнительной проверки и привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 5.47 КоАП РФ.

Решением избирательной комиссии МО «Город Орск» от 25 августа 2020 г. на основании исследования материалов проверки, проведенной Рабочей группой, и ее заключения, информации председателя ФИО2, жалобы ФИО8 и ФИО11 признаны обоснованными, на ТИК Ленинского района г. Орска возложена обязанность принять решение о прекращении полномочий ФИО1 в качестве председателя УИК <адрес>, и направить в МУ МВД РФ «Орское» документы первичной проверки по участию ФИО1 и других членов участковых избирательных комиссий , в сборе подписей в поддержку ФИО4 для дополнительной проверки.

Как следует из пояснений сторон, в настоящее время полномочия председателя УИК ФИО1 не прекращены, исполнение решения избирательной комиссии МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на ТИК <адрес> обязанности принять решение о прекращении полномочий ФИО1 в качестве председателя УИК <адрес> приостановлено в связи с подачей настоящего иска.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 суду пояснил, что он является директором МОАУ «<данные изъяты>», ФИО1 является сотрудником Лицея г. Орска и его подчиненной по месту работы, какой-либо неприязни к ней он не испытывает, конфликты отрицает. 21 июля 2020г. на телефон ему пришло сообщение о том, что по личной просьбе ФИО4 – кандидата в депутаты Орского городского Совета, преподаватели Лицея должны обратиться к родителям учеников с просьбой прийти в лицей, обратиться к завхозу ФИО9, которая является членом избирательной комиссии, чтобы отдать свои голоса в поддержку ФИО4 22 июля 2020г. в 8 часов он увидел на вахте Лицея , как одна из родительниц заполняла подписной лист в поддержку ФИО4 Из её объяснений ему стало известно, что подписной лист она получила от вахтера ФИО10 Поскольку сбор подписей избирателей в учебном заведении, на рабочем месте запрещен законом, он потребовал уничтожить подписной лист, что было сделано. Он провел беседу с ФИО1, потребовал прекратить сбор подписей в поддержку её супруга на рабочем месте в Лицее . При этом ФИО1 сообщила ему, что лично ходит по квартирам избирателей и собирает подписи граждан в поддержку ФИО4, пообещала впредь такие действия не совершать.

Аналогичные сведения ФИО8 сообщал сотруднику ОП МУ МВД России «Орское» при опросе 04 августа 2020г. в рамках проверки сообщения избирательной комиссии МО «Город Орск» по жалобе ФИО8

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО8, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, поскольку его показания последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными письменными доказательствами по делу.

Как следует из материалов проверки КУСП от 03 августа 2020г., предоставленных МУ МВД России «Орское», опрошенная сотрудником полиции ФИО10, уборщик МОАУ «<данные изъяты>», 04 августа 2020г. поясняла, что в ее присутствии около пункта охраны при входе в Лицей <адрес>, один из родителей ученика лицея подписывался в листе для сбора подписей по просьбе ФИО1, что видел директор ФИО8

Опрошенный в ходе проверки ФИО11 пояснял сотруднику полиции, что со слов ФИО8 ему известно о сборе подписей в поддержку кандидата в депутаты ФИО4 членами избирательных комиссий ФИО1 и ФИО9 на территории МОАУ «<данные изъяты>».

Оценивая исследованные в ходе судебного заседания доказательства, суд приходит к выводу, о том, что доводы истца ФИО1, отрицающей свое участие в сборе подписей в поддержку кандидата в депутаты ФИО4, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются указанными выше письменными и свидетельскими показаниями, которые в своей совокупности подтверждают, что ФИО1, будучи председателем и членом УИК с правом решающего голоса, участвовала в сборе подписей избирателей в поддержку своего супруга ФИО4, кандидата в депутаты Орского городского совета в ходе его предвыборной деятельности.

Доводы административного истца о том, что в связи с выдвижением ее супруга ФИО4 кандидатом в депутаты Орского городского Совета и на основании её заявления от 14 июля 2020г. в избирательную комиссии МО «Город Орск», её полномочия члена (председателя) УИК были приостановлены, и она была вправе участвовать в сборе подписей в поддержку кандидата в депутаты ФИО4, основаны на неверном толковании закона.

Как указано выше, член избирательной комиссии с правом решающего голоса не участвует в работе комиссии с момента принятия решения о приостановлении его полномочий до прекращения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления его полномочий, при этом он продолжает оставаться в составе избирательной комиссии. Таким образом, оставаясь членом УИК с правом решающего голоса, ФИО1 на основании ч. 6 ст. 37 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ, не вправе была участвовать в сборе подписей избирателей.

Представленные административным ответчиком решения ТИК Ленинского района г. Орска от 15 июня о приостановлении полномочий председателя УИК ФИО1 и от 13 августа 2020г. о восстановлении полномочий председателя УИК не подписаны уполномоченными лицами, поэтому признаются судом недопустимыми доказательствами по делу.

Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что в числе иных лиц сбор подписей в поддержку кандидата ФИО4 осуществляла ФИО1 - член и председатель участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, правовых оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии у суда не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Так как судом не установлено нарушение прав ФИО1 при принятии оспариваемого решения, действия административного ответчика являются законными, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 244, 297-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к избирательной комиссии муниципального образовании «Город Орск» о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» от 25 августа 2020 года - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение пяти дней со дня принятия судом настоящего решения.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 31 августа 2020г.