Дело № 2а-3038/2021
УИД 75RS0001-02-2021-003223-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Марковой О.А.
при секретаре Верховод Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Читы в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с вышеназванным административным иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено следующее.
Мониторингом сети «Интернет» посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре района Забайкальским филиалом ПАО «Ростелеком», установлен факт свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом: <адрес> противоправной и запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации.
На странице с указанным адресом размещен сайт, содержащий сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния как написание дипломной, курсовой работы, реферата, доклада, кандидатской диссертации.
К данному сайту имеется свободный доступ для неопределённого круга лиц.
Указывая, что изготовление и реализация документов без соблюдения предусмотренных законодательством РФ административных процедур на территории РФ запрещена, прокурор просил признать информацию, размещённую на странице сайта с URL-адресом: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник Железнодорожного прокурора г. Читы Дудочкин Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, от заместителя руководителя ФИО1 поступил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Заслушав участника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.1. ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15 вышеназванного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что прокуратурой района выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом: <адрес> противоправной и запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации о продаже дипломных, курсовых работ, рефератов, кандидатских диссертаций.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" запрещена реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.
Таким образом, с 11.11.2018 не допускается реклама услуг по подготовке и написанию:
- выпускных квалификационных работ;
- научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций);
- иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.
При этом понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры".
Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
По смыслу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" диссертация на соискание ученой степени доктора наук - научно-квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.
При этом диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - научно-квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного Закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу положений ст. 10 Закона N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
При таком положении сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, её распространением.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к приобретению документов об образовании в обход законных процедур недопустимо, поскольку пропагандирует совершение преступлений.
Статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу п. 2 ч, 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, учитывая, что на указанных выше сайтах содержится информация, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL- адресом <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (672027 <...>) для последующего включения указателя страницы сайта с URL – адресом https://chita.vsesdal.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородской проезд, д.7, стр.2, <...>)
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г.Читы.
Судья О.А.Маркова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ