ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-303/18 от 20.03.2018 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Коломна

Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., с участием адвоката Конопелько А. Г., действующего на основании удостоверения и ордера , при секретаре Жоховой Л. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

ФИО1 к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 46 КАС РФ, к Администрации Коломенского городского округа Московской о признании незаконным решения Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за № , принятого по заявлению ФИО1 об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области»; о понуждении административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении вышеуказанной государственной услуги с принятием по нему решения; о понуждения административного ответчика предоставить государственную услугу «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» по градостроительному плану земельного участка с кадастровым ФИО1 (л.д. 61-63).

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 100), в суд не явился, об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам суд не просил.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ и мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие административного истца ФИО1, участие которого по данному делу не признавалось судом обязательным.

Представитель административного истца – адвокат Конопелько А. Г. мотивировал уточненный административный иск следующим.

Административный истец ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>; право собственности в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Им было принято решение об осуществлении строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. В связи с этим, он в установленном законом порядке подготовил градостроительный план земельного участка. Для регистрации данного градостроительного плана он обратился в Администрацию Коломенского муниципального района.

Решением Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области». Причиной отказа в предоставлении данной государственной услуги явилось следующее: в соответствии с пунктом <данные изъяты>. Административного регламента в отношении рассматриваемого земельного участка необходимо установление красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов и /или территорий пользования» и разъяснено, что «в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым полностью попадает в зону планируемого размещения регионального путепровода».

Административный истец полагает, что вышеуказанное решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации градостроительного плана земельного участка административного истца является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В оспариваемом решении отсутствуют ссылки на не соблюдение истцом каких-либо градостроительных и строительных норм при планируемом ФИО3 строительстве индивидуального жилого дома, отраженном в градостроительном плане земельного участка. Напротив, возражения административного ответчика сводятся к тому, что в будущем (срок не установлен) планируется возведение регионального путепровода, в территорию застройки которого попадает земельный участок истца.

Между тем, согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничение нрав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральными законами. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

На момент обращения ФИО3 за данной государственной услугой согласно выписке из ЕГРН на земельный участок отсутствуют данные об ограничении на него права собственности административного истца.

Также он отмечает, что рядом с земельным участком административного истца имеются другие земельные участки, на которых возведены жилые дома.

На основании изложенного, он просит суд признать незаконным решение Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за № , принятого по заявлению ФИО1 об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований <адрес>»; о понуждении административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении вышеуказанной государственной услуги с принятием по нему решения

Представитель административного ответчика Администрации Коломенского городского округа Московской области ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 47), в судебном заседании не признала административный иск ФИО1, мотивируя возражения следующим.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением № о подготовке и регистрации градостроительного плана земельного участка с местоположением: <адрес>, с кадастровым .

В соответствии с пунктом <данные изъяты> Административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований московской области» ФИО3 было отказано в предоставлении государственной услуги на указанный в заявлении земельный участок по следующим основаниям.

В соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым полностью попадает в зону планируемого размещения регионального путепровода. Сроки разработки документации по планировке территории для размещения регионального путепровода не установлены. Проекта строительства путепровода ещё не существует.

На основании изложенного, она просит суд в удовлетворении данного административного иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, надлежащим образом извещенное судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 59), в суд своего представителя не направило, об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам суд не просило.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ и мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие указанного заинтересованного лица, участие которого по данному делу не признавалось судом обязательным.

Ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 44), пояснил следующее.

Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области считает заявленные требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В соответствии с Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области», утвержденным распоряжением Главархитектуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является то, что в отношении рассматриваемого земельного участка необходимо установление, изменение или отмена красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов, и/или территорий общего пользования.

Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено размещение регионального путепровода.

Земельный участок с кадастровым расположен по адресу: <адрес>. Рассматриваемый земельный участок расположен в зоне размещения регионального путепровода.

В соответствии со ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Зоны планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены для обеспечения развития и строительства объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, что ограничивает использование территории в градостроительной деятельности до установления красных линий объектов транспортной инфраструктуры документацией по планировке территории, утвержденной Правительством Московской области.

Сроки разработки документации по планировке территории для размещения регионального путепровода не установлены. Публичные слушания по Схеме территориального планирования не проводились.

В отношении данного земельного участка в программу на ДД.ММ.ГГГГ годы разработка проекта по установлению красных линий не входит. В настоящий момент разработка не предусматривается. Когда будут установлены красные линии, будет понятно, нужно ли будет изымать земельные участки или нет.

На основании изложенного, он просит суд в удовлетворении заявленного административного иска отказать.

Выслушав в судебном заседании представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности зарегистрировано на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л. <...>).

Административным истцом было принято решение об осуществлении строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке, в связи с чем, он в установленном законом порядке подготовил градостроительный план данного земельного участка. Для регистрации данного градостроительного плана ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Коломенского муниципального района Московской области с заявлением № .

Решением Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО3 было отказано в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области». Причиной отказа в предоставлении данной государственной услуги явилось следующее: в соответствии с пунктом <данные изъяты>. Административного регламента в отношении рассматриваемого земельного участка необходимо установление красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов и /или территорий пользования» и разъяснено, что «в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым полностью попадает в зону планируемого размещения регионального путепровода» (л. д. 13-14).

Коломенский муниципальный район Московской области объединился с Городским округом Коломна Московской области на основании решения Совета депутатов городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на момент разрешения данного административного иска надлежащим административным ответчиком является Администрация Коломенского городского округа Московской области.

Не согласившись с данным решением, административный истец ФИО3 обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать данное решение незаконным.

Так, в соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Пунктом 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (п. 2 ст. 44 вышеуказанного Кодекса).

В силу п. 3 ст. 44 вышеуказанного Кодекса, в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области».

Согласно пункту <данные изъяты>. указанного Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков в Московской области» являются: отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости; отсутствие утвержденной документации по планировке территории в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации; заявитель не является правообладателем земельного участка, в отношении которого запрашивается ГПЗУ; рассматриваемый земельный участок включен в территорию, в границах которой предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории при отсутствии проекта планировки территории; в отношении рассматриваемого земельного участка необходимо установление, изменение или отмена красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов, и (или) территорий общего пользования (подпункт <данные изъяты> Административного регламента) и т.д.

Причиной отказа в предоставлении вышеуказанной государственной услуги ФИО1 явилось то обстоятельство, что в соответствии с вышеуказанным пунктом <данные изъяты>. Административного регламента в отношении рассматриваемого земельного участка необходимо установление красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов и /или территорий пользования». При этом, ФИО3 разъяснено, что «в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым полностью попадает в зону планируемого размещения регионального путепровода» (л. <...>).

Из материалов дела, в частности письма Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ выкопировки и Схемы территориального планирования усматривается, что согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым , расположенный в <адрес>, принадлежащий ФИО1, полностью расположен в зоне, предназначенной для строительства транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги федерального значения «<данные изъяты>» и планируемой к строительству автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты> по автомобильной дороге «<данные изъяты><данные изъяты>», ширина зоны планируемого размещения транспортной развязки – <данные изъяты>. Ширина зоны, планируемой для размещения линейного объекта, определяет габариты, в пределах которых возможны изменения в расположении данного объекта. Точное расположение и конфигурация планируемого объекта и необходимый земельный участок для его размещения будут определены в процессе разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории указанного объекта.

Также в указанном письме отражено, что в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, учитывая расположение испрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры, земельный участок с кадастровым имеет ограниченную оборотоспособность, и в соответствии с п. 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ в дальнейшем может подлежать изъятию для государственных нужд Московской области.

Вместе с тем, учитывая, что земельный участок с кадастровым расположен на значительном расстоянии от пересечения вышеуказанных автомобильных дорог (порядка <данные изъяты>), в зоне сложившейся жилой застройки <адрес>, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области письмом № от ДД.ММ.ГГГГ согласовало размещение планируемого объекта строительства на указанном земельном участке (л. д. 101-115).

Таким образом, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области согласовало ФИО1 размещение планируемого объекта строительства на вышеуказанном земельном участке с кадастровым .

При наличии такого согласования размещения планируемого объекта строительства на земельном участке с кадастровым , отказ административного ответчика в подготовке и регистрации градостроительного плана земельного участка, принадлежащего административному истцу ФИО1, по причине того, что он полностью попадает в зону планируемого размещения регионального путепровода, является незаконным.

При этом, суд отмечает, что отсутствие установленных красных линий для земельного участка административного истца не может являться основанием для отказа в подготовке и регистрации градостроительного плана земельного участка, поскольку их установление для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов, и (или) территорий общего пользования, не является обязанностью административного истца.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым предоставляет административному истцу право на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворении административный иск ФИО1 в части признания незаконным решения Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за № , принятого по заявлению ФИО1 об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований <адрес>», а также в части понуждения административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» с принятием по нему решения в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения в законную силу.

Между тем, суд считает необходимым отказать административному истцу ФИО1 в удовлетворении его административного иска в части понуждения административного ответчика предоставить государственную услугу «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» по градостроительному плану земельного участка с кадастровым , поскольку данные требования не могут быть предметом разбирательства в рамках административного судопроизводства.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за № , принятого по заявлению ФИО1 об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области».

Обязать Администрацию Коломенского городского округа Московской области в течение <данные изъяты> с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» и принять по нему решение.

В удовлетворении административного иска в части понуждения Администрации Коломенского городского округа Коломна Московской области предоставить государственную услугу «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» по градостроительному плану земельного участка с кадастровым ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

Судья Е. В. Сергеева