ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-303/20 от 20.08.2020 Туркменского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0034-01-2020-000453-38РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года с. Летняя Ставка

Туркменский районный суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Филипенко А.В..

при секретаре Сагандыкове А.С.,

с участием помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Ли Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Туркменского района Ставропольского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по принятию правовых актов в сфере законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

установил:

прокурор Туркменского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по принятию правовых актов в сфере законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, в котором указал, что в прокуратуре Туркменского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Согласно пункту 15 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесена к вопросам местного значения муниципальных образований поселений. Решение данных вопросов органами местного самоуправления сельских поселений закреплено также в статье 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае». В соответствии со статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения. Данные полномочия в области водных отношений реализуются органами местного самоуправления сельского поселения, так как Законом Ставропольского края № 12-кз закреплены за сельским поселением. Статья 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предоставляет право гражданам осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Любительское и спортивное рыболовство - вид рыболовства, деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Статья 8 Водного кодекса Российской Федерации допускает многообразие форм собственности только на некоторые искусственные водные объекты -пруды-копани и обводненные карьеры. Это значит, что, например, пруд, имеющий «водную» (гидравлическую) связь с другим видом водного объекта, не должен находиться в «нефедеральной» собственности. В Водном Кодексе РФ применительно к находящимся в «нефедеральной» собственности водных объектов не используются понятия «непроточный», «замкнутый водоем» и «гидравлическая связь». Тем не менее, пруды-копани и обводненные карьеры должны быть «непроточными замкнутыми водоемами». В противном случае их воды не могут считаться полностью расположенными в границе земельного участка. Например, в пруд-копань не должен впадать, из него не должен вытекать ручей за границу земельного участка с прудом-копанью. Русловый водоем или водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте, то есть имеет родниковое питание и может находиться только в федеральной собственности. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Однако, в нарушение требований действующего законодательства органами местного самоуправления не обеспечена возможность участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, поскольку правовые акты в указанной сфере не приняты. Кроме того, установлено, что 10.07.2019 прокуратурой Туркменского района по данным фактам в адрес главы администрации Овощинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, однако, до настоящего времени меры, направленные на устранения выявленных нарушений не приняты. Непринятие мер по сохранению водных биоресурсов создает условия для нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также права на участие в решении вопросов, касающихся рыболовства. Поэтому прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выраженное в непринятии мер по принятию правовых актов в сфере законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Обязать администрацию муниципального образования Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения и обеспечить принятие нормативно-правовых актов в указанной сфере.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Ли Е.А. просила суд удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также не возражала против рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика – представителя администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края.

Представитель административного ответчика администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в судебное заседание не явился. В представленном ходатайстве представитель административного ответчика просил суд рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации и не возражал против удовлетворения судом административного иска.

При указанных обстоятельствах, с учетом положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого признана судом не обязательной.

Суд, выслушав представителя административного истца и исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 15 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесена к вопросам местного значения муниципальных образований поселений. Решение данных вопросов органами местного самоуправления сельских поселений закреплено также в статье 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае».

В соответствии со статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения. Данные полномочия в области водных отношений реализуются органами местного самоуправления сельского поселения, так как Законом Ставропольского края № 12-кз закреплены за сельским поселением.

Статья 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предоставляет право гражданам осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Туркменского района проверки установлено, что администрацией Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в нарушение требований вышеуказанных правовых норм законодательства, не обеспечена возможность участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, поскольку правовые акты в указанной сфере не приняты. 10.07.2019 прокуратурой Туркменского района по данным фактам в адрес главы администрации Овощинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, однако, до настоящего времени меры, направленные на устранения выявленных нарушений не приняты.

Суд считает, что выявленные прокуратурой Туркменского района Ставропольского края нарушения, допущенные администрацией Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, указывают на ненадлежащее исполнение муниципальным органом своих обязанностей по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и нарушает права неопределенного круга лиц.

Административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу указанного, административное исковое заявление прокурора Туркменского района Ставропольского края подлежит удовлетворению в полном объёме. Кроме того, суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить решение суда. Указанный срок, по мнению суда, достаточен для исполнения администрацией Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края возложенного обязательства.

На основании п. 9 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образования освобождаются от уплаты государственной пошлины. В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ, административный ответчик – администрация Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по принятию правовых актов в сфере законодательства о рыболовстве и о сохранении водных биоресурсов.

Возложить на администрацию Овощинского сельсовета Туркменского района обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения и обеспечить принятия нормативно-правовых актов в указанной сфере.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Филипенко

Подлинник решения находится в административном деле № 2а-303/2020 Туркменского районного суда Ставропольского края.