ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-303/2021 от 31.05.2021 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

УИД 41RS0003-01-2021-000521-51

№ 2а-303/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск 31 мая 2021 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе

председательствующего судьи Ищенко А.В.,

при секретаре судебного заседания Шушаковой Ю.А.,

с участием п административного истца –

военного прокурора Вилючинского гарнизона ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Вилючинского гарнизона ФИО1 о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации,

установил:

Военный прокурор Вилючинского гарнизона ФИО1, в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещённую на интернет-сайте по сетевому адресу: https://rutor.ch/topic/310-%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B%-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5-%D1%80%D1%84%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B/, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет размещения запрещенной либо ограниченной к распространению информации, по итогам которого выявлен сайт:https://rutor.ch/topic/310-%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B%-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5- %D1%80%D1%84%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B/, содержащий информацию о способах покупки военного билета. Указанный сайт является свободным для доступа неограниченного круга лиц. Из текста сайта следует информация об оказании услуг в приобретении гражданами РФ военного билета виды услуг, способы получения и их стоимость. Информация на сайте является незаконной, поскольку военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность. Указанный перечень является исчерпывающим. Доступ к сети Интернет имеет неопределенный круг лиц. При этом вход на сайт свободный, регистрации пользователей не требуется. Данная информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Распространение данной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и должна быть запрещена к распространению на территории РФ, поскольку доступ к сетям, где размещены вышеуказанные информационные материалы, фактически способствует совершению правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц. Данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещены указанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, закрыт.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (далее Управление) о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Руководитель Управления просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в письменных пояснениях указал, что данный сетевой адрес: https://rutor.ch/topic/310-%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B%-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5-%D1%80%D1%84%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B/ находится в доменной зоне. COM, а Правила распространяются только на регистраторов доменных имён в доменах. RU и. РФ, доступен для просмотра. В Единый реестр сведения, по ранее вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации, размещенной по указанному сетевому адресу, запрещенной к распространению на территории РФ, не вносились. Полагал возможным признание указанной информации, запрещенной к распространению на территории РФ.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной).

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации, применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ).

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее Реестр).

Основаниями для включения в данный Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, в том числе является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.

22 апреля 2021 года составлен акт проверки из которого следует, что на Интернет-ресурсеhttps://rutor.ch/topic/310- %E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B%-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5-%D1%80%D1%84%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B/, выявлена информация о способах покупки военного билета. Указанный интернет-сайт является свободным для доступа неограниченного круга лиц. Данная информация побуждает лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Распространение данной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

Согласно данным Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, сетевой адрес: https://rutor.ch/topic/310-%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B%-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5-%D1%80%D1%84%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B/, доступен. В Реестр сведения по ранее вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации, размещенной по указанному сетевому адресу, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не вносились.

Согласно порядку ведения и хранения военного билета указанному в приказе Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 (ред. от 24.11.2016) "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" (вместе с "Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления") (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2014 N 34099), военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу:

при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана;

при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию;

при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Иных способов оформления и выдачи военных билетов законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О воинской обязанности и военной службе", граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

При этом военный билет выдается бесплатно.

Следовательно, распространение указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нарушает основы конституционного строя, негативно влияет на обеспечение обороны страны и безопасность государства, побуждает неопределенный круг лиц к противоправным действиям, направленным на получение военного билета без наличия законных на это оснований, то есть на совершение действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания указанной информации, запрещенной к распространению, в связи с чем удовлетворяет административное исковое заявление военного прокурора Вилючинского гарнизона.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление военного прокурора Вилючинского гарнизона ФИО1 о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещённую на интернет-сайте по сетевому адресу: https://rutor.ch/topic/310-%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B%-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5-%D1%80%D1%84%E2%99%9B%E2%99%9B%E2%99%9B/, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 3 июня 2021 года.

Председательствующий