ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-303/2022 от 26.05.2022 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0003-01-2022-000454-72

Дело № 2а-303/2022 Решение в окончательной форме принято 26 мая 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Пушкиной Е.В.,

при секретаре Малыгиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Ярославский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с административным иском к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям с требованиями:

- признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Гаврилов-Ям, выразившееся в непринятии мер по обеспечению внесения изменений, направленных на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в генеральном плане и правилах землепользования и застройки городского поселения Гаврилов-Ям;

- обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять проект внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения Гаврилов-Ям с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Ярославской транспортной прокуратурой по заданию Северо-Западной транспортной прокуратуры проводился анализ состояния законности исполнения воздушного и градостроительного законодательства при возведении многоэтажных жилых домов и иных объектов в границах приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна). Приаэродромная территория аэродрома Ярославль (Туношна) установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17 августа 2020 года № 1022-П, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная приаэродромная территория. Надзорными мероприятиями, проведенными в июне 2021 года, установлено, что администрацией городского поселения Гаврилов-Ям не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в документы территориального планирования - генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения Гаврилов-Ям, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений. Заместителем Северо-Западного транспортного прокурора 28 июня 2021 года главе Администрации городского поселения Гаврилов-Ям вносилось представление № 16/2-58-2021 «Об устранении нарушений федерального законодательства», по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям 27 июля 2021 года сообщено, что факты, указанные в представлении, нашли свое подтверждение. Подготовка проекта внесения изменений в генеральный план городского поселения Гаврилов-Ям требует значительных финансовых затрат, что не представляется возможным. Северо-западной транспортной прокуратурой в целях фактического устранения ранее выявленных нарушений, выразившихся в непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на отображение в схемах территориального планирования, а также в правилах землепользования и застройки приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) главе администрации городского поселения Гаврилов-Ям 28 сентября 2021 года направлен запрос о предоставлении сведений. В ответ на запрос прокурора Администрацией представлена информация о том, что в бюджете городского поселения на 30 сентября 2021 года отсутствуют финансовые средства на проведение работ по внесению изменений в документы территориального планирования городского поселения Гаврилов-Ям. В дополнении к изложенной информации Администрацией 14 апреля 2022 года сообщено, что изменения в генеральный план, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в документы территориального планирования городского поселения не внесены в виду отсутствия денежных средств на разработку проекта генерального плана городского поселения Гаврилов-Ям. Таким образом, вопреки требованиям закона, администрацией городского поселения Гаврилов-Ям до настоящего времени не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль в генеральном плане и правилах землепользования и застройки, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений и как следствие, создает угрозу безопасности полетов, что является основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца – помощник Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Ражабов Р.Г. в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме, пояснил, что до настоящего времени нарушения административным ответчиком не устранены, срок для устранения нарушений с учетом длительности неисполнения требований закона, характера выявленных нарушений является разумным.

Представитель административного ответчика Администрации городского поселения Гаврилов-Ям в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на иск, из которого следует, что ответчик полагает требования обоснованными и законными. Вместе с тем, считает, что срок исполнения решения суда шесть месяцев не является достаточным для устранения нарушений.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с новой редакцией статьи 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса РФ приаэродромная территория относится к зонам с особыми условиями использования территорий. Согласно пункту 2 Положения о приаэродромной территории, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02 декабря 2017 года № 1460, приаэродромная территория в отношении аэродромов гражданской авиации устанавливается актом Федерального агентства воздушного транспорта.

В силу абзаца 15 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 декабря 2017 года № 1460, уполномоченный федеральный орган, принявший решение об установлении приаэродромной территории, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.

Приаэродромная территория аэродрома Ярославль (Туношна) установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17 августа 2020 года № 1022-П, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная приаэродромная территория.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что в зоны с особыми условиями использования территорий помимо прочих включена приаэродромная территория.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации. Срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.

В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса РФ определен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки помимо прочих являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий. Проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, предусматривающих приведение данных правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, рассмотрению комиссией не подлежит.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения, в том числе отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство, эксплуатацию, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Судом установлено, что в результате проведения транспортной прокуратурой надзорных мероприятий в июне 2021 года, установлено, что администрацией городского поселения Гаврилов-Ям не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в документы территориального планирования - генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений.

Заместителем Северо-Западного транспортного прокурора 28 июня 2021 года главе Администрации городского поселения Гаврилов-Ям вносилось представление № 16/2-58-2021 «Об устранении нарушений федерального законодательства», по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям 27 июля 2021 года сообщено, что факты, указанные в представлении, нашли свое подтверждение. Подготовка проекта внесения изменений в генеральный план городского поселения Гаврилов-Ям требует значительных финансовых затрат, что не представляется возможным.

Северо-западной транспортной прокуратурой в целях фактического устранения ранее выявленных нарушений, выразившихся в непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на отображение в схемах территориального планирования, а также в правилах землепользования и застройки приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) главе администрации городского поселения Гаврилов-Ям 28 сентября 2021 года направлен запрос о предоставлении сведений.

В ответ на запрос прокурора Администрацией представлена информация о том, что в бюджете городского поселения на 30 сентября 2021 года отсутствуют финансовые средства на проведение работ по внесению изменений в документы территориального планирования городского поселения Гаврилов-Ям. В дополнении к изложенной информации Администрацией 14 апреля 2022 года сообщено, что изменения в генеральный план, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в документы территориального планирования городского поселения не внесены в виду отсутствия денежных средств на разработку проекта генерального плана городского поселения Гаврилов-Ям.

Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Таким образом, вопреки требованиям закона, администрацией городского поселения Гаврилов-Ям до настоящего времени не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль в генеральном плане и правилах землепользования и застройки, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений и как следствие, создает угрозу безопасности полетов.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Выявленное прокуратурой нарушение недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в части законного использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в границах приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна).

При таких обстоятельствах, суд находит доводы административного иска обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Определяя срок выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства с учетом объема необходимых к выполнению работ, разумности, а также характера выявленных нарушений и длительности их не устранения, суд соглашается с позицией административного истца и считает возможным предоставить административному ответчику срок для устранения нарушений законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии реальной возможности исполнить судебный акт в указанные сроки, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Гаврилов-Ям, выразившееся в непринятии мер по обеспечению внесения изменений, направленных на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в генеральном плане и правилах землепользования и застройки городского поселения Гаврилов-Ям.

Обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять проект внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения Гаврилов-Ям с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна).

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Пушкина