ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3045/2022 от 30.08.2022 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-3045/2022

УИД 27RS0004-01-2022-003409-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Гурдиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Верхозиной А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска к Шевелеву Максиму Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска (далее – ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска, Инспекция) обратилась в суд с иском к Шевелеву М.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени. В обоснование административного иска указав, что Шевелев М.А. как налогоплательщик состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска. По сведениям, поступившим в 2019 году от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, Шевелев М.А. в 2016, 2017 и 2018 годы являлся собственником транспортного средства «», г.р.з. , ввиду чего налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ направлено Шевелеву М.А. налоговое уведомление об оплате транспортного налога за 2016- 2018 годы в сумме руб. ( руб. за каждый год). В связи с неуплатой задолженности Инспекцией были начислены пени за 2016 год – руб. коп. (период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), за 2017 год – руб. коп. (за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), за 2018 год - руб. коп. (за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того в 2017 году Шевелев М.А. являлся собственником объекта недвижимого имущества, а именно квартиры, расположенной по адресу: , количество месяцев владения в 2017 году - 6 месяцев, ввиду чего Шевелеву М.А. за 2017 год начислен налог на имущество физических лиц в сумме руб. о чем последнему направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность по указанному налогу Шевелевым М.А. в добровольном порядке уплачена не была ввиду чего налогоплательщику направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором последнему начислена пеня в сумме руб. коп. Также Шевелеву М.А. направлялось требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу, а также пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако требования и не были исполнены налогоплательщиком. По заявлению налогового органа ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного района «Индустриального района г.Хабаровска» на судебном участке вынесен судебный приказ о взыскании с Шевелева М.А. всех указанных выше задолженностей по налогам и пени. Определением мирового судьи района «Индустриального района г.Хабаровска» на судебном участке от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по заявлению должника отменен, однако задолженность Шевелевым М.А. не погашена. ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска просит суд взыскать с Шевелева М.А. задолженность по транспортному налогу за 2016-2018 годы в сумме 44 820 руб., пени по транспортному налогу за 2016-2018 годы в общей сумме 546 руб. 42 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 955 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 14 руб. 45 коп.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска, административный ответчик не явились. О рассмотрении дела извещались своевременно и надлежащим образом. Представитель административного истца представил ходатайство о рассмотрении административного иска в их отсутствии. Согласно ч.7 ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года (статья 404 НК РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиком, что Шевелев М.А. в 2017 году в течение 6 месяцев являлся собственником объекта недвижимого имущества – квартиры по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шевелева М.А. () ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц в размере руб.

В связи с неуплатой указанного выше налога на имущество физических лиц за 2017 год, Инспекцией сформировано требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено Шевелеву М.А. по адресу: .

В указанном требовании налоговой инспекцией Шевелеву М.А. начислена пеня за неуплату имущественного налога за 2017 год в сумме руб. коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На территории Хабаровского края транспортный налог установлен и введен в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае». Этим же законом определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и налоговые льготы.

Далее судом установлено, что согласно сведений, представленных 2019 году в ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска из ГИБДД УМВД России по г.Хабаровску, Шевелев М.А. в 2016, 2017 и 2018 годы являлся собственником транспортного средства – «», г.р.з. .

В связи с данными сведениями ГИБДД УМВД России по г.Хабаровску, подтверждающими, что Шевелев М.А. являлся собственником автомобиля, ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска была начислена сумма транспортного налога на данный автомобиль за 2016-2018 годы в размере руб. за каждый год, а всего руб., о чем направлено в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Налоговое уведомление направлено Шевелеву М.А. по адресу: .

В соответствии с положениями статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Ввиду чего суд полагает, что действия налогового органа по выставлению налогового уведомления N от ДД.ММ.ГГГГ со сроком платежа не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответствуют нормам налогового законодательства, прав налогоплательщика не нарушают, так как транспортный налог исчислен за 2016-2018 годы в 2019 году, то есть в пределах трех налоговых периодов, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В связи с неуплатой транспортного налога в адрес Шевелева М.А. () направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016-2018 годы в общей сумме руб. и пени за его неуплату за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере руб. коп. за каждый год, с установлением срока уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Поскольку указанные выше требования об уплате налога направлялись в личный кабинет налогоплательщика они считаются врученными налогоплательщику.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

По общему правилу, установленному с. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 и 3 ч.2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При этом, в соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

На основании указанных норм права, по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (оплата налога на имущество физических лиц за 2017 год) сумма задолженности составляла менее 3 000 руб., следовательно налоговый орган имел право обратиться за вынесением судебного приказа в течение шести месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица сумма превысила 3 000 рублей.

Общая сумма налогов, подлежащая взысканию с Шевелева М.А., превысила 3 000 руб. с момента выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (уплата транспортного налога), следовательно налоговый орган имел право обратиться за вынесением судебного приказа не позднее истечения 6 месяцев с даты, установленной в данном требовании для его исполнения (ДД.ММ.ГГГГ), т.е. мог обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска обратилась к мировому судье судебного участка судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Шевелева М.А., а именно задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, пени; транспортного налога и пени за 2016-2018 годы, в суммах, аналогичных данному исковому заявлению.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» выдан судебный приказ на взыскание задолженности с Шевелева М.А.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи указанный выше судебный приказ был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска в установленный законом срок обратилась в Индустриальный районный суд г.Хабаровска с административным исковым заявлением о взыскании с Шевелева М.А. указанных выше задолженностей.

Таким образом, налоговым органом соблюден срок для обращения в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа и в районный суд с административным исковым заявлением.

Поскольку до настоящего времени требование о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком не исполнено, административным истцом не пропущен срок для обращения с иском в суд, административное исковое заявление о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере руб. и пени за неуплату указанного налога в сумме руб. коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования о взыскании транспортного налога за 2016-2018 годы, исходя их того, что указанный налог налогоплательщиком не оплачен, административным ответчиком не пропущен срок для обращения с иском в суд, то суд полагает, что административное исковое заявление о взыскании транспортного налога за 2016, 2017 годы подлежит удовлетворению в полном объеме, а требование о взыскании транспортного налога и пени за 2018 год подлежит частичному удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором. Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано на торгах на основании договора купли-продажи третьему лицу в рамках исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 45 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399 (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) изменение регистрационных данных транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда, должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Также в пункте 46 названных Правил указано, что в отношении транспортных средств, на которые судом, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были наложены запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, регистрационные действия производятся после снятия указанных запретов или ограничений.

Реализация арестованного имущества должника осуществляется судебным приставом-исполнителем совместно с территориальным органом Росимущества в полном объеме, то есть с передачей транспортного средства, договора купли-продажи новому собственнику и инициированием соответствующих регистрационных действий в уполномоченном органе внутренних дел.

Исходя из содержания обозначенных выше приказов МВД России, судебные приставы-исполнители в исключительных случаях, например, после проведения торгов арестованного имущества должника, наделены правомочиями по обращению в рамках межведомственного взаимодействия в соответствующие органы внутренних дел в целях изменения регистрационных данных транспортного средства должника (Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2019 г. N 71-КА19-3).

Из материалов дела установлено, что решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу с Шевелева М.А. в пользу ФИО3 взыскана задолженность по договору беспроцентного займа, обеспеченного залогом движимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей копеек, проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме рублей копеек, судебные расходы в сумме рубль копейку, а всего рубль копейку. Обращено взыскание на заложенное имущество: транспортное средство , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, серебристый, VIN , принадлежащий Шевелеву М.А. на основании свидетельства о регистрации №№, выданного ДД.ММ.ГГГГ МОТОР АМТС ГИБДД УМВД России по Курганской области, с определением начальной продажной стоимости транспортного средства в размере рублей, путем реализации с публичных торгов.

На основании указанного решения суда ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области возбуждено исполнительное производство -ИП, в рамках которого судебными приставами-исполнителями принимались меры по реализации спорного автомобиля, на который обращено взыскание.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ спорный арестованный автомобиль «», г.р.з. передан взыскателю ФИО3

Далее из материалов дела следует, что регистрация права собственности за Шевелевым М.А. на автомобиль «», г.р.з. прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением собственника, на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что вышеназванное транспортное средство, ранее принадлежавшее административному ответчику, было реализовано в принудительном порядке на основании исполнительного производства другому лицу, которое с ДД.ММ.ГГГГ является его собственником, а административный ответчик не является стороной данного договора, то он не мог быть надлежащим субъектом обращения в ГИБДД относительно снятия с регистрационного учета названного транспортного средства.

Следовательно, поскольку Шевелев М.А. являлся собственником транспортного средства до ДД.ММ.ГГГГ, то транспортный налог за 2018 год подлежит взысканию за указанный период – за шесть месяцев 2018 года в сумме руб., а также пени в связи с неуплатой транспортного налога за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме руб. коп.

Рассматривая доводы административного ответчика о том, что автомобиль, на который исчислен налог, с 2015 года находился под арестом и был изъят в рамках уголовного дела, ввиду чего на него может быть исчислен налог, суд полагает, что указанные обстоятельства не являются основаниями для освобождения ответчика от уплаты транспортного налога.

Из материалов дела следует, что постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ наложен арест на автомобиль «», г.р.з. , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, находящийся на спецстоянке УФСБ России по Курганской области.

Приговором Курганского городского суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ Шевелев М.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст. 290 УК РФ, назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере однократной суммы взятки, то есть руб., с лишением специального звания «подполковник полиции».

Ввиду взыскания штрафа в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с Шевелева М.А. штрафа, в рамках которого был арестован автомобиль «», г.р.з. .

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ понятие права собственности на имущество включает право владения, пользования и распоряжения этим имуществом, арест имущества в определенной степени ограничивает собственника в праве пользования и распоряжения эти имуществом, но не прекращает его права владения этим имуществом, а следовательно, и права собственности на него.

Таким образом, поскольку арест транспортных средств не прекращает права собственности на них и, следовательно, данная мера не является основанием для снятия этих транспортных средств с регистрационного учета, собственник, на которого зарегистрированы арестованные транспортные средства (в соответствии с положениями статьи 357 НК РФ), считается плательщиком транспортного налога.

Доводы административного ответчика, изложенные в возражениях, связанные с освобождением от взыскания транспортного налога ввиду конфискации имущества, не могут быть приняты во внимание, поскольку конфискация имущества по приговору суда в отношении Шевелева М.А. не производилась.

Что касается доводов ответчика о том, что налоговым органом по настоящему делу не соблюдены положения налогового законодательства в части порядка взыскания налогов, поскольку налоговые уведомления и требования административным ответчиком получено не было в связи со сменой места жительства нахождением в местах лишения свободы ввиду отбытия наказания по приговору, то они не могут быть приняты во внимание и могут являться основанием для освобождения от взыскания налогов.

Пунктом 5 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику - физическому лицу по адресу места его жительства или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Из адресного листа убытия, свидетельства о регистрации по месту пребывания, копии паспорта ответчика следует, что Шевелев М.А. ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета в ); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован временно по месту пребывания по адресу: ; с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: .

В соответствии с ч.1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно пункту 5 указанной статьи НК РФ, местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации).

В отношении физических лиц такой порядок утвержден Приказом Минфина России от 29.12.2020 N 329н, в соответствии с пунктом 16 которого постановка на учет в налоговом органе по месту жительства гражданина Российской Федерации, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется в соответствии с пунктом 7 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок физическому лицу выдается (направляется) уведомление о постановке на учет. Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации физического лица по месту жительства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Изменения в сведениях о персональных данных физических лиц учитываются налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) физических лиц на основании сведений, содержащихся в ЕГР ЗАГС, а также сведений, полученных в соответствии с пунктами 3 и 8 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений. Датой внесения изменений в сведения о физическом лице, содержащиеся в ЕГРН, является дата соответствующих изменений, содержащаяся в ЕГР ЗАГС, а также в сведениях, сообщенных органами, организациями, должностными лицами, указанными в статье 85 Кодекса (пункт 44 Порядка)

В ранее действующем Порядке, утвержденном Приказом Минфина Российской Федерации от 05.11.2009 N 114н был предусмотрен аналогичный порядок.

Таким образом в отношении физических лиц сведения, необходимые для постановки их на налоговый учет, налоговому органу предоставляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), сообщая о фактах регистрации физического лица.

В связи с этим, имея данные о месте регистрации Шевелева М.А. по адресу , представленную органами миграционного учета, налоговый орган, направляя уведомление и требование об уплате налогов по указанному адресу не нарушил процедуру принудительного взыскания налогов.

Тот факт, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по другому адресу, в связи с чем корреспонденцию не получал, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 НК РФ.

Неполучение Шевелевым М.А. налоговых уведомлений и требований об уплате налогов само по себе не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку обязанность по уплате налогов возникает у налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, сбора или страхового взноса, а не в результате направления уведомления налогового органа. Именно неисполнение данной конституционной обязанности влечет наступление предусмотренных законодательством о налогах и сборах последствий и применение установленного порядка мероприятий принудительного взыскания.

Кроме того, как следует из материалов дела, соответствующая информация о сумме налогов и их исчислении до налогоплательщика была доведена в рамках приказного производства, однако, и после отмены судебного приказа на основании поданных административным ответчиком возражений, обязанность по их уплате им не была исполнена.

Факт не уведомления налоговых органов о регистрации транспортного средства в Курганской области и не уведомления ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска о смене Шевелевым М.А. места жительства не освобождает последнего от уплаты транспортного налога.

Кроме того, как следует из ответа ИФНС России по г.Кургану от ДД.ММ.ГГГГ на обращения Шевелева М.А., Инспекцией проведена проверка исчисления транспортного налога за 2013-2019 налоговые периоды, расчет налога не производился; задолженность по транспортному налогу перед ИФНС России по г.Кургану за заявителем отсутствует. Адрес регистрации и проживания Шевелева М.А. с ДД.ММ.ГГГГ и по день дачи ответа значится г.Хабаровск. За период с начала года по месяц изменения места жительства включительно налог будет рассчитывать Инспекция по старому месту жительства налогоплательщика.

Также в силу п. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Однако в нарушение указанной нормы права, в 2014 году Шевелев М.А., не получив налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2013 год, должен был сообщить в ИНФС по месту жительства о наличии у него транспортного средства с целью исчисления налога, вместе с тем указанную обязанность административный ответчик не исполнил.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Пунктом 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что налоговые доходы от государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса (по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции) зачисляются в бюджеты городских округов.

Таким образом, поскольку административный истец на основании подп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика с учетом размера удовлетворенных требований согласно подп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 363 руб. в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска к Шевелеву Максиму Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени – удовлетворить частично.

Взыскать с Шевелева Максима Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН ), проживающего по адресу: :

- задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 955 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 14 руб. 45 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 14 940 руб., пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 182 руб. 14 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

- задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 14 940 руб., пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 182 руб. 14 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

- задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 470 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 91 руб. 07 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Всего взыскать 38 774 руб. 80 коп.

Взыскать с Шевелева Максима Анатольевича в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 1 363 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Гурдина

Дата составления мотивированного решения – 05 сентября 2022 года.