ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-304/20 от 06.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-304/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре судебного заседания Гусевой Н.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее – административный истец) обратился с административным иском к ФИО1 (далее – административный ответчик) о взыскании недоимки по налогам и пени, указав в обоснование исковых требований, что ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону в Мировой суд с/у № 4 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону подано заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 ИНН: о взыскании с него задолженности по транспортному налогу и пене за 2015-2016 гг.

Судебный приказ был вынесен, но после поступивших возражений от ответчика - отменен определением от 12.03.2019 г.

Согласно сведениям, полученным из карточки расчётов с бюджетом, Налогоплательщиком до настоящего времени не погашена задолженность по установленным законом налогам в полном объеме.

Согласно сведений, полученных ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - Административный истец, Налоговый орган) в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств: МРЭО ГИБДД г. Ростова-на-Дону, Административный ответчик владел (владеет) на праве собственности:

с 01.02.2011г. по настоящее время; легковой автомобиль. Марка: <данные изъяты>. Гос.рег.знак: . VIN: . Год выпуска: 2006г. и, следовательно, на основании положений статьи 357 НК РФ, а также положений Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области", является плательщиком транспортного налога.

Налоговый орган, руководствуясь положениями части 2, 3 статьи 52, статьи 362НК РФ, а также Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" исчислив в отношении транспортных средств Налогоплательщика сумму транспортного налога, выставил налоговые уведомления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Абзац 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ НК РФ предусматривает, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ, плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В связи с тем, что в установленные вышеуказанными нормами НК РФ срок ФИО1 указанную в налоговом уведомлении сумму транспортного налога не оплатил, Инспекцией на сумму недоимки налога исчислена сумма пени (расчёт суммы пени прилагается).

Налоговый орган выставил и направил в адрес Должника требование об уплате сумм налога, пени, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пени, а так же предлагалось погасить указанную сумму задолженности.

За 2015 г. налоговым органом было выставлено налоговое уведомление № 96763329 от 29.07.2016 г., факт отправки которого подтверждается реестром почтовых отправлений № 53910 от 11.08.2016 г. Не исполнив обязательство по уплате сумм налога, пени, было выставлено требование № 5717 от 23.12.2016 г., факт отправки которого подтверждается отправкой через личный кабинет.

За 2016 г. налоговым органом было выставлено налоговое уведомление № 35820419 от 02.08.2017 г., факт отправки которого подтверждается отправкой через личный кабинет. Не исполнив обязательство по уплате сумм налога, пени, было выставлено требование № 1869 от 10.01.2018 г., факт отправки которого подтверждается отправкой через личный кабинет.

За 2015 г. задолженность по транспортному налогу составляет - 1.044,00руб. За 2015 г. задолженность по пене по транспортному налогу составляет - 7,31руб. За 2016 г. задолженность по транспортному налогу составляет - 696,00 руб. За 2016 г. задолженность по пене по транспортному налогу составляет - 7,20 руб. Прирост пени по транспортному налогу составляет - 1,15 руб.

На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с ФИО1, ИНН , дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения Респ. <адрес><адрес>, проживающего по адресу <адрес>, задолженность за 2015 г. по транспортному налогу - 1.044,00 руб.; за 2015 г. по пене по транспортному налогу - 7,31 руб.; за 2016 г. по транспортному налогу - 696,00 руб.; за 2016 г. по пене по транспортному налогу - 7,20 руб.; прирост пени по транспортному налогу - 1,15 руб.

Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу иска в связи с тем, что после отмены судебного приказа (определение мирового судьи от 12.03.2019) первоначально исковое заявление было подано в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону 26.04.2019, что подтверждается реестром почтовых отправлений, т.е. в пределах установленного законом срока. Повторно административный иск был подан в суд 06.12.2019, то есть за пределами срока.

В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В силу ч. 2 ст. 298 КАС РФ неявка в судебное заседание административного истца, ответчика, явка которых не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Суд, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее – административный истец) обратился с административным иском к ФИО1 (далее – административный ответчик) о взыскании недоимки по налогам и пени, указав в обоснование исковых требований, что ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону мировому судье судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону подано заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 ИНН: о взыскании с него задолженности по транспортному налогу и пене за 2015-2016 гг.

Судебный приказ был вынесен, но после поступивших возражений от ответчика - отменен определением от 12.03.2019 г.

Согласно сведениям, полученным из карточки расчётов с бюджетом, Налогоплательщиком до настоящего времени не погашена задолженность по установленным законом налогам в полном объеме.

Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктами 2 и 3 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора ( ч. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).

Согласно сведений, полученных ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - Административный истец, Налоговый орган) в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств: МРЭО ГИБДД г. Ростова-на-Дону, Административный ответчик владел (владеет) на праве собственности:

с 01.02.2011г. по настоящее время; легковой автомобиль. Марка: <данные изъяты>. Гос.рег.знак: . VIN: . Год выпуска: 2006г. и, следовательно, на основании положений статьи 357 НК РФ, а также положений Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области", является плательщиком транспортного налога.

Наличие в собственности указанного имущества подтверждается материалами дела, не оспорено сторонами, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Налоговый орган, руководствуясь положениями части 2, 3 статьи 52, статьи 362НК РФ, а также Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" исчислив в отношении транспортных средств Налогоплательщика сумму транспортного налога, выставил налоговые уведомления.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора ( ч. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В законодательстве о налогах и сборах на момент предъявления инспекцией уведомления, требований об уплате налога были закреплены условия для установления единого срока уплаты транспортного налога – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в настоящий момент – с 1декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Федеральным законом № 229-ФЗ внесены изменения в ст. 52 Налогового кодекса РФ, касающиеся требований к форме налогового уведомления. В частности, согласно п. 3 ст. 52 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона № 229-ФЗ) в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким налогам, подлежащим уплате.

В порядке положений статьи 75 НК РФ и в связи с тем, что в установленный вышеуказанный нормами НК РФ срок административный ответчик указанную в налоговом уведомлении сумму транспортного и имущественного налога не уплатил, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени.

За 2015 г. налоговым органом было выставлено налоговое уведомление № 96763329 от 29.07.2016 г., факт отправки которого подтверждается реестром почтовых отправлений № 53910 от 11.08.2016 г. Не исполнив обязательство по уплате сумм налога, пени, было выставлено требование № 5717 от 23.12.2016 г., факт отправки которого подтверждается отправкой через личный кабинет.

За 2016 г. налоговым органом было выставлено налоговое уведомление № 35820419 от 02.08.2017 г., факт отправки которого подтверждается отправкой через личный кабинет. Не исполнив обязательство по уплате сумм налога, пени, было выставлено требование № 1869 от 10.01.2018 г., факт отправки которого подтверждается отправкой через личный кабинет.

За 2015 г. задолженность по транспортному налогу составляет - 1.044,00руб. За 2015 г. задолженность по пене по транспортному налогу составляет - 7,31руб. За 2016 г. задолженность по транспортному налогу составляет - 696,00 руб. За 2016 г. задолженность по пене по транспортному налогу составляет - 7,20 руб. Прирост пени по транспортному налогу составляет - 1,15 руб.

В силу п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.

Федеральным законом № 229-ФЗ внесены изменения в ст. 52 НК РФ, касающиеся требований к форме налогового уведомления. В частности, согласно п. 3 ст. 52 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона N 229-ФЗ) в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким налогам, подлежащим уплате.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону просит суд взыскать с ФИО1 задолженность за 2015 г. по транспортному налогу - 1.044,00 руб.; за 2015 г. по пене по транспортному налогу - 7,31 руб.; за 2016 г. по транспортному налогу - 696,00 руб.; за 2016 г. по пене по транспортному налогу - 7,20 руб.; прирост пени по транспортному налогу - 1,15 руб.

Статьей 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Частью 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В данном случае судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону от 12.03.2019 (л.д. 5), ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону обратилась в суд с настоящим административным иском 06.12.2019 года, то есть по истечении предусмотренного КАС РФ срока для обращения с подобными требованиями в суд.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи иска (л.д. 6). В обоснование уважительности причин пропуска срока указано, что первоначально исковое заявление было подано в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону 26.04.2019, т.е. в пределах установленного законом срока, в подтверждение приложен реестр почтового отправления с трек-номером 34408233032695.

Суд не принимает указанный реестр почтового отправления в качестве относимого и допустимого доказательства уважительности пропуска срока, поскольку, по мнению суда, приложенные документы не являются безусловным доказательством отправки в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону именно административного искового заявления о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени, а не иной документации.

Согласно абзацу 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Таким образом, судом установлено, что административным истцом пропущен установленный НК РФ срок для обращения в суд с заявленными требованиями, при этом доказательств уважительности пропуска срока административным истцом суду не представлено.

Каких-либо иных относимых и допустимых доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, а также свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, административным истцом в материалы дела не представлено.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года.

Судья С.И. Быченко