ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-304/20 от 14.08.2020 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-304/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Пономаревка 14 августа 2020 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.

при секретаре Юрковой Т.С.,

с участием: административного истца – старшего помощника прокурора Пономаревского района Дмитриевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пономаревского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области,

о признании незаконным бездействие и возложении обязанностей в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по дополнению перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, а также разместить дополненный перечень на официальном сайте администраций сельсоветов в сети «Интернет»,

установил:

Прокурор обратился в суд к администрации МО Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Борисовский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Воздвиженский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Деминский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Ключевский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Максимовский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Наурузовский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Равнинный сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Романовский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Семеновский сельсовет Пономаревского района, к администрации МО Софиевский сельсовет Пономаревского района, с вышеуказанным иском.

В обосновании иска указал, что прокуратурой Пономаревского района проведены проверки исполнения законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Администрациями сельсоветов утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки.

Установлено, что в нарушение части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации":

- администрацией МО Дюсьметьевский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, ежегодно до 1 ноября текущего года, не дополнялся сведениями о муниципальном имуществе; на официальном сайте администрации МО Дюсьметьевский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://dusmetevo.ru/ перечень муниципального имущества последний раз размещался 17.07.2018, а, следовательно, дополнения в указанный перечень 01.11.2019 не вносились;

- администрацией МО Равнинный сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Равнинный сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://ravnin.ru не размещен;

- администрацией МО Наурузовский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Наурузовский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://nauruzovoadm.ru не размещен;

- администрацией МО Воздвиженский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, по состоянию на 01.11.2019, не дополнялся сведениями о муниципальном имуществе; на официальном сайте администрации МО Воздвиженский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://dusmetevo.ru/ перечень муниципального имущества последний раз размещался 21.06.2019, а, следовательно, дополнения в указанный перечень по состоянию 01.11.2019 не вносились;

- администрацией МО Борисовский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Борисовский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://borisovka.pn-adm.ru не размещен;

- администрацией МО Романовский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Романовский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://romselsovet.ucoz.ru/ не размещен;

- администрацией МО Семеновский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Семеновский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://semenovsels.ru/ не размещен;

- администрацией МО Максимовский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Максимовский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://maksimovsky.ru не размещен;

- администрацией МО Софиевский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Софиевский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://sofievka.pn-adm.ru не размещен;

- администрацией МО Деминский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, на официальном сайте администрации МО Деминский сельсовет в сети «Интернет» по адресу: http://dema.pn-adm.ru/ не размещен;

- администрацией МО Ключевский сельсовет перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не утвержден.

Выявленные нарушения закона свидетельствуют о неисполнении администрациями сельсоветов требований законодательства в рассматриваемой сфере.

Действиями администраций нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации о возможности предоставления муниципального имущества для пользования субъектам малого и среднего предпринимательства.

Просит суд:

признать незаконным бездействие администрации МО Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Борисовский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Воздвиженский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Деминский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Ключевский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Максимовский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Наурузовский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Равнинный сельсовет Пономаревского района, администрации МО Романовский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Семеновский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Софиевский сельсовет Пономаревского района, выразившееся в не проведении работы по дополнению до 01.11.2019 перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки,

обязать администрацию МО Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Борисовский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Воздвиженский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Деминский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Ключевский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Максимовский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Наурузовский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Равнинный сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Романовский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Семеновский сельсовет Пономаревского района, администрацию МО Софиевский сельсовет Пономаревского района, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по дополнению перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, а также разместить дополненный перечень на официальном сайте администраций сельсоветов в сети «Интернет».

Определением Пономаревского районного суда Оренбургской области указанные иски прокурора объединены в одно производство.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пономаревского района Дмитриева Е.М. административные иски поддержала, по изложенным в них основаниям, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Воздвиженский сельсовет ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском согласна.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Деминский сельсовет ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Ключевский сельсовет ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Максимовский сельсовет ФИО4 не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Равнинный сельсовет ФИО5 не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Романовский сельсовет ФИО6 не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает.

В судебное заседание представители администрации МО Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Борисовский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Наурузовский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Семеновский сельсовет Пономаревского района, администрации МО Софиевский сельсовет Пономаревского района, не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя и имущественную поддержку указанных субъектов.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

Согласно положений статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется также органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества.

Органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом.

Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Эти перечни подлежат обязательному размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, по смыслу положений части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежит ежегодному дополнению сведениями о муниципальном имуществе.

Указанное обстоятельство подтверждается справками о результатах проверки исполнения администрациями МО требований законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, составленных по результатам проведенных прокуратурой Пономаревского района проверок от 30.06. 2020, а так же скриншотами с единой информационной системы в сфере развития малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» с официальных сайтов ответчиков.

Отсутствие на официальных сайтах административных ответчиков в единой информационной системе в сети «Интернет» информации в сфере развития малого и среднего предпринимательства, подлежащей размещению нарушает права неопределенного круга лиц на получение соответствующей информации, в том числе прав, предусмотренных частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, частью 4 статьи18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд

решил:

Исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в не проведении работы по дополнению до 01.11.2019 перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки.

Обязать администрацию муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по дополнению перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, а также разместить дополненный перечень на официальном сайте администраций сельсоветов в сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Щепина

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2020 года.

Судья О.В. Щепина