ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-304/2022 от 17.05.2022 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 17.05.2022г.

УИД 76RS0003-01-2022-000455-69

Дело № 2а-304/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2022 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Малининой Ю.Я.,

при секретаре Ремизовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ярославский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с административным иском к Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района признать незаконным бездействие Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению внесении изменений и утверждении, направленных на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района и в документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Холмского, Митинского и Великосельского сельских поселений, обязать Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять проект внесения изменений и утвердить схему территориального планирования Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна), разработать и принять проект внесения изменений и утвердить документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Холмского, Митинского и Великосельского сельских поселений с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Ярославской транспортной прокуратурой по заданию Северо-Западной транспортной прокуратуры проводился анализ состояния законности исполнения воздушного и градостроительного законодательства при возведении многоэтажных жилых домов и иных объектов в границах приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна). Приаэродромная территория аэродрома Ярославль (Туношна) установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17.08.2020 № 1022-П, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная приаэродромная территория. Надзорными мероприятиями, проведенными в июне 2021 года, установлено, что администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района, документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Хомского, Митинского и Великосельского сельских поселений, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений. Заместителем Северо-Западного транспортного прокурора 04.06.2021 главе Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района вносилось представление № 16/2-58-2021 «Об устранении нарушений федерального законодательства», по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района 29.06.2021 сообщено, что проект Генерального плана Заячье-Холмкого сельского поселения находится, в стадии доработки и согласования, в части отображения границ приаэродромной территории. В стадии разработки находится проект изменений в Генеральный план Великосельского сельского поселения. Указанные документы территориального планирования планируется утвердить и разместить в ФГИС ТП до конца (2021) года. На 2022 год планируется внести изменения в Генеральный план Митинского сельского поселения и Схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района. До настоящего времени Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль в схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района и в документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Холмкого, Митинского и Великосельского сельских поселений, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений и, как следствие, создает угрозу безопасности полетов, что являются основание на обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца – помощник Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Ражабов Р.Г. в настоящем судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме и дополнительно пояснил, что до настоящего времени нарушения административным ответчиком не устранены, требования административного иска не исполнены.

Представитель административного ответчика – представитель Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района по доверенности Василевская В.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагала, что срок исполнения решения суда шесть месяцев является разумным и достаточным для устранения нарушений.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с новой редакцией ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, приаэродромная территория относится к зонам с особыми условиями использования территорий. Согласно п. 2 Положения о приаэродромной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, приаэродромная территория в отношении аэродромов гражданской авиации устанавливается актом Федерального агентства воздушного транспорта.

Согласно абз. 15 Правил установления приаэродромной территории, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, уполномоченный федеральный орган, принявший решение об установлении приаэродромной территории, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория. Приаэродромная территория аэродрома Ярославль (Туношна) установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17.08.2020 № 1022-П, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная приаэродромная территория.

В соответствии п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что в зоны с особыми условиями использования территорий по мимо прочих включена приаэродромная территория.

В соответствии со ст.ст. 18, 23 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей его территории. Генеральный план содержит, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений также отнесены вопросы установления правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений (по правилам ст. 30 ГрК РФ), разработка и реализация программ использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 33 ГрК РФ определен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки по мимо прочих являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий. Проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, предусматривающих приведение данных правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, рассмотрению комиссией не подлежит.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (ч. Зет. 51ГрКРФ).

В соответствии со ст.ст. 19, 20 Градостроительного кодекса РФ схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают, в числе прочего, зоны с особыми условиями использования территорий.

Проект схемы территориального планирования муниципального района согласно ч. 4 ст. 21 Градостроительного кодекса РФ подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований, в том числе при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно ч. 6.2 ст. 21 Градостроительного кодекса РФ изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы местного самоуправления.

Пункт 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относит утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселеннои территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселеннои территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об
изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселеннои территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселеннои территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселеннои территории.

Согласно ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Судом установлено, что в результате проведения транспортной прокуророй надзорных мероприятий в июне 2021 года, установлено, что администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района, документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Хомского, Митинского и Великосельского сельских поселений, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений.

Заместителем Северо-Западного транспортного прокурора 04.06.2021 главе Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района вносилось представление № 16/2-58-2021 «Об устранении нарушений федерального законодательства», по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района 29.06.2021 сообщено, что проект Генерального плана Заячье-Холмкого сельского поселения находится, в стадии доработки и согласования, в части отображения границ приаэродромной территории. В стадии разработки находится проект изменений в Генеральный план Великосельского сельского поселения. Указанные документы территориального планирования планируется утвердить и разместить в ФГИС ТП до конца (2021) года. На 2022 год планируется внести изменения в Генеральный план Митинского сельского поселения и Схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района.

Северо-западной транспортной прокуратурой в целях фактического устранения ранее выявленных нарушений, выразившихся в непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на отображение в схемах тереториального планирования, а также в правилах землепользования и застройки приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) главе Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района 28.09.2021 направлен запрос о предоставлении сведений.

В ответ на запрос прокурора Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района 05.10.2021 представлена информация о том, что в стадии доработки и корректировки находится проект изменений в Генеральный план Заячье-Холмкого сельского поселения, в стадии разработки находится проект Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения. В проект бюджета 2022 год вносится предложение по формированию проекта по внесению изменений в Генеральные планы Митинского и Великосельского сельских поселений и Схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района.

В дополнении к вышеизложенной информации Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района 15.04.2021г. сообщено, что Администрацией подписан Постановление о подготовке проекта изменений в Генеральный план Заячье-Холмкого сельского поселения. Изменения в документы территориального планирования Митинского и Великосельского сельских поселений и схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района планируются в 2022-2023 годы в размере объектов финансирования.

Таким образом вопреки вышеуказанным требованиям законов, Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района до настоящего времени не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль в схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района и в документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Холмкого, Митинского и Великосельского сельских поселений, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений и, как следствие, создает угрозу безопасности полетов.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Выявленное прокуратурой нарушение недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в части законного использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в границах приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна), в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

При таких обстоятельствах, суд находит доводы административного иска обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Определяя срок выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства с учетом объема необходимых к выполнению работ, разумности, а также характера выявленных нарушений, суд соглашается с позицией административного истца и считает возможным предоставить административному ответчику срок для устранения нарушений законодательства в течении 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Доказательств, свидетельствующий об отсутствии реальной возможности исполнить судебный акт в названные сроки, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению внесении изменений и утверждении, направленных на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района и в документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Холмского, Митинского и Великосельского сельских поселений.

Обязать Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять проект внесения изменений и утвердить схему территориального планирования Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна), разработать и принять проект внесения изменений и утвердить документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Холмского, Митинского и Великосельского сельских поселений с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна).

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Я. Малинина