ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3050/16 от 12.07.2016 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-3050/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2016 года г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Григорьевской И.В., при секретаре -Зингерман К.В., с участием прокурора - Кошман В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гор. Керчь дело по административному исковому заявлению Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительной колонии » в лице начальника учреждения ФИО1, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и гор. Севастополю в лице начальника управления ФИО2 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил :

Истец обратился в суд с административным иском ( л.д.84) и просит суд

признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Исправительная колония УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю» в лице, его начальника ФИО1, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю в лице его начальника ФИО2 по выполнению возложенных на них законом обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, в части перевода осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в строгие условия отбывания наказания, а также не непринятия мер к созданию и функционированию отдельных помещений для осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания; обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю» в лице его начальника ФИО1 выделить и оборудовать в соответствии с требованиями законодательства отдельные помещения для содержания осужденных, переведенных в строгие условия содержания; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю в лице его начальника ФИО2 обеспечить финансирование мероприятий по созданию и оборудованию отдельных помещений для содержания осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю».

Исковые требования мотивированы тем, что Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в 2015 - 2016 годах проводились проверки состояния законности в деятельности федерального казенного учреждения «Исправительная колония УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», которая является исправительной колонией общего режима с изолированным участком колонии -поселения. В ходе проверок установлено, что в нарушение требований законодательства в исправительном учреждении отсутствуют помещения для отбывания осужденными наказания в строгих условиях содержания, в связи с чем, администрация колонии не исполняет требования ст.ст.120, 121 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части перевода осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания и ограничения правового положения указанных осужденных. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в ИК-2 отбывали наказание 636 осужденных, из которых 62 признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и подлежали переводу в строгие условия отбытия наказания. По результатам проведенных проверок в адрес руководства ИК-2 прокуратурой вносились представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Однако, результаты последующих проверок свидетельствуют, что ни со стороны Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю, ни администрацией ИК-2, меры к устранению нарушений закона не приняты.В связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд.

Прокурора в судебном заседании административный иск просил удовлетворить.

Представитель Федерального казенного учреждения «Исправительной колонии » в судебном заседании просила в иске отказать, представила письменные возражения ( л.д.73-75).

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и гор.Севастополю в судебном заседании просила в иске отказать, представила письменные возражения ( л.д.63-65).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ- уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

В силу положений ч. 2 ст. 9 УИК РФ- к основным средствам исправления осужденных относится, соблюдение установленного порядка (режима) исполнения и отбывания наказания.

Согласно ч. 1 ст. 82 УИК Российской Федерации - режим в исправительных учреждениях предполагает, в том числе, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий. отбывания наказания.

В соответствии со ст. 120 УИК РФ – осужденные в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

Согласно п. 144 главы XXII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 205 от 03.11.2005 - помещения, в которых проживают осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях.

Согласно требованиям, закрепленным в п. 6.18 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-ДСП «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ Российской Федерации - в жилой зоне исправительных колоний общего режима следует выделять локальные участки с общежитиями (запираемыми помещениями) для проживания осужденных на строгих условиях содержания.

Согласно ст. 121 УИК РФ - осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

Согласно ст. 122 УИК РФ - осужденные, в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия содержания, что предусматривает проживание их в запираемых помещениях и влечет повышенную изоляцию и контроль за их поведением.

Строгие условия отбывания наказания, в соответствии с ч. 4 ст. 121 УИК Российской Федерации, а также п. п. 144 - 147 главы XXII ПВР, предусматривают существенные ограничения правового положения осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания.

Судом установлено, что согласно Устава Федеральному казенному учреждению «Исправительной колонии » ( л.д.20-33) п. 1.1 - ИК-2, указанное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно п.1.2. Устава, учредителем учреждения является Российская Федерация. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.

В соответствии с п. 5.1 Устава, имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.

Согласно п.5.12 Устава - при недостаточности в учреждении денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п.1,4 Положения об УФСИН (л.д.7-19), УФСИН - территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний, который является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.

В силу п. 15 Положения - территориальный орган осуществляет: функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; подготовку обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений.

Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в 2015 - 2016 годах проводились проверки состояния законности в деятельности федерального казенного учреждения «Исправительная колония УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», которая является исправительной колонией общего режима с изолированным участком колонии-поселения.

В ходе проверок установлено, что в нарушение требований законодательства в исправительном учреждении отсутствуют помещения для отбывания осужденными наказания в строгих условиях содержания, в связи с чем администрация колонии не исполняет требования ст.ст.120, 121 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части перевода осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания и ограничения правового положения указанных осужденных.

В адрес руководства ИК-2, прокуратурой вносились представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, от ДД.ММ.ГГГГ года( л.д.44-49), от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.34-43).

В дополнение на представление Крымской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, ИК в адрес прокурора от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ участок строгих условий содержания для осужденных в ФКУ ИК -2, отсутствует ( л.д.54).

Доводы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и гор. Севастополю в той части, что имущество, находящееся у ФКУ ИК-2 в фактическом пользовании, не является федеральной собственностью и не принадлежит им на праве оперативного управления, имущество, используемое ФКУ ИК-2 находится в безвозмездном пользовании, согласно договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.66-72), ввиду чего в настоящее время УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю лишено возможности направлять бюджетные средства на строительство либо реконструкцию необходимых помещений, суд расценивает критически.

Доводы представителя Федерального казенного учреждению «Исправительной колонии » в той части, что имущество, находящееся у ФКУ ИК-2 в фактическом пользовании, не является федеральной собственностью и не принадлежит УФСИН на праве оперативного управления, имущество, используемое ФКУ ИК-2 находится в безвозмездном пользовании, ввиду чего в настоящее время УФСИН России по <адрес> и <адрес> лишено возможности направлять бюджетные средства на строительство либо реконструкцию необходимых помещений, суд расценивает так же критически.

Так как сам факт наличия договора о безвозмездном пользовании не снимает обязанности ответчиков выполнять нормы ст.ст.120, 121 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

На запрос от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в адрес ответчиков о необходимости предоставления документов, необходимых для передачи имущества (л.д.90), ответчиками даны ответы, ФКУ ИК представило ответ от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой перенести срок предоставления до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.94), и ответ от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ведется работа по передач недвижимого имущества, запросив выписку из Реестра ( л.д.91-92), ответом от ДД.ММ.ГГГГ направлен перечень объектов и фото ( л.д.95).

Таким образом суд приходит к выводу, что прокурором бездеятельность подтверждена в судебном заседании федерального казенного учреждения «Исправительная колония УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю по выполнению возложенных на них законом обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, в части перевода осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в строгие условия отбывания наказания, а также непринятия мер к созданию и функционированию отдельных помещений для осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания, - так как представленная ответчиком переписка с Министерством имущественных и земельных отношений обратное не подтверждает.

Факт вынесения постановлений (л.д.111) о переводе осужденных признанных злостными нарушителями установленного порядка с обычных в строгие условия отбывания наказания, не является основанием для отказа в иске, так как представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что фактически постановления не исполняются, т.е. фактически имеют формальный характер.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительной колонии » в лице начальника учреждения ФИО1, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и гор. Севастополю в лице начальника управления ФИО2 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю» в лице, его начальника ФИО1, а также Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю в лице его начальника ФИО2 по выполнению возложенных на них законом обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, в части перевода осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в строгие условия отбывания наказания, а также не непринятия мер к созданию и функционированию отдельных помещений для осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю» в лице его начальника ФИО1 выделить и оборудовать в соответствии с требованиями законодательства отдельные помещения для содержания осужденных, переведенных в строгие условия содержания.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю в лице его начальника ФИО2 обеспечить финансирование мероприятий по созданию и оборудованию отдельных помещений для содержания осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония УФСИН России по Республики Крым и г. Севастополю».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовленный 15.07.2016 года.

Судья- Григорьевская И.В.