ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3050/2022 от 12.08.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-3050/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оренбург 12 августа 2022 года

Центральный районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего, судьи Гречишниковой М.А.,

при секретаре Многолетней М.Е.,

с участием:

помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга Шошина А.А.,

представителей административного истца – ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей,

заинтересованного лица ФИО3,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района ФИО4,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от 17 июля 2022 года № 58/265-5 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7, выдвинутого избирательным объединением «Оренбургское областное отделение Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу №7»,

УСТАНОВИЛ:

Избирательное объединение «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с административным иском, в обоснование указав, что 15 июля 2022 года избирательным объединением «Оренбургское областное отделение « Коммунистическая партия Российской Федерации» в территориальную избирательную комиссию Оренбургского района Оренбургской области представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7 и иные документы в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Оренбургской области от 09.06.2022 года № 321/100-VII-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». 17 июля 2022 года Территориальной избирательной комиссией Оренбургского района вынесено решение № 58/265-5 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7, выдвинутого избирательным объединением «Оренбургское областное отделение « Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области двухмандатному избирательному округу № 7». Считают, что данное решение является незаконным и подлежит отмене. По мнению избирательной комиссии понятия выдвиженец списка кандидатов и выдвижение кандидатов списком отличаются не только построением фразы, но и смысловым наполнением. Однако, с точки зрения семантического исследования словосочетания «выдвижение списка кандидатов» и «выдвижений кандидатов списком» - синонимичные понятия. Выдвижение - юридически значимое действие гражданина, группы или объединения граждан, направленное на участие в избирательной кампании в качестве кандидата в выборный представительный орган или выборную должность. Выдвижение списка кандидатов - стадия избирательного процесса содержанием которой охватывается совокупность процедур, связанных с выдвижением списка кандидатов. Также, как и «голосование списком» «голосование за список» означает голосование, при котором, определённые лица голосуют за список предложенных кандидатов. В соответствии с подпунктом 59 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" «список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией». Если закон требует выдвижение по мажоритарным округам в виде списка, если соблюдена процедура этого выдвижения, есть результаты голосования и это голосование именно за конкретный список конкретных кандидатов - то и документ, и процедура легитимны и это означает, что конкретные кандидаты выдвигаются в составе конкретного списка. Счетная комиссия является рабочим органом Конференции, избирательная комиссия ошибочно придает протоколу счетной комиссии силу правового акта. Однако таким правовым актом, порождающим решение о выдвижении кандидата (списка кандидатов), является решение Бюро Комитета Оренбургского областного отделения КПРФ, оформленное в виде выписки из протокола заседания, по отношению к которой протокол счетной комиссии выполняет функцию приложения, в то же время являясь ее составной частью. Необходимость наличия графы «воздержались» в бюллетене для тайного голосования в законе отсутствует. Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления". В соответствии с Приложением N 2 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливается рекомендуемая форма протокола Конференции избирательного объединения. В данной форме прямо устанавливается, что результаты голосования (примечание 3, указывается, что отражаются именно результаты тайного голосования) имеют две графы: «За» и «Против». Таким образом, ни законом, ни Постановлением ЦИК РФ не устанавливается обязанность избирательного объединения вводить дополнительную графу для процедуры тайного голосования - «воздержался». В случае если обе графы не заполнены (либо он испорчен другим образом), то данный бюллетень признается не действительным. Существует и иная форма поведения, при которой голосующий уклоняется от получения бюллетеня. Таким образом, результаты тайного голосования «За - 10, Против - 0, Воздержались - 0» означают, что было отдано 10 голосов «За», 0 голосов «Против», все участвующие в принятии данного решения лица проголосовали и никто не уклонился от голосования, т.е. «0» голосов в графе «Воздержались». Принятое административным ответчиком решение нарушает избирательные права неопределенного круга граждан, поскольку препятствует им отдать свой голос за одну из парламентских политических партий, показывающих стабильный результат на выборах всех уровней имеющей широкое представительство в органах местного самоуправления. Какие-либо серьезные правовые основания для принятия оспариваемого решения отсутствуют административным ответчиком в данном решении не приведены ссылки на конкретные нормы права нарушенные Бюро Комитета Оренбургского областного отделения КПРФ, вместо этого административный ответчик ограничился субъективным толкованием норм русского языка. Административный ответчик в решении выходит за пределы полномочий и пытается регулировать порядок голосования, а также дает оценку действиям и решениям руководящего органа политической партии, что не входит в его компетенцию. На основании ст. ст. 239 - 240, 244 КАС РФ, просят признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7, выдвинуто избирательным объединением «Оренбургское областное отделение « Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7. Восстановить срок для подачи документов для регистрации списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7, выдвинутого избирательным объединением «Оренбургское областное отделение « Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7.

В судебном заседании представители административного истца поддержали административные требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании поддержал административные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – председатель Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав что фактически голосования кандидатов списком не проводилось, решение принято не полномочным органом, в настоящее время отсутствует предмет спора, так как список кандидатов решением от 23.07.2022 года зарегистрирован.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержав позицию административного ответчика.

Помощник прокурора Центрального района г.Оренбурга в судебном заседании дал заключение о необоснованности заявленных административных требований административного истца, указав, что требования действующего законодательства при выдвижении кандидата списком не соблюдены.

Суд, рассмотрев административное исковое заявление, выяснив мнение лиц, участвующих в деле, выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

23 июня 2022 года официально опубликовано решение о проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7.

15 июля 2022 года избирательным объединением «Оренбургское областное отделение Коммунистическая партия Российской Федерации» в территориальную избирательную комиссию Оренбургского района Оренбургской области представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7 и иные документы в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

17 июля 2022 года Территориальной избирательной комиссией Оренбургского района вынесено решение № 58/265-5 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7, выдвинутого избирательным объединением «Оренбургское областное отделение Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу №7». Согласно указанного решения, в ходе проверки соблюдения требований Закона Оренбургской области при выдвижении кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7 избирательным объединением Оренбургское областное отделение КПРФ установлено следующее. 14 июля 2022 года Оренбургское областное отделение КПРФ провело заседание Бюро Комитета. В представленной выписке из протокола заседания в повестке дня пятнадцатым указан вопрос «О выдвижении кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу N 7 на дополнительных выборах 10 и 11 сентября 2022 года списком», содержится информация о том, что в бюллетень для тайного голосования внесена кандидатура в составе списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7. Присутствующим на мероприятии представителям Избирательной комиссии Оренбургской области ФИО5 и ФИО6, а также председателю территориальной избирательной комиссии Оренбургского района ФИО4 представлены на обозрение изготовленные образцы бюллетеней для тайного голосования. Представлен бюллетень для тайного голосования по выдвижению списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7. Согласно протокола заседания Счетной комиссии заседания Бюро Комитета № 10 от 14 июля 2022 года по итогам тайного голосования, проводимого с использованием вышеназванного бюллетеня, «счетная комиссия Бюро произвела подсчет голосов, поданных в ходе тайного голосования по выдвижению кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 списком».

В решении указано, что членами Бюро Комитета Оренбургского областного отделения КПРФ тайное голосование проводилось по выдвижению списка кандидатов, тайного голосования за выдвижение кандидатов списком проведено на заседании не было. Законом Оренбургской области закреплено, что правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) наделены избирательные объединения. При отсутствии соответствующих полномочий у Счетной комиссии заседания, протокол № 10 от 14 июля 2022 года Счетной комиссии заседания Бюро Комитета содержит решение (постановление) «Считать выдвинутым кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 списком в следующем составе: 1. ФИО3». Аналогичное решение о выдвижении содержится в выписке из протокола заседания Бюро Комитета от 14 июля 2022 года № 8/29-14.07.2022 «выдвинуть кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области 4 созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 списком: ФИО3». Данное решение на заседании Бюро Комитета не принималось, о чем свидетельствует справка по итогам посещения заседания Бюро 14 июля 2022 года, видеосъемка заседания Бюро Комитета. На заседании был рассмотрен и единогласно принят вопрос по утверждению протокола № 10 Счетной комиссии заседания Бюро. Протоколом № 10 Счетной комиссии заседания Бюро установлено, что в результате тайного голосования голоса распределились следующим образом: за список - 10, против списка - 0. Позиция «Воздержались», как и требует процедура тайного голосования, не использовалась. Несмотря на это, в выписке из протокола заседания Бюро Комитета от 14 июля 2022 года № 8/29-14.07.2022 решение о выдвижении основывается на результатах совершенно не понятного тайного голосования: «За - 10, Против - 0, Воздержались - 0».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ч.2 ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Согласно ч.3 и 4 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О политических партиях" Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Оренбургской области, пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.

Исходя из указанных норм права, выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно пункту 6.11 Устава политической партии КПРФ полномочия по выдвижению тайным голосованием кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности на досрочных, повторных и дополнительных выборах отнесено к компетенции Бюро Комитета регионального отделения КПРФ.

Статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 67-ФЗ) установлено, что избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата; в многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе; в едином избирательном округе избирательное объединение праве выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

Список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией (п. 56 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ).

В части 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ дополнительно указано, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат.

Законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Порядок назначения, подготовки, проведения, установлении итогов и определения результатов выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области определен Законом Оренбургской области от 09 июня 2022 года № 321/100-VII-ОЗ «О выборах

депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

Статья 30 Закона Оренбургской области №321/100-VII-0З устанавливает, что избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам).

В нормах Закона Оренбургской области №321/100-VII-ОЗ законодатель предусмотрел разделение двух формулировок список кандидатов и список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (то есть кандидаты списком, что указано выше).

В судебном заседании исследован бюллетень для тайного голосования, из которого следует, что голосование проводится в отношении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7.

Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля И.., он работает в областном комитете КПРФ. Относительно хода заседания по выдвижению кандидата, пояснил, что заседание открывается общим голосованием, затем для подсчета результатов тайного голосования из членов бюро избирается счетная комиссия, согласно повестке дня, рассматривается каждая территория по выборам, где избирает уполномоченный. Выдвигаются кандидаты для включения бюллетеней для тайного голосования, затем когда эта процедура оканчивается, счетная комиссия, избранная из членов бюро удаляется для работы, они изготавливают бюллетени, избирают своего председателя, затем оглашают протокол по избранию председателя, докладывают членам бюро о форме бюллетеня и порядке тайного голосования. Затем объявляется перерыв, происходит тайное голосование, после этого счетная комиссия удаляется для подсчета результатов тайного голосования, по результатам которого заполняется протокол, где фиксируется внесённые в список результаты голосования. Счетная комиссия докладывает бюро о результатах голосования, где зачитываются результаты тайного голосования, бюро комитета утверждает протокол счетной комиссии и тем самым подтверждая их выдвижение.

Согласно протокола заседания Счетной комиссии заседания Бюро Комитета № 10 от 14 июля 2022 года по итогам тайного голосования, проводимого с использованием вышеназванного бюллетеня, «счетная комиссия Бюро произвела подсчет голосов, поданных в ходе тайного голосования по выдвижению кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 списком».

При отсутствии соответствующих полномочий у Счетной комиссии заседания, протокол № 10 от 14 июля 2022 года Счетной комиссии заседания Бюро Комитета содержит решение (постановление) «Считать выдвинутым кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 списком в следующем составе: 1. ФИО3

Аналогичное решение о выдвижении содержится в выписке из протокола заседания Бюро Комитета от 14 июля 2022 года № 8/29-14.07.2022 «выдвинуть кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области 4 созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 списком: ФИО3

Таким образом, суд приходит к выводу, что фактически голосование за кандидатов списком не проводилось, что также подтверждено видеозаписью, и решение принято не полномочным органом в нарушение положений Устава партии.

Согласно п.14.2 ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

Согласно ч.2 ст. 31 Закона Оренбургской области от 09.06.2022 N 321/100-VII-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного частью 2 статьи 28 настоящего Закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в избирательном округе большего числа кандидатов, чем предусмотрено количество мандатов для этого избирательного округа, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

Таким образом судом установлено, что политическим объединением нарушен порядок выдвижения кандидата.

Также судом установлено, что на момент рассмотрения дела оспариваемое решение перестало затрагивать права и законные интересы объединения и выдвигаемого кандидата списком ФИО3

20 июля 2022 года административным истцом было проведено заседание Бюро Комитета Оренбургского областного отделения КПРФ по результатам которого на выборы депутата Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7 был утвержден список кандидатов по двухмандатному избирательному округу № 7, аналогичный ранее рассмотренному на заседании ТИК 17 июля 2022 года в следующем составе

1. ФИО3 что подтверждается выпиской из протокола заседания Бюро Комитета Оренбургского областного отделения КПРФ от 20.07.2022 № 5/30-20.07.2022.

Соответствующие документы были подготовлены административным истцом в надлежащем виде с учетом замечаний, содержащихся в оспариваемом решении ТИК от 17 июля 2022 года №5, и предоставлены 21 июля 2022 года в ТИК.

По результатам рассмотрения указанных документов 23 июля 2022

года на заседании Территориальной избирательной комиссии Оренбургского

района было принято решение № 64/293-5 «О заверении списка кандидатов в депутаты по двухмандатному избирательному округу №7, выдвинутых

избирательным объединением «Оренбургское областное отделение Коммунистическая партия Российской Федерации».

Таким образом, избирательным объединением при осуществлении выдвижения кандидата ФИО3 списком нарушен порядок выдвижения, предусмотренный Законом Оренбургской области, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О политических партиях» и Уставом партии, ввиду чего решение Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района является законным и обоснованным, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от отмене решения Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от 17 июля 2022 года № 58/265-5 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу № 7, выдвинутого избирательным объединением «Оренбургское областное отделение Коммунистическая партия Российской Федерации» при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по двухмандатному избирательному округу №7» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течении пяти дней с момента принятия решения судом.

Судья М.А.Гречишникова

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2022 года.