ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3052/19 от 30.09.2019 Истринского городского суда (Московская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Истра, МО

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего – судьи Климёновой Ю.В.,

при секретаре Тотоевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Истринского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Истра, Комитету по управлению имуществом, Совету депутатов г.о. Истра, заинтересованное лицо МБУ «ИСТРАСПАС» об оспаривании бездействия,

установил:

в Истринский городской суд обратился Истринский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании незаконным бездействия администрации г.о. Истра и Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Истра, заключающегося в отсутствии финансирования и неисполнении основного мероприятия 4. «Безопасность гидротехнических сооружений» подпрограммы 2 «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» муниципальной программы г.о. Истра «Обеспечение безопасности населения и объектов на территории городского круга Истра в 2017-2021 годах», утвержденной постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ;

-обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и вынести на утверждение Советом депутатов городского округа Истра проект решения Совета депутатов городского округа Истра «О внесении изменений в Решение Совета депутатов городского округа Истра «О бюджете городского округа Истра на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в котором предусмотреть объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации основного мероприятия 4. «Безопасность гидротехнических сооружений» подпрограммы 2 «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» муниципальной программы городского округа Истра «Обеспечение безопасности населения и объектов на территории городского округа Истра в 2017-2021 годах», утвержденной постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ;

-обязании в течение 1 месяца со дня принятия Советом депутатов городского округа Истра решения о внесении изменений в решение о бюджете предоставить МБУ «ИСТРАСПАС» субсидию из бюджета городского округа Истра на организацию и проведение мониторинга состояния гидротехнических сооружений, обеспечение безопасности ГТС, страхование ГТС; содержание, обслуживание и эксплуатацию ГТС; обследование ГТС; составление проектно-сметной документации на ГТС и её экспертизу; реконструкцию, ремонт и восстановительные работы ГТС, предусмотренные основным мероприятием 4. «Безопасность гидротехнических сооружений» подпрограммы 2 «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» муниципальной программы городского округа Истра Обеспечение безопасности населения и объектов на территории городского округа Истра в 2017-2021 годах», утвержденной постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в апреле 2019 года Истринской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе по вопросам принятия мер, направленных на сокращение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений. Установлено, что на территории городского округа Истра Московской области расположено 4 гидротехнических сооружения, находящиеся в муниципальной собственности: плотина пруда на р.Маглуше притоке р.Малая Истра у д. Устиново; плотина пруда на р.Молодильня притоке р.Малая Истра у д. Кореньки; плотина на р.Даренка притоке р. Песочная в д. Дарна; гидротехническое сооружение на р.Маглуша – притоке р.Малая Истра в районе д. Брыково, и 4 бесхозяйных гидротехнических сооружения: гидротехническое сооружение (плотина) на р.Песочная притоке р.Истра у д. Холмы (инв. ); гидротехническое сооружение (плотина) у д. Никольское (инв. ); плотина на ручье без названия – притоке р.Раменка в районе д. М. Ушаково; плотина на р.Теменка – притоке р.Истры в районе д. Б. Ушаково.

Согласно информации, представленной администрацией городского округа Истра, в целях обеспечения содержания и обслуживания гидротехнических сооружений, расположенных на территории городского округа Истра Московской области, распоряжением Комитета по управлению имуществом городского округа Истра Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжением администрации городского округа Истра Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, указанные объекты, в том числе бесхозяйные, закреплены за муниципальным бюджетным учреждением городского округа Истра «Истринская аварийно-спасательная служба».

Источниками финансового обеспечения МБУ «ИСТРАСПАС» является субсидия, предоставляемая Учреждению из бюджета городского округа Истра на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ). Из информации, представленной МБУ «ИСТРАСПАС», следует, что расходы на содержание и ремонт гидротехнических сооружений в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение безопасности населения и объектов на территории городского округа Истра в 2017-2021 годах» не запланированы.

В ходе изучения Подпрограммы 2 «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что финансирование основного мероприятия 4. «Безопасность гидротехнических сооружений» в 2017-2021 гг. не предусмотрено. Ответственным за выполнение указанного мероприятия подпрограммы является Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Истра. Также установлено, что определением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению Истринского городского прокурора суд обязал администрацию городского округа Истра в течение 1 месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений: плотины на ручье без названия – притоке р.Раменка в районе д. М. Ушаково, а также плотины на р.Теменка – притоке р.Истры в районе д. Б. Ушаково.

В судебном заседании представитель истца Брусникина Е.В. заявленные требования поддержала, просила об их удовлетворении.

Представитель Администрации городского округа Истра по доверенности Афонин А.Ю. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал (л.д. 87-88).

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ городским прокурором в адрес Администрации г.о. Истра вынесено представление об устранении нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (л.д. 11-15).

Распоряжением главы г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и допущенные нарушения законодательства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на территории г.о. Истра наложено дисциплинарное взыскание – замечание – на председателя Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Истра Ананкину Ю.А. (л.д. 17).

Согласно ответа Управления Росреестра по МО от ДД.ММ.ГГГГ;, объекты недвижимости: Гидротехническое сооружение (плотина) <адрес> и Гидротехническое сооружение (плотина) <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет как бесхозяйное имущество (л.д. 25).

Распоряжением Комитета по управлению имуществом г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ, МБУ «ИСТРАСПАС» переданы в оперативное управление объекты недвижимости: плотина пруда на р.Молодильня, назначение: нежилое, протяженностью 108 м., инв., лит.1Л, по адресу: <адрес>, КН ; плотина пруда на р.Маглуше назначение: нежилое, протяженностью 523 м., инв., лит.1Л, по адресу: <адрес>, КН ; гидротехническое сооружение (плотина), площадь застройки 1200 кв. м, инф., лит.Г,Г1,Г2, по адресу: <адрес>, в 300 м от с. Дарна, на реке Даренка, КН ; гидротехническое сооружение на р.Маглуша – притоке р.Малая Истра в районе д. Брыково, назначение: сооружения гидротехнические, протяженность 170 м, по адресу: <адрес>, КН (л.д. 30).

Распоряжением Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ, за МБУ «ИСТРАСПАС» закреплены гидротехнические сооружения: гидротехническое сооружение (плотина) <адрес> КН ; гидротехническое сооружение (плотина) <адрес>, КН (л.д. 31).

Постановлением администрации г.о. Истра ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа г.о. Истра «Обеспечение безопасности населения и объектов на территории городского круга Истра в 2017-2021 годах» (л.д.33).

Постановлением администрации г.о. Истра ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая редакция муниципальной программа г.о. Истра «Обеспечение безопасности населения и объектов на территории городского круга Истра в 2017-2021 годах» (л.д.36).

Определением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию г.о. Истра в течение 1 месяца со дня вынесения апелляционного определения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины на ручье без названия - притоке р. Раменка в районе д. М. Ушаково, а также плотины на р. Теменка - притоке р. Истры в районе д. Б. Ушаково (л.д. 75-80).

Распоряжением Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ, за МБУ «ИСТРАСПАС» закреплены гидротехнические сооружения: гидротехническое сооружение (плотина) общей площадью 1070 кв. м, назначение: сооружения гидротехнические, по адресу: <адрес>, КН . Сооружение, назначение: нежилое, общая площадь 610 кв. м, по адресу: <адрес>, КН (л.д. 94).

Из актов обследований гидротехнических сооружений, проведенных в 2018 году МБУ «ИСТРАСПАС» совместно с отделом охраны и эксплуатации водохранилищ МВС ГУ «Мособлводхоз», следует, что значительная часть ГТС находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения ремонтных работ: плотина на р. Даренка притоке р. Песочная в д. Дарна; плотина на ручье без названия - притоке р. Раменка в районе д. М. Ушаково, плотина па р. Теменка - притоке р. Истры в районе д. Б. Ушаково; гидротехническое сооружение (плотина) на р. Песочная притоке р. Истра у д. Холмы.

В соответствии с положениями п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч. 1, 7 ст. 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения может быть, в том числе и муниципальное образование.

На основании ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Таким образом, федеральным законодательством установлены определенные требования к эксплуатации гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 38 Устава городского округа Истра полномочия по разработке бюджета городского округа и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении бюджета городского округа, осуществление исполнения расходных обязательств городского округа, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета городского округа, муниципальные заимствования, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами возложены на администрацию городского округа Истра.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно п. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

Учитывая, что бездействие Администрации г.о. Истра, Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Истра, заключающееся в отсутствии финансирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на указанных объектах, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования административного истца и обязать Администрацию г.о. Истра в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и вынести на утверждение Советом депутатов г.о. Истра проект решения Совета депутатов г.о. Истра «О бюджете городского округа Истра на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», в котором предусмотреть объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации основного мероприятия 4. «Безопасность гидротехнических сооружений» программы 2. «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» муниципальной программы г.о. Истра «Обеспечение безопасности населения и объектов на территории г.о. Истра в 2017-2021 годах», утвержденной постановлением главы г.о. Истра от 1ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Истринского городского прокурора – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.о. Истра в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и вынести на утверждение Советом депутатов г.о. Истра проект решения Совета депутатов г.о. Истра «О бюджете городского округа Истра на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», в котором предусмотреть объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации основного мероприятия 4. «Безопасность гидротехнических сооружений» программы 2. «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» муниципальной программы г.о. Истра «Обеспечение безопасности населения и объектов на территории г.о. Истра в 2017-2021 годах», утвержденной постановлением главы г.о. Истра от 1ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на:

-организацию и проведение мониторинга состояния гидротехнических сооружений;

-обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

-страхование гидротехнических сооружений;

содержание, обслуживание и эксплуатацию гидротехнических сооружений;

-обследование гидротехнических сооружений;

-составление проектно-сметной документации на гидротехнические сооружения и ее экспертизу;

-реконструкцию, ремонт и восстановительные работы гидротехнических сооружений.

В удовлетворении остальной части исковых требований Истринского городского прокурора – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение

составлено ДД.ММ.ГГГГ