ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3054/17 от 18.07.2017 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-3054/2017

Поступило в суд 18.07.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» октября 2017 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Семенихиной О.Г.,

При секретаре Лобановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шоркина О. В. к администрации Морского сельсовета о признании незаконными действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Шоркин О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным отказ в регистрации устава Территориального общественного самоуправления (ТОС) «Морской», обязании совершить оспариваемые действия- зарегистрировать Устав.

В обоснование требований административным истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ жителями с.Ленинское Новосибирского района Новосибирской области было проведено учредительное собрание граждан, по результатам которого принято решение о создании ТОС «Морской», определены границы ТОС и утвержден его Устав.

Шоркин О.В. был избран председателем ТОС «Морской».

ДД.ММ.ГГГГ на ... сессии Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области были установлены границы ТОС «Морской».

ДД.ММ.ГГГГШоркин О.В. в соответствии с п.7.2 Положения о территориальном общественном самоуправлении обратился в администрацию М. сельсовета с заявлением о регистрации Устава ТОС. В соответствии с требованиями п.7.3.Положения к обращению были приложены протокол собрания граждан о создании ТОС «М.», Устав ТОС, копия уведомления председателя Совета депутатов об установлении границы ТОС.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было отказано в регистрации Устава ТОС по тем основаниям, что официальное решение очередной ... сессии Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не направлено в администрацию.

С вынесенным отказом административный истец не согласен, так как заявленное основание для отказа в регистрации устава ТОС не предусмотрено пунктом 7.6 Положения о территориальном общественном самоуправлении.

Отказ нарушает права и законные интересы административного истца, так как им созданы препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Шоркина О.В. в области организации и осуществления территориального общественного самоуправления в с.Ленинское.

В судебном заседании административный истец Шоркин О.В. поддержал административные исковые требования по указанным в иске основаниям. Дополнительно на вопросы суда и участников процесса указывал, что фактически проживает на территории с.Ленинское, на которой планируется создание ТОС «Морской».

Представители административного ответчика Грешных Н.И., Зиновьев Д.В. административные исковые требования не признали. В обоснование возражений ссылались на то, что административный истец не доказал наличие нарушений своих прав. Оспариваемым отказом могут быть нарушены только права члена ТОС, и в случае, если границы ТОС были бы установлены. Административный истец не может являться членом ТОС, поскольку проживает по месту жительства в г.Новосибирске. Если обжалуемым отказом нарушены права жителей М. сельсовета, то административный истец не может представлять их интересы, поскольку не был уполномочен на это учредительным собранием граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования административного истца основаны на недоказанном административным истцом утверждении об установлении Советом депутатов М. сельсовета границ ТОС «М.». По сведениям административного ответчика такое решение не входило в повестку дня ... сессии Совета депутатов М. сельсовета и не принималось Советом депутатов.

Представитель заинтересованного лица- Совета депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился. О причине неявки не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению и в следующем объеме.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Из материалов дела следует, что учредительным собранием граждан по организации территориального общественного самоуправления «М.» (ТОС «М.») было принято решение об организации территориального общественного самоуправления «М.», границах его действия, избрании органов и ревизора ТОС, об основных направлениях деятельности ТОС, принятии Устава.

Данные решения зафиксированы в протоколе учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

Шоркин О.В. был избран в совет ТОС, а также лицом, уполномоченным представлять жителей территории, на которой планируется организовать ТОС, при установлении границ ТОС и регистрации Устава ТОС. ...

ДД.ММ.ГГГГШоркиным О.В. администрации МО Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области было подано заявление о регистрации Устава Территориального общественного самоуправления «Морской».

К заявлению Шоркиным О.В. были приложены: Устав ТОС «М.» в трех экземплярах, копия протокола собрания граждан по созданию ТОС «Морской» от ДД.ММ.ГГГГ, копия письма Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об установлении границ ТОС от ДД.ММ.ГГГГ. ...

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Как следует из положений части 5 статьи 27 вышеуказанного Закона, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района.

Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (части 5, 11 статьи 27 Закона).

Статьей 17 Устава Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, принятого решением Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется решением Совета депутатов.

Решением внеочередной 43-й сессии с.Ленинское №... от ДД.ММ.ГГГГ принято Положение о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете. ...

В соответствии с пунктами 7.2, 7.3 Положения регистрацию уставов территориального общественного самоуправления осуществляет администрация Морского сельсовета. Для регистрации устава в местную администрацию предоставляются следующие документы:

а) протокол собрания (конференции) граждан по созданию территориального общественного самоуправления, в котором содержатся принятые решения об организации и осуществлении на данной территории территориального

общественного самоуправления, о наименовании территориального общественного самоуправления, об основных направлениях деятельности территориального общественного самоуправления;

б) устав территориального общественного самоуправления, принятый собранием (конференцией) граждан;

в) в случае проведения конференции по организации территориального общественного самоуправления – протоколы собраний или подписные листы по выдвижению делегатов на конференцию.

Согласно пункту 7.4. Положения администрация Морского сельсовета осуществляет проверку полноты представленных документов на соответствие требованиям пункта 7.2 настоящего Положения, проверку устава территориального общественного самоуправления на соответствие требованиям действующего законодательства, и в течение одного месяца осуществляет регистрацию устава территориального общественного самоуправления.

Пунктом 7.6 Положения предусмотрены случаи, при которых в регистрации устава ТОС может быть отказано: в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 7.2 настоящего Положения, либо несоответствия положений Устава территориального общественного самоуправления требованиям действующего законодательства.

Об отказе в регистрации устава территориального общественного самоуправления письменной форме информируются граждане, подавшие документы на регистрацию.

Письмом Главы Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№...Шоркину О.В. было отказано в регистрации Устава ТОС в связи с тем, что председателем Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Сиволобовым С.О. в администрацию Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не направлено официальное решение очередной двадцать четвертой сессии от ДД.ММ.ГГГГ. ...

Из документа без наименования, подписанного председателем Совета депутатов Морского сельсовета Сиволобовым С.А., следует, что на очередной двадцать четвертой сессии Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области были установлены границы территориального общественного самоуправления «Морской». ...

Из этого следует, что в регистрации устава ТОС «Морской» административным ответчиком было отказано в связи с непоступлением в администрацию сельсовета решения Совета депутатов об установлении границ ТОС «Морской».

Такое основание отказа в регистрации устава ТОС, не соответствует требованиям вышеуказанного пункта 7.6.Положения, что свидетельствует о его несоответствии требованиям нормативного правового акта, регулирующего спорные правоотношения, и о незаконности отказа в регистрации Устава ТОС.

Кроме того, пунктом 7.3 Положения решение Совета депутатов об установлении границ ТОС «Морской» не предусмотрено в качестве документа, который должен быть приложен к заявлению о регистрации Устава, и отсутствие которого, в силу пункта 7.6 Положения является основанием для отказа в осуществлении такого действия.

Из исследованного судом ответа прокуратуры Новосибирского района от ДД.ММ.ГГГГ№... видно, что решение ... сессии Совета депутатов Морского сельсовета об утверждении границ ТОС «Морской» принималось, границы были утверждены. ...

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В спорных правоотношениях последствия признания незаконным отказ в регистрации устава ТОС «Морской» заключаются в том, что у администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к ее компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

При этом требование Шоркина О.В. об обязании судом администрации Морского сельсовета произвести регистрацию Устава ТОС «Морской» не может быть удовлетворено, поскольку суд вправе только указать способ восстановления нарушенного права административного истца. Принятие решения о регистрации устава ТОС находится в компетенции органа местного самоуправления, деятельность которого осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом.

В рассматриваемом случае суд также учитывает, что из текста уведомления об отказе в регистрации устава не следует, что администрация Морского сельсовета осуществляла проверку устава ТОС на соответствие требованиям действующего законодательства. Поэтому, данную процедуру устав ТОС должен пройти, поскольку она предусмотрена п.7.4. Положения. В полномочия суда проверка устава ТОС на соответствие действующему законодательству не входит.

Возражения стороны административного ответчика о том, что на момент принятия судом оспариваемого решения границы территории, на которой осуществляется ТОС, администрацией Морского сельсовета не установлены, юридически значимыми не являются, так как такие основания не были указаны в оспариваемом уведомлении об отказе в регистрации устава ТОС.

Суд не может согласиться и с доводами стороны административного ответчика о том, что оспариваемым отказом права Шоркина О.В. не нарушены, и он не является надлежащим лицом, который вправе его оспаривать.

Из материалов дела следует, что Шоркин О.В. принимал участие в учредительном собрании граждан по организации ТОС «Морской», был избран в его Совет и ревизионный орган, следовательно, учредительным собранием граждан наличие у Шоркина О.В. в собственности недвижимого имущества, находящегося на территории, на которой планируется организовать ТОС, не оспаривалось.

Членство Шоркина О.В. в ТОС «М.» никем не оспорено и не признано отсутствующим.

Доказательств обратному административным ответчиком представлено не было, не были опровергнуты сведения административного истца о проживании им по адресу: <адрес>, не являющемуся местом его регистрации.

Следовательно, Шоркин О.В., как член ТОС, заинтересован в создании ТОС «Морской», которое в соответствии с пунктом 7.7.вышеприведенного Положения считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС администрацией Морского сельсовета. Отказом в такой регистрации нарушено право Шоркина О.В. на территориальное общественное самоуправление, осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.

Сведений о том, что Шоркин О.В. при обращении в суд действует в интересах других граждан, на что ссылалась сторона административного ответчика, в материалах дела не имеется; в иске административный истец ссылался только на нарушение своих прав и на создание препятствий к осуществлению его прав. Поэтому, решение учредительного собрания граждан о предоставлении ему полномочий на обращение в суд с административным иском, не требовалось.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям нормативно-правового акта, регулирующего вопросы регистрации Устава ТОС, а также нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для удовлетворения его требований в том объеме, который указан выше.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным адресованное Шоркину О. В. уведомление администрации М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об отказе в регистрации Устава территориального общественного самоуправления «М.», выраженное в письме№... от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области повторно рассмотреть заявление Шоркина О. В., по результатам проверки принять решение о регистрации или отказе в регистрации устава.

В удовлетворении требований Шоркина О. В. об обязании администрацию М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области зарегистрировать устав, -отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2017.

Председательствующий О.Г. Семенихина