ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3054/18 от 27.12.2018 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-3054/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.Б.,

при секретаре Меркурьевой О.П.,

с участием помощника прокурора Романовой С.А.,

представителя административного истца ФИО1 по доверенности от <дата>,

представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» к администрации города Арзамаса Нижегородской области о признании недействующими положений нормативного акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации города Арзамаса Нижегородской области о признании недействующими положений нормативного акта, в соответствии с которым просит суд: признать недействующим пункт 3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, утвержденного постановлением администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата> в части слов «в пределах бюджетных ассигнований»; признать недействующим пункт 2.1.3 раздела 3 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, утвержденного постановлением администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата>; взыскать с администрации города Арзамаса Нижегородской области в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб., указывая, что постановлением администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата> утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, разработанный в соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона от 06 октября 203 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Порядок опубликован в издании «Арзамасские новости», от <дата>. С <дата> по настоящее время на основании решения конкурсной комиссии администрации города Арзамаса в лице департамента ЖКХ, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, относящимися к специализированному жилищному фонду, истец является управляющей организацией следующих домов специализированного жилищного фонда (общежитий): по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.*** г.****** области. Порядок определяет условия и механизм выделения управляющим организациям из бюджета городского округа город Арзамас субсидий на возмещение расходов по содержанию и текущему ремонту управляемых ими общежитий без учета расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Расходы получателя субсидий на содержание и текущий ремонт общежитий за отчетный месяц определяются в соответствии с заключенными договорами со специализированными организациями и собственными расходами, с учетом плановой калькуляции получателя субсидии, согласованной с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса (абзац восьмой пункта 4 Порядка). Остаток неиспользованных получателем субсидий в текущем году, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на соответствующие цели (пункт 10 Порядка). Между администрацией города Арзамаса в лице департамента ЖКХ, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса и истцом заключен договор от <дата> о предоставлении из городского бюджета субсидий юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предметом которого является предоставлению получателю из городского бюджета в 2018 году субсидий в целях возмещения расходов по содержанию и текущему ремонту общежитий без учета расходов на приобретение коммунальных ресурсов получателя, связанных с содержанием и текущим ремонтом общежитий в рамках муниципальной программы городского округа город Арзамас «Обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города Арзамаса на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Арзамаса от <дата>. В соответствии с п.2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных «Главному распорядителю» как получателю средств городского бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I настоящего договора, в размере 4000000 руб. в 2018 году. С учетом калькуляции получателя субсидии с <дата> по <дата>, согласованной с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса, ежемесячный размер субсидии из городского бюджета составляет 531001 руб. Так как срок управления общежитиями по конкурсу 2017 года составлял один год, т.е. до <дата>, то по договору от <дата> предоставление субсидий из бюджета административному истцу до <дата> рассчитывалось по калькуляции, а именно, 531001 руб. х 4.5 месяца = 2389504 руб. <дата> на основании решения конкурсной комиссии администрации города Арзамаса в лице департамента ЖКХ, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, относящимися к специализированному жилищному фонду, административный истец является управляющей организацией следующих домов специализированного жилищного фонда (общежитий): по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ***, А по ул.***, <адрес>. Срок управления общежитиями оставляет один год, т.е. до <дата>. Между администрацией города Арзамаса (Департамент жилищно-коммунального хозяйства, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса) и Обществом с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» продолжает действовать договор о предоставлении из городского бюджета индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от <дата>. С учетом калькуляции Получателя субсидии с <дата>, согласованной с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса, ежемесячный размер субсидий из городского бюджета составляет 518947 руб. Так как срок управления общежитиями по конкурсу 2018 года составляет один год, т.е. до <дата>, то по договору от <дата> предоставление субсидий из бюджета административному истцу, начиная с <дата> и до <дата>, рассчитывается по калькуляции, а именно, 518947 руб. х 7.5 месяцев = 3892102 руб. Таким образом, в целях возмещения расходов по содержанию и текущему ремонту общежитий без учета расходов на приобретение коммунальных ресурсов в 2018 году размер субсидии должен составлять 6281606 руб. Отдельные положения Порядка не соответствуют требованиям федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере предоставления субсидий. В соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Как следует из пунктов 1, 2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации по общему правилу субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 и определять, в частности: категории и (или) критерии отбора названных лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителе (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статья 78 БК РФ). Во исполнение приведенных положений нормативных правовых актов администрацией города Арзамаса Нижегородской области утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, которым среди прочего: установлено, что предоставление субсидий производится на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа город Арзамас на текущий финансовый год (пункт 3 раздела 1 Порядка); установлено, что Департамент отказывает в предоставлении субсидий в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Арзамаса на текущий год (пункт 2.1.3 раздела 3 Порядка). Указанные положения Порядка устанавливают дополнительные не предусмотренные федеральным законодательством условия для получения субсидии, ограничивают его право получения субсидии лимитами бюджетных обязательств. Пункт 3 раздела 1 Порядка, пункт 2.1.3 раздела 3 Порядка не соответствуют положениям нормативных актов большей юридической силы в виду следующего. Статья 78 БК РФ не ограничивает предоставление субсидий лимитом бюджетных обязательств. Статья 161 БК РФ определяет особенности правового положения казенных учреждений. Так, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с названным Кодексом (пункт 1 статья 161 БК РФ). Пункт 5 статьи 161 БК РФ предусматривает, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом пунктом 7 статьи 161 БК РФ установлено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. Возникновение разницы между утвержденным размером платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в общежитиях и для собственников помещений в этих общежитиях и экономически обоснованным тарифом по содержанию и ремонту жилья, отражающим реальные затраты управляющей компании на содержание и ремонт управляемых общежитий, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях данной организации понесенных ею экономических потерь. Поскольку возникновение названной разницы является следствием реализации полномочий органами местного самоуправления по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения или договору найма жилы помещений государственного или муниципального жилищного фонда в общежитиях, право на получение субсидии в целях компенсации указанной разницы не может быть поставлено в зависимость от наличия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до «Главного распорядителя» на соответствующий год. Данная правовая позиция указана в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 14.06.2018 № 74-АПГ18-3. Пункт 3 раздела 1, пункт 2.1.3 раздела 3 Порядка не соответствует положениям нормативных правовых актов большей юридической силы ввиду следующего. Согласно ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципальных образований возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам, которые вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Такие расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Между администрацией города Арзамаса в лице департамента ЖКХ, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса и Обществом с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» заключен договор от <дата> о предоставлении из городского бюджета субсидий юридическому лицу (за исключение муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предметом которого является предоставление Получателю из городского бюджета в 2018 году субсидий в целях возмещения расходов по содержанию и текущему ремонту общежитий без учета расходов на приобретение коммунальных ресурсов Получателя, связанных с содержанием и текущим ремонтом общежитий в рамках муниципальной программы городского округа город Арзамас «Обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйств города Арзамаса на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Арзамаса от <дата>. Администрация города Арзамаса, заключая такой договор, приняла обязательство по компенсации расходов по содержанию и текущему ремонту общежитий без учета расходов на приобретение коммунальных ресурсов Получателем. Такие обязательства муниципального образования в силу ст.86 БК РФ являются расходными обязательствами муниципального образования, подлежащими исполнению за счет собственных доходов и источников финансирования бюджета муниципального образования, в связи с чем, такое основание для отказа в предоставлении субсидий как отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году не основано на действующем законодательстве. Данная правовая позиция указана в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 12.07.2017 года № 47-АПГ17-3.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал и пояснил, что расходы на содержание общежитий превышают размер предоставляемых субсидий.

Административным истцом представлены письменные пояснения, в которых изложены доводы, аналогичные административному исковому заявлению (т.1 л.д.).

Представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признала и пояснила, что Порядок не противоречит Бюджетному кодексу РФ и постановлению Правительства РФ. В городском бюджете денежные средства на предоставление субсидий отсутствуют.

Аналогичные доводы изложены в письменных возражения администрации г.Арзамаса (т.1 л.д.).

Выслушав участвующих лиц, заключение помощника прокурора, который полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.7, 8 ст.213 КАС РФ:

7. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

8. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п.1-3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ:

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации городского округа город Арзамас от <дата> утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду (т.1 л.д.).

Постановлением администрации г.Арзамаса Нижегородской области от <дата> в вышеуказанное постановление внесены изменения, в том числе, в раздел 3 включен пункт 2.1.3.

Постановление от <дата> и утвержденный им Порядокопубликованы <дата> в издании «Арзамасские новости» , постановление от <дата> опубликовано <дата> в издании «Арзамасские новости» (т.1 л.д.).

Согласно п.1, 6 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа;

6) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее соответственно - получатели субсидий, субсидии), содержатся в Постановлении Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887 нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) условия и порядок предоставления субсидий;

в) требования к отчетности;

г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Из содержания постановления администрации городского округа город Арзамас от <дата> следует, что утвержденным им Порядок разработан в соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (л.д.), в данном постановлении отражены: общие положения; категории лиц на предоставление субсидий; условия и порядок предоставления субсидий; контроль соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушения; имеются приложения .

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

Общество с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» с <дата> по настоящее время на основании результатов открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления домами специализированного жилищного фонда является управляющей организацией домов специализированного жилого фонда (общежитий), расположенных по адресу: по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, по ул.***, А по ул.***, А по <адрес>, что подтверждается договорами управления домов, относящихся к специализированному жилищному фонду, от <дата> и <дата> (т.1 л.д.).

В соответствии с п.4.2 указанных договоров управления управляющая организация вправе получать субсидию из бюджета города Арзамаса на работы и услуги по содержанию и текущему ремонту домов, относящихся к специализированному жилищному фонду, в целях возмещения расходов по ремонту и содержанию жилья в соответствии с порядком, утвержденным администрацией города Арзамаса.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О бюджете городского округа город Арзамас на 2017 год» (п.17) и Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О бюджете городского округа город Арзамас на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы» (п.19) предусмотрено предоставление в порядке, предусмотренном администрацией города Арзамаса, субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг, осуществляющим социально значимую деятельность в интересах городского округа город Арзамас, на возмещение разницы между затратами управляющей организации по содержанию и текущему ремонту общежитий, относящихся к специализированному жилищному фонду, и размером платы, установленной для граждан, проживающих в общежитиях, за содержание и текущий ремонт жилого помещения.

Размер платы за содержание и ремонт помещений общежитий на 2017 и 2018 годы определен постановлением администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата> «Об оплате населением жилищных услуг с <дата>» (приложение ) и постановлением администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата> «Об оплате населением жилищных услуг с <дата>» (приложение ).

<дата> между администрацией города Арзамаса (департамент жилищно-коммунального хозяйства, городской инфраструктуры и благоустройства администрации города Арзамаса) как главным распорядителем средств городского бюджета, которому на соответствующий финансовый год доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, и Обществом с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» как получателем заключен договор о предоставлении из городского бюджета субсидий юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (т.1 л.д.), предметом которого является предоставление получателю из городского бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещения расходов по содержанию и текущему ремонту общежитий без учета расходов на приобретение коммунальных ресурсов в рамках муниципальной программы городского округа города Арзамас «Обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города Арзамаса на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Арзамаса от <дата>.

В соответствии с п.2.1 указанного договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных «Главному распорядителю» как получателю средств городского бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I настоящего договора, в размере 4000000 руб. в 2018 году, расчет размера субсидий производится в соответствии с Порядком предоставления субсидии, субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии (т.1 л.д. оборот, ).

В соответствии с п.1.3 вышеуказанной муниципальной программы потребность в финансовых ресурсах на 2018 года на содержание и ремонт имущества общежитий, софинансирования муниципального имущества составляет за счет местного бюджета 4000000 руб. (т.1 л.д. оборот).

В соответствии с калькуляцией себестоимости содержания и ремонта общего имущества жилищного фонда в месяц, обслуживаемого ООО «Первая городская управляющая компания», с <дата> по <дата>, согласованной Департаментом ЖКХ, городской инфраструктуры и благоустройства администрации г.Арзамаса, размер субсидии в месяц составляет 531001 руб. (т.1 л.д.).

Итого, размер субсидии за 4.5 месяца составляет 2389504.5 руб. (531001 руб. х 4.5 месяца).

В соответствии с калькуляцией себестоимости содержания и ремонта общего имущества жилищного фонда в месяц, обслуживаемого ООО «Первая городская управляющая компания», с <дата>, согласованной Департаментом ЖКХ, городской инфраструктуры и благоустройства администрации г.Арзамаса, размер субсидии в месяц составляет 518947 руб. (т.1 л.д.).

Итого, размер субсидии за 7.5 месяцев составляет 3892102.5 руб. (518947 руб. х 7.5 месяцев), размер субсидии за 2018 года составляет 6281607 руб. (2389504.5 руб. + 3892102.5 руб.).

<дата> к договору от <дата> заключено дополнительное соглашение , в соответствии с которым в п.2.1 внесены изменения в части размера субсидии - 4119587 руб.

<дата> к указанному договору заключено дополнительное соглашение с протоколом разногласий и протоколом согласования разногласий, в п.2.1 внесены изменения в части размера субсидии - 4239587 руб., согласно протокола разногласий - 6281606 руб., согласно протокола согласования разногласий - 4239587 руб.

<дата> к указанному договору заключено дополнительное соглашение с протоколом разногласий и протоколом согласования разногласий, в п.2.1 внесены изменения в части размера субсидии - 5058315.57 руб., согласно протокола разногласий - 6281606 руб., согласно протокола согласования разногласий - 5058315.57 руб.

<дата> к указанному договору заключено дополнительное соглашение с протоколом разногласий, в п.2.1 внесены изменения в части размера субсидии - 5158101.57 руб., согласно протокола разногласий - 6281606 руб.

<дата> к указанному договору заключено дополнительное соглашение с протоколом разногласий, в п.2.1 внесены изменения в части размера субсидии - 5717340.57 руб., согласно протокола разногласий - 6281606 руб.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым Порядком, при этом административный истец полагает, что положениями данного Порядка нарушаются его права и законные интересы, а размер предоставляемой административным ответчиком субсидии в 2018 году меньше размера субсидии по расчету себестоимости содержания и ремонта общего имущества жилищного фонда, в связи с чем, на основании ч.1 ст.208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Согласно ч.6 ст.208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока для подачи административного искового заявления, суд полагает несостоятельными, т.к. оспариваемый нормативный акт является действующим, в связи с чем, срок для подачи административного искового заявления о признании недействующими положения данного нормативного акта не пропущен.

Из указанного договора следует, что он заключен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением администрации городского округа город Арзамас от <дата> «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду».

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, утвержденного постановлением администрации городского округа город Арзамас от <дата>, предоставление субсидий производится на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа город Арзамас на текущий финансовый год.

В соответствии с п.2.1.3 раздела 3 указанного Порядка департамент отказывает в предоставлении субсидии в случае использования в полном объеме лимита бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Арзамаса на текущий год.

В соответствии с п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Вместе с тем, статья 78 Бюджетного кодекса РФ не ограничивает предоставление субсидий лимитами бюджетных обязательств.

Принимая во внимание, что оплата договоров в пределах лимитов бюджетных обязательств действующим бюджетным законодательством предусмотрена только для казенных учреждений, к каковым административный истец не относится, суд полагает, что предусмотренное Порядком, утвержденным постановлением администрации городского округа город Арзамас от <дата>, ограничение предоставления субсидий лимитами бюджетных обязательств не соответствует действующему законодательству.

Возникновение разницы между затратами управляющей организации по содержанию и текущему ремонту общежитий, относящихся к специализированному жилищному фонду, и размером платы, установленной администрацией г.Арзамаса для граждан, проживающих в общежитиях, за содержание и текущий ремонт жилого помещения, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях данной организации понесенных ею экономических потерь.

Поскольку возникновение названной разницы является следствием реализации полномочий органами местного самоуправления по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях, право на получение субсидии в целях компенсации указанной разницы не может быть поставлено в зависимость от наличия лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

В соответствии с пп.в п.4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887 при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:

несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом "а" настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

недостоверность представленной получателем субсидии информации;

иные основания для отказа, определенные правовым актом (при необходимости).

Согласно п.1, 2 ст.86 Бюджетного кодекса РФ:

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Заключая договор от <дата>, администрация города Арзамаса Нижегородской области приняла на себя обязательства по компенсации потерь в доходах управляющей организации при осуществлении деятельности по содержанию и текущему ремонту общежитий без учета расходов на приобретение коммунальных ресурсов.

Поскольку постановление администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата> было принято по вопросам местного значения, расходные обязательства, вытекающие из данного муниципального правового акта, устанавливаются администрацией города Арзамаса Нижегородской области самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета, в связи с чем, такое основание для отказа в предоставлении субсидии как отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году не основано на действующем законодательстве, указанное основание пп.в п.4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887 в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии не предусмотрено.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, с учетом положений п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ, п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, постановление администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата> подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу в части:

- пункта 3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, в части слов "в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа город Арзамас на текущий финансовый год";

- пункта 2.1.3 раздела 3 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, полностью.

В соответствии с п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

В связи с принятием настоящего решения суд полагает необходимым обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный акт.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Административным истцом при подаче административного искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 4500 руб., что подтверждается платежным поручением (т.1 л.д.).

Поскольку администрация г.Арзамаса как административный ответчик в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, суд полагает требования Общества с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» о взыскании с администрации города Арзамаса Нижегородской области расходов на государственную пошлину 4500 руб. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.180, 215 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления в силу настоящего решения постановление администрации города Арзамаса от 18.07.2012 года № 1385 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду» в части:

- пункта 3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, в части слов "в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа город Арзамас на текущий финансовый год";

- пункта 2.1.3 раздела 3 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Арзамас на содержание и текущий ремонт общежитий управляющим организациям, осуществляющим управление общежитиями, относящимися к специализированному жилищному фонду, полностью.

Обязать администрацию города Арзамаса Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный акт.

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» о взыскании с администрации города Арзамаса Нижегородской области расходов на государственную пошлину 4500 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Попов С.Б.

Решение не вступило в законную силу