ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3056/18 от 29.11.2018 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

РЕШЕНИЕ дело №2а-3056/2018

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Чуденко В.М.,

с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО5 о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 07.09.2018, обязании произвести государственную регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 07.09.2018, обязании произвести государственную регистрацию права собственности. В обоснование требования указано, что 01.08.2018 административному ответчику был подано решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за ней было признано право собственности на домовладение по пер. Ореховому в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было вынесено уведомление о приостановлении регистрационных действий в отношении объекта недвижимости по причине не поступления ответа на запрос из Центрального районного суда <адрес> о предоставлении копии решения. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации. Полагает, что отказ является незаконным, поскольку административный истец не могла обеспечить информационное взаимодействие между органами.

В судебное заседание административный истец ФИО4 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.

Представитель административного истца ФИО2 просил удовлетворить заявленные требования, поддержал доводы, изложенные в административном иске. Указал, что заявитель не мог повлиять на исполнение межведомственного запроса.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 с требованием не согласилась, просила отказать. Пояснила, что регистрация по заявлению ФИО4 была приостановлена в связи с направлением запроса в Центральный районный суд г.Симферополя, ответ не поступил, но сторона могла самостоятельно сходить в суд и попросить ответить на запрос. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям.

Определением суда от 12.10.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор ФИО5, который в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о регистрации права собственности на жилой дом по пер.Ореховому, <адрес>. К заявлению приложена копия решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов регистрационного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором был сделан запрос в Центральный районный суд <адрес> о предоставлении судебных постановлений, заверенных надлежащим образом. Представлена копия реестра об отправке судебной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ, на которой отсутствует отметка почтового отделения о принятии такой почтовой корреспонденции.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена государственная регистрация по заявлению ФИО1 сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было отказано в проведении государственной регистрации по причине не поступления ответа на запрос.

В силу пункта 9 части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Закона).

В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, отказывая в проведении государственной регистрации права, государственный регистратор не учел положения части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», закрепляющей возможность приостановления осуществления государственной регистрации для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, на срок до трех месяцев.

При этом регистрация прав по заявлению административного истца была приостановлена менее, чем на месяц (с 09.08.2018 года до 07.09.2018 года). Таким образом, не получение государственным регистратором информации в указанный срок не препятствовало последнему продлить срок приостановления государственной регистрации в пределах, установленных частью 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Суд также учитывает, что в соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Между тем, принимая во внимание, что государственным регистратором фактически не были запрошены дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, а были направлены межведомственные запросы с целью подтверждения сведений, содержащихся в уже представленных документах, у ФИО4 объективно отсутствовала возможность предоставить указанные сведения в порядке части 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 7.1 Федеральный закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что принятое государственным регистратором решение об отказе в государственной регистрации права противоречит требованиям действующего законодательства, в силу чего является незаконным.

Относительно заявленных исковых требований в остальной части судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Одновременно статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Таким образом, установление обязанности для административного ответчика принять решение и зарегистрировать право собственности будет являться вмешательством в исключительную компетенцию ответчика, в связи с чем суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца от 01.08.2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации прав ФИО4 на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО4 от 01.08.2018 года о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества.

В удовлетворении остальной части требований ФИО4 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Кундикова Ю.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.12.2018