ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3057/20 от 26.10.2020 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-3057/2020, 51RS0002-01-2020-002315-82

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе: председательствующего судьи Кутушовой Ю.В.,

при секретаре Харченко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Мурманской таможне, *** Мурманской таможни ФИО1, *** таможенного поста ФИО2 об оспаривании решения Мурманской таможни от ***№***,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился с административным иском к Мурманской таможне, *** Мурманской таможни ФИО1, *** таможенного поста ФИО2 об оспаривании решения Мурманской таможни от ***№***.

В обоснование заявленных требований указал, что он *** обратился на *** таможенный пост с заявлением о выдаче 15 международных почтовых отправлений, направленных им из *** по своему адресу места жительства в ***, как лицо, претендующее на постоянное проживание в Российской Федерации. *** таможенным постом в адрес административного истца направлено письмо от ***№*** с запросом о предоставлении документов и сведений, а именно: - оригинала заявлений о выдаче международных почтовых отправлений (далее – МПО) с указанием наименования, количества, стоимости и весовых характеристиках пересылаемых товаров; - сведений о поступлении других МПО в его адрес в период с *** по настоящее время; - сведений об обращении в государственные органы для получения статуса беженца, вынужденного переселенца.

Административный истец полагает что, таможенный орган незаконно требовал от него предоставления документов подтверждающих статус беженца, вынужденного переселенца для беспошлинного ввоза и выдачи международных почтовых отправлений, поскольку он подавал заявление о выдаче почтовых отправлений без уплаты таможенных пошлин по иному основанию – как лицо, претендующее на постоянное проживание в Российской Федерации, кроме того, он не отказывался оплатить причитающиеся пошлины, однако соответствующий расчет ему представлен не был.

Не согласившись с данным требованием должностных лиц таможенных органов, ФИО4 обратился с жалобой от *** на решение, действия (бездействия) таможенных органов, адресованной на имя начальника *** таможенного поста (вх. №*** от ***) которая была направлена в порядке подчиненности в Мурманскую Таможню. Решением Мурманской таможни от ***№*** в удовлетворении жалобы ФИО4 от *** было отказано.

По мнению административного истца, решение Мурманской таможни является незаконным, в связи с чем ФИО4 просит отменить решение Мурманской таможни от ***№***, которым отказано в удовлетворении его жалобы от ***, на действия должностных лиц *** таможенного поста Мурманской таможни, связанных, в том числе, с удержанием его личных вещей, отказе в выпуске товаров, истребованием документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля в отношении товара для личного пользования, пересылаемого через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях, возложении обязанности по совершению таможенных операций, которые признаны неправомерными.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчиков привлечены *** Мурманской таможни ФИО1, *** таможенного поста ФИО2

В судебном заседание административный истец ФИО4 поддержал заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что неоднократно заявлял Мурманской таможне о своем намерении постоянного проживания в Российской Федерации, в связи с чем полагал незаконным требование о предоставлении документов подтверждающих его статус беженца или статуса вынужденного переселенца, поскольку он таковым не являлся. Также не отказывался оплатить таможенные пошлины, но должностные лица таможенного органа не представили ему письменный расчет, в связи с чем он не знал необходимые суммы платежа.

Представитель административного ответчика ФТС СЗТУ Мурманская таможня – ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик *** таможенного поста ФИО2 также полагал необоснованным административный иск по тем же основаниям, что и представитель ФИО3 Дополнительно, пояснил, что *** на *** таможенный пост обратился административный истец с заявлением о выдаче 15 посылок, направленных, по месту нахождения адресата. Вместе с заявлением были представлены 6 уведомлений на 12 международных почтовых отправлений, другие документы им не предоставлялись. Кроме того, указал, что в соответствии со ст. 52 ТК ЕАЭМ таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов, самостоятельно. К декларации от *** ФИО4 было приложено ходатайство о признании его беженцем на территории РФ, направленное в Межрайонный отдел УФМС в ***, в связи, с чем административному истцу был дан ответ о необходимости подтверждения статуса беженца, для дальнейшего освобождения от уплаты таможенных платежей. Таким образом, из представленных документов явно не усматривалось, что ФИО4 претендовал на беспошлинное получение МПО по основанию как намеревавшийся постоянно проживать на территории РФ, ведь в заявлении он ссылался на ***, а также приложил ходатайство о признании его беженцем, в связи с чем таможенным органом был, сделал вывод, что основанием требования о получении МПО без уплаты пошлин является заявленное истцом ходатайство о признании его беженцем, но, в свою очередь, данный статут лица не был подтвержден документально. Кроме того, для подтверждения оснований для освобождения от уплаты пошлин как лица, переезжающего на постоянное место жительства в РФ, ФИО4 также должен был предоставить вид на жительство.

Административный ответчик *** ФТС СЗТУ Мурманская таможня ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Настаивал на доводах, изложенных в письменных возражениях Мурманской таможни, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившем в силу с *** в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.

В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар - это, в том числе любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.

Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под товарами для личного пользования понимают товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

В силу п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса.

Порядок перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.

Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

В соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 256 ТК ЕАЭС товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза в международных почтовых отправлениях.

Согласно п. 4 ст. 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

Количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются решением постоянно действующего регулирующего органа Союза - Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия).

Решения Комиссии, принятые в рамках ее полномочий, признаются актами, регулирующими таможенные правоотношения в Российской Федерации как государстве - участнике Союза, на основании статей 6, 18 и 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).

Указанные нормы определены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

С 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года при получении международных почтовых отправлений уплата таможенных пошлин, налогов не требовалась, если стоимость товаров в таких отправлениях не превышала 500 евро, а вес брутто - 31 килограмм в течение одного календарного месяца в адрес одного физического лица (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107).

Кроме того, Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденными Приказом ГТК России от 03.12.2003 № 1381 (далее - Правила), определено, что предназначение товаров, пересылаемых в МПО в адрес физического лица, устанавливается исходя из характера товаров, их количества и частоты пересылки (п. 32 Правил).

В соответствии с п. 33 Правил при установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа должно принимать во внимание следующие факторы: - характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту; - количество товаров в одном МПО. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, получающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата; - частоту пересылки товаров. Однородные товары, пересылаемые хотя бы и в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течение одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата.

Приложением №3 к Решению определен Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Перечень).

Согласно пункту 6 данного Перечня иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в употреблении товары для личного пользования при одновременном соблюдении условия, что ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.

Согласно п. 1 ст. 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.

Судом установлено, что *** на *** таможенный пост обратился гражданин *** ФИО4 с заявлением о выдаче 15 международных почтовых отправлений (МПО), направленных по месту нахождения адресата в соответствии п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, по причине возможной пересылки коммерческих партий товаров с таможенными уведомлениями: ***, из мест международного почтового обмена (ММПО) общим весом *** С заявлением на *** таможенный пост ФИО4 были представлены *** уведомлений на *** международных почтовых отправлений. Другие документы не предоставлялись. Так же от ФИО4 было получено объяснение от *** об обстоятельствах ввоза товаров для личного пользования.

*** таможенный пост письмом от ***№*** «О совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО» ФИО4 направлен запрос в соответствии с п. 1 ст. 340 ТК ЕАЭС о предоставлении следующих документов:

- оригиналы заявлений о выдаче международных почтовых отправлений (далее МПО) с указанием наименования, количества, стоимости и весовых характеристиках пересылаемых товаров;

- сведения о поступлении других МПО в его адрес в период с *** по настоящее время.

- сведения об обращении в госорганы для получения статуса беженца, вынужденного переселенца.

Срок предоставления сведений и документов был установлен – *** (л.д. 149-150).

Указанным же письмом административный истец был предупрежден об административной ответственности по ч.3 ст. 16.12 КоАП РФ в случае не предоставления указанных документов для проведения таможенного контроля.

В указанный срок запрошенные документы не были представлены ФИО4 в таможенный орган.

*** таможенный пост с письмом от ***№*** «О совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО» ФИО4 было отказано в пересмотре решений, принятых в ММПО о необходимости декларирования товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, с помещением товаров под одну из выбранных таможенных процедур (л.д. 151-152).

*** от ФИО4 в адрес *** таможенного поста поступили два письма, составленных *** за входящим №*** и №*** (л.д. 153-159, 160-173).

Как следует из указанных писем, ФИО4 в ответ на запрос указал перечень товаров пересылаемых в его адрес в международных почтовых отправлениях с указанием наименования, количества, стоимости и весовых характеристиках пересылаемых товаров, а так же приложил документы об обращении в ОМВД России по *** о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявление о признании иностранного гражданина носителем русского языка. Какие-либо документы, свидетельствующие о намерении лица переселиться на постоянное местожительства в Российскую Федерацию отсутствовали. (л.д. 160-161, 174-175).

Кроме прочего, административным истцом была приложена выписка из Единого государственного реестра прав, подтверждающая наличие права собственности ФИО4 на жилое помещение, расположенное на территории Российской Федерации, а именно по адресу ***. (л.д. 164-165).

Вместе с тем документы, подтверждающие статус беженца либо вынужденного переселенца, дающие возможность для беспошлинного получения МПО, ФИО4 в таможенный орган представлены не были.

Поскольку указанные документы были направлены через почтовое отделение связи в таможенный орган до ***, дело об административном правонарушении по факту не предоставления в таможенный орган в установленный срок истребованных сведений, в отношении ФИО4 не возбуждалось.

Указанные письма ФИО4 рассмотрены *** таможенным постом Мурманской таможни.

В ответ на обращения ФИО4 *** таможенным постом Мурманской таможни в адрес административного истца направлено уведомление от ***№*** «О совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО» о рассмотрении его обращений от *** и о том, что для получения международных почтовых отправлений, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов ФИО4 необходимо представить на *** таможенный пост документы подтверждающие статус беженца, вынужденного переселенца. В случае отсутствия указанных документов, он может обратиться на *** таможенный пост с заявлением о получении разрешения на временное хранение посылок в отделении почтовой связи ***, после получения документов, подтверждающих статус беженца, вынужденного переселенца, ФИО4 необходимо предоставить эти документы на *** таможенный пост для выдачи МПО (л.д. 180-182).

Указанные документы ФИО4 на *** таможенный пост и в Мурманскую таможню не были предоставлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к мнению, что начальником *** таможенного поста ФИО2 правомерно были расценены доводы ФИО4 как лица претендующего на получение статуса беженца, а в дальнейшем и освобождения от уплаты таможенных пошлин при получении МПО, поскольку об этом свидетельствовали копии документов (обращение в ОМВД России по *** о признании иностранного гражданина беженцем) приложенные ФИО4 к письму от *** (л.д. 160-161, 174-175), а также с учетом причин, указанных ФИО4 как причин послуживших основанием для переезда в Россию.

Фактически, ФИО4 изъявил желание получить статус беженца в Российской Федерации, расценивать иначе представленные документы таможенный орган был не уполномочен, каких-либо сведений, позволяющих полагать, что требование об освобождении от уплаты пошлин заявлено по иному основанию – не имелось. Намерения об оплате пошлин заявитель не высказывал, какой-либо расчет платежей или документ подтверждающих их оплату не представил, за разъяснениями не обращался.

В соответствие с п. 1 ст. 52 ТК ЕАЭС Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Требований об уплате таможенных пошлин, налогов должностными лицами *** таможенного поста ФИО4 не выставлялось.

В письме *** таможенного поста от *** ФИО4 был проинформирован о стоимостных, весовых и количественных нормах, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» при ввозе товаров для личного пользования в общеустановленном порядке (в случаях, когда льготы, связанные с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не применяются), а так же об условиях ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, довод административного истца, о том, что таможенный орган не представил расчет подлежащих уплате пошлин, в связи с чем последний не имел возможности их оплатить, суд находит необоснованным, поскольку указанная обязанность по расчету пошлин и налогов лежит на самом плательщике.

Как усматривается из материалов дела, ФИО4 не согласившись с действиями должностных лиц таможенного органа, ФИО4 обратился с жалобой от *** на решение, действия таможенных органов, адресованной на имя начальника *** таможенного поста, которая в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 288 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была перенаправлена для рассмотрения по существу в Мурманскую таможню (л.д. 183-184).

В жалобе ФИО4 приводит доводы о том, что товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, предназначены для его личного пользования при осуществлении переезда на постоянное место жительства из *** в Российскую Федерацию, указывает, что все необходимые документы были им предоставлены таможенному органу, прилагает к жалобе копии документов, в подтверждение его намерения постоянно проживать в Российской Федерации, а также просит осуществить выдачу товара, необходимого для повседневной жизнедеятельности.

В обоснование своей жалобы административный истец приводит довод относительно прилагаемых к жалобе копий документов, которые, по его мнению подтверждают статус беженца, а именно свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу серии СБ №***, а также письмо ОМВД России по *** от ***№*** о рассмотрении заявления ФИО4 (л.д.185-187).

Решением *** Мурманской таможни ФИО1 от ***№*** в удовлетворении жалобы ФИО4 было отказано, согласно выводам которого действия должностных лиц *** таможенного поста, выразившегося в запросе документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования, пересылаемого через таможенную границу Евразийского экономического союза в МПО, признаны правомерными по мотиву не предоставления ФИО4 документов подтверждающих статус беженца или вынужденного переселенца.

Основания и порядок признания лица беженцем на территории РФ определен Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах».

Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» регламентирован порядок признания лица беженцем, который предусматривает, в том числе, обращение лица с ходатайством о признании беженцем, выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу и завершается выдачей удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы.

Аналогичные нормы содержатся в Законе РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Кроме того, в соответствие со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом подтверждающим право иностранного лица на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию является - вид на жительство.

При таком положении, суд соглашается с позицией стороны административных ответчиков, в части того, что на момент поступления МПО на *** таможенный пост статус ФИО4 как беженца или вынужденного переселенца, а равно и как лица имевшего намерение постоянного проживания на территории Российской Федерации не был подтвержден. Таможенный орган не имел оснований, для освобождения административного истца от уплаты таможенных пошлин и налогов, равно как для выпуска МПО.

Таким образом, проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства и приведенные выше положения таможенного законодательства, прихожу к выводу, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, предоставленных положениями международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

В силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена совокупность обстоятельств, при которых по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, а именно не соответствие оспариваемого действия (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что незаконных действий административными ответчиками допущено не было, заявителем в настоящем случае не представлены доказательства того, что оспариваемое решение таможенного органа не соответствуют нормам таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь стст. 175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО4 к Мурманской таможне, *** Мурманской таможни ФИО1, *** таможенного поста ФИО2 об оспаривании решения Мурманской таможни от ***№*** - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до вступления его в законную силу.

Судья Ю.В. Кутушова