ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3058/18 от 18.09.2018 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а- 3058/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 18 сентября 2018 года

Октябрьский районный суд города Кирова в составе председательствующего судьи Гродниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Левановой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Главного управления МЧС России по Кировской области к УФССП России по Кировской области, МРО СП по УФССП России по Кировской области, судебному приставу-исполнителю МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление МЧС России по Кировской области обратилось с вышеуказанным административным исковым заявлением в суд, указав в обоснование своих требований, что постановлением судебного пристава-исполнителя МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО2 от 27.04.2017 <данные изъяты> возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу Октябрьского районного суда г. Кирова <данные изъяты> от 11.04.2018 о возложении обязанности на Главное управление МЧС России по Кировской области совершить действия, направленные на утилизацию в установленном законом порядке, контрольно-измерительного прибора, расположенного на территории промышленной площадки ООО «Соната» по адресу: <данные изъяты> Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 11.04.2018 суд обязал Главное управление совершить действия, направленные на утилизацию в установленном законом порядке контрольно-измерительного прибора, расположенного на территории промышленной площадки ООО «Соната» по адресу: <данные изъяты> Каких-либо разъяснений в отношении способа исполнения решения суда (конкретных действий, которые нужно совершить для утилизации контрольно-измерительного прибора) не давалось. Главное управление МЧС России по Кировской области не наделено полномочиями по обеспечению и проведению работ по утилизации радиоактивных источников. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» - это единственная уполномоченная организация, осуществляющая утилизацию радиоактивных источников. В соответствии с территориальным делением утилизацию радиоактивных предметов, находящихся на территории Кировской области, осуществляет Казанское отделение филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО». Главным управлением МЧС России по Кировской области с целью скорейшего исполнения решения суда произведены письменные обращения на включение в плановые мероприятия по утилизации контрольно-измерительного прибора ( от 27.04.2018, 25.05.2017) в филиале «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО». В ответ филиал «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО» от 30.05.2018 № 214-3р/5894 пояснил, что заявка Главного управления включена в список заявок, предлагаемый филиалом «Приволжский территориальный округ» для исполнения в 2018 году. Следующим этапом будет утверждение заявки в приказе Госкорпорации «Росатом». Работа планируется не ранее августа 2018 года. 31.08.2018 заключен Государственный контракт на выполнение работ за счет субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами с Казанским отделением филиала «Приволжский территориальный округ» федерального государственного унитарного предприятия «РосРАО», которое осуществляет полномочия и функции органа государственного управления в области с радиоактивными отходами (п. 27 ст. 7 Федеральный закон от 01.12.2017 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»). Государственным контрактом № ТО2-2/Д1Д3/15/18 Главное управление МЧС России по Кировской области (Заказчик) обязалось передать радиоактивные отходы, а Казанское отделение филиала «Приволжский территориальный округ федерального государственного унитарного предприятия «РосРАО» (Исполнитель) обязалось принять РАО в соответствии с годовым планом работ (приказ Госкорпорации «Росатом» от 16.02.2018 № 1/174-П-дсп «О предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическим лицам на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами в 2018 году») и обеспечить безопасное обращение с ними включая передачу на захоронение, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Выезд специального автотранспорта для проведения утилизации запланирован на 3-7 сентября 2018 года. Таким образом, все необходимые возможные (зависящие от Главного управления) меры для выполнения обязательств по совершению действий, направленных на утилизацию в установленном законе порядке контрольно-измерительного прибора Главным управлением МЧС России по Кировской области были приняты. Дальнейшие действия, направленные на утилизацию прибора, не зависят от Главного управления. На основании исполнительного документа Главным управлением МЧС России по Кировской области произведены письменные обращения, рабочая встреча с судебным приставом-исполнителем ФИО1 с пояснениями уважительности причин неисполнения обязательства в срок, установленный для добровольного исполнения. В связи с невозможностью исполнения обязательства Главное управление МЧС России по Кировской области 23.07.2018 обратилось в Октябрьский районный суд г. Кирова с заявлением об отсрочке исполнения решения судебного решения по делу № 2-745/2018. Информация о подаче заявления в суд была предоставлена судебному приставу-исполнителю 23.07.2018, а также 02.08.2018 с отметкой о принятии Октябрьским районным судом г. Кирова. 10.08.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Главного управления МЧС России по Кировской области исполнительского сбора в размере 50000 руб. Считают, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.08.2018 незаконным, нарушающим права и интересы Главного управления, так как необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок для решений, подлежащих немедленном исполнению. Должником были представлены все необходимые документы, являющиеся предметом исполнения, о чем судебный пристав-исполнитель был заблаговременно предупрежден. В действиях ГУ отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, просят суд освободить Главное управление МЧС России по Кировской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., наложенного судебным приставом-исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области от 10.08.2018 <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель административного истца Главного управления МЧС России по Кировской области по доверенности ФИО3 требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении в полном объеме. Дополнительно пояснила, что до момента утилизации объекта излучения, он был помещен в специальный бокс, исключающий возможность причинения вреду здоровью людей. В настоящее время решение суда исполнено.

Представитель административного ответчика УФССП России по Кировской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, так как срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 31.05.2018. Доводы, административного истца на то, что субсидии предоставляются ежегодно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, считают не обоснованными. Отсутствие бюджетного финансирования достаточного для исполнения решения суда, само по себе не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения. Поэтому не исключает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа и не может служить основанием освобождения его от уплаты исполнительского сбора. Должник был уведомлен в постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании с него исполнительского сбора, в случае неисполнения требований исполнительного документа в течение срока для добровольного исполнения. Таким образом, полагают, что взыскание исполнительского сбора является мерой ответственности за неисполнение требований исполнительного документа после истечения срока для добровольного исполнения, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства. При таких обстоятельствах, считают, что оснований для удовлетворения заявления об освобождении от уплаты исполнительского сбора не имеется.

Судебный пристав-исполнитель МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судбеного заседания уведомлена надлежащим образом.

Заинтересованные лица – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ООО «Соната», министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, Управление Роспотребнадзора по Кировской в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении не представили.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Город Киров» по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержал заявление Главного управления МЧС России по Кировской области, суду показал, что в установленный срок все действия административным истцом были выполнены, решение суда на момент рассмотрения дела исполнено, в связи с чем просит суд заявление Главного управления МЧС России по Кировской области удовлетворить и освободить ГУ МЧС России по Кировской области от исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 112 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.

Согласно Постановлению Конституционного суда № 13-П от 30.07.2001 года основанием освобождения должника от уплаты исполнительского сбора являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 11.04.2018 исковые требования прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ГУ МЧС России по Кировской области, Межрегиональному ТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании вещи бесхозяйной, обязании утилизировать удовлетворены в полном объеме.

Суд признал движимое имущество - контрольно-измерительный прибор, имеющий цилиндрическую форму, высоту и диаметр по 10 см., с цифрами желто-белого цвета на циферблате, содержащий радиоактивные вещества, находящегося на территории промышленной площадки ООО «Соната» по адресу: <данные изъяты>, бесхозным, обратил в собственность Российской Федерации и обязал Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области совершить действия, направленные на утилизацию в установленном законом порядке вышеуказанного контрольно-измерительного прибора. Данное решение суда обращено к немедленному исполнению.

На основании данного решения суда судебным приставом-исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО2 в отношении ГУ МЧС России по Кировской области возбуждено исполнительное производство от 27.04.2017 <данные изъяты>.

27.04.2018 и 25.05.2017 ГУ МЧС России по Кировской области в ФГУП «РосРАО» подана заявка на включение в плановые мероприятия по утилизации контрольно-измерительного прибора.

30.05.2018 г. в ответе на заявку разъяснено, что ориентировочный срок проведения работ при заключении договора на утилизацию - август 2018 (л.д. 11). На период с 25 мая 2018 г. по 25 июля 2018 г. деятельность ФГУП «РосРАО» приостановлена в связи с проведением чемпионата мира по футболу, о чем издан приказ № 214-1/246-П от 08.05.2018 г.

28.05.2018 ГУ МЧС России по Кировской области обратилось к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1 с заявлением о приостановлении исполнительного производства <данные изъяты> от 27.04.2018 (л.д. 14).

04.06.2018 Главное управление МЧС России по Кировской области обратилось с заявлением к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1 о принятии всех необходимых мер для выполнения обязательств по совершению действий, направленных на утилизацию в установленном порядке контрольно-измерительного прибора (л.д. 16).

20.06.2018 Главное управление МЧС России по Кировской области обратилось к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1, о приостановлении исполнительного производства <данные изъяты> от 27.04.2018 (л.д. 17-18).

25.06.2018 в связи с подачей должником заявления в Октябрьский районный суд г. Кирова судебным приставом-исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1 вынесено постановление об отложении исполнительных действий по исполнению исполнительного производства № 20416/18/430001-ИП от 27.04.2018 на срок с 25.06.2018 по 09.07.2018 включительно (л.д. 13).

26.06.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1 в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства <данные изъяты> до 01.08.2018 ГУ МЧС России по Кировской области было отказано (л.д. 12).

04.07.2018 определением Октябрьского районного суда г. Кирова в приостановлении исполнительного производства <данные изъяты> от 27.04.2018, возбужденное судебным приставом-исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области на срок до 01.08.2018 ГУ МЧС России по Кировской области отказано.

10.07.2018 апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда решение Октябрьского районного суда от 11.04.2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГУ МЧС России по Кировской области - без удовлетворения.

19.07.2018 г. Главное управление МЧС России по Кировской области обратилось к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО1 с заявлением о наличии объективно непредотвратимых обстоятельств, непреодолимых препятствий для исполнения решения суда (л.д. 19-20).

23.07.2018 г. Главное управление МЧС России по Кировской области обратилось в Октябрьский районный суд г. Кирова с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения (л.д. 22).

28.08.2018 г. определением Октябрьского районного суда отказано в удовлетворении заявления ГУ МЧС Росси по Кировской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Октябрьского районного суда г. Кирова от 11.04.2018 г. по иску прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц.

10.08.2018 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области вынесено постановление о взыскании с ГУ МЧС России по Кировской области исполнительского сбора в размере 50000 руб., поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа должником не исполнены.

31.08.2018 во исполнение судебного акта между ГУ МЧС России по Кировской области и ФГУП «РосРАО» заключен государственный контракт № ТО2-2/Д1Д3/15/18 на выполнение работ за счет субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами.

Согласно п. 1.1 Государственного контракта от 31.08.2018 ГУ МЧС России по Кировской области обязалось передать радиоактивные отходы, а Казанское отделение филиала «Приволжский территориальный округ» федерального государственного унитарного предприятия «РосРАО» обязалось принять РАО в соответствии с годовым планом работ (приказ Госкорпорации «Росатом» от 16.02.2018 № 1/174-П-дсп «О предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическим лицам на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами в 2018») и обеспечить безопасное обращение с ними, включая передачу на захоронение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании письма Казанского отделения филиала «Приволжский территориальный округ ФГУП «РосРАО» от 28.08.2018 установлено, что выезд специального автотранспорта для проведения утилизации запланирован на 3-7 сентября 2018 (л.д. 26-37).

12.09.2018 согласно акту приема–передачи РАО в соответствии с договором от 31.08.2018 № ТО2-2Д1Д3/15/18 ГУ МЧС России по Кировской области передало ФГУ «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», а ФГУП «РосРАО» получило отработавшие закрытые радионуклидные источники ионизирующего излучения (ОЗРИ). РАО приняты на промежуточное хранение в Казанское отделение филиала «Приволжский территориальный округ «ФГУП РосРАО» (код ОКПО 89867306 в СГУК РФ и РАО 16019) и поставлены ФГУП «РосРАО» на государственный учет в систему государственного учета и контроля РВ и РАО.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административным истцом, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения от 11.04.2018, в настоящее время решение суда исполнено, суд приходит к выводу о необходимости применения п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» и освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Освободить Главное управление МЧС России по Кировской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области <данные изъяты> от 10.08.2018г.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Гродникова

Мотивированное решение

изготовлено 24.09.2018