ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3058/19 от 31.05.2019 Раменского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2019 года г. Раменское

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.

При секретаре Парамоновой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-3058/2019 г по административному иску Алиева Н. Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Алиев Н.Ф. обратился с иском к Управлению Росреестра по МО, которым просил:

- признать незаконным решение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 18.01.2019 г об отказе в осуществлении кадастрового учета и решение от 18.02.2019 г об отказе в государственной регистрации жилого дома общей площадью 543.9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть вопрос об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации жилого дома общей площадью 543.9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>

В обоснование административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>

Земельный участок выделен для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем. 03.11.2018 г административным истцом ответчику было подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права на жилой дом общей площадью 543.9 кв.м. 16.11.2018 г ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в связи с отсутствием в техническом планом необходимых сведений. 01.02.2019 г истец представил необходимые сведения с устранением ошибок. 18.01.2019 г ответчиком принято решение об отказе государственном кадастровом учете недвижимого имущества и 18.02.2019 об отказе в государственной регистрации права на жилой дом, в связи с не устранением в установленный срок причин препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации права на жилой дом. Данный отказ нарушает права истца как собственника объекта недвижимости. Правовых оснований для отказа не имелось.

В судебное заседание истец не явился, представитель по доверенности Хаджиев С.Х., который просил административный иск удовлетворить. Пояснил, что в представленном уведомлении о приостановлении не указаны конкретные причины, которые необходимо устранить. Истец не обладает специальными познаниями и не мог устранить причины, которые послужили отказом.

Административный ответчик Управление Росреестра по МО - явилась представитель Евсеева Н.А., которая в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности от 16.11.2018 г. было направлено в адрес истца по электронной почте. В данном приостановлении указано на нарушение требований в подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, каталог координат составлен неверно. Для устранения нарушений истцу следовало обратиться к кадастровому инженеру. Так в составленном техническом плане имеется два контура сплошной и пунктирный, в результате чего образуется пересечение. В техническом плане должен иметься только один контур. Кроме того в техническом плане не указано РФ и наименование-сельское поселение. В данном случае истцом представлены документы не нежилой дом, а на гостиничный комплекс, который состоит из нескольких комнат, каждая из комнат имеет свой санузел. На основании декларации гражданин не праве регистрировать гостиничный комплекс, поскольку в данном случае усматривается коммерческая деятельность.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

В предмет доказывания по делам об оспаривании решений, действий бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также по делам об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) входит согласно ст. 226 КАС РФ:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца и лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее исковое заявление.

2) соблюдены ли сроки обращения в суд.

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Алиев Н.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>ю 1519 кв.м., категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации в нем.

03.11.2018 г административным истцом ответчику было подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права на жилой дом общей площадью 543.9 кв.м. В заявлении указан способ получения документов – лично в многофункциональном центре по месту предоставления документов.

16.11.2018 г ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в связи с отсутствием в техническом плане необходимых сведений, каталог координат указан неверно.

В данном отказе не указаны конкретные нарушения составления технического плана и отсутствуют конкретные ссылки на неверные координаты. Какие либо иные основания приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права в данном отказе отсутствуют.

В материалы дела доказательств направления и получения истцом уведомления от 16.11.2018 г лично в многофункциональном центре также отсутствуют.

18.02.2019 г ответчиком вынесен отказ в осуществлении кадастрового учета и 18.01.2019 г отказ регистрации жилого дома, которые оспариваются административном истцом.

В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (в ред. от 28.02.2018 г.) "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

В отношении выводов заинтересованного лица о том, что представленный технический план не соответствует требованиям действующего законодательства, следует отметить следующее.

В уведомлении от 19.02.2019 г об отказе в снятии приостановления заинтересованное лицо перечислило многочисленные требования к Техническому плану, установленные Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, однако не было указано, какой из документов технического плана не соответствует конкретному требованию.

В соответствии с п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.

Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.

Перечислении ответчиком нормативных требований к техническому плану, без указания на конкретные нарушения, нельзя считать законным и обоснованным основанием для отказа в совершении оспариваемых действий.

Отказ осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права влечет для заявителя ущемление прав заявителя в части ограничений права владения, пользования и распоряжения построенным объектом.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости при поступлении документов для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

В соответствии со ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).

В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Поскольку оспариваемые решения нарушают права и законные интересы заявителя, а также создают истцу препятствия для осуществления прав собственника, то административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 174-175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Алиева Н. Ф. - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 18.01.2019 г об отказе в осуществлении кадастрового учета и решение от <дата> об отказе в государственной регистрации жилого дома общей площадью 543.9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть вопрос об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации жилого дома общей площадью 543.9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья

Решение в окончательной форме изготовлено 07.06.2019 г.