ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3058/2023 от 07.08.2023 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

КОПИЯ

Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2023 года

№ 2а-3058/2023

66RS0006-01-2023-000110-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 июля 2023 года г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Парамоновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой М.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Мамуркову Валерию Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

13 января 2023 года Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Мамуркову В.А. (ИНН ) о взыскании в пользу федерального бюджета недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 10 956,20 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен АО «ВУЗ-банк».

Представитель административного истца, административный ответчик, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в налоговый орган от налогового агента АО «ВУЗ-банк» поступила справка от 26 февраля 2021 года о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ за 2020 год, согласно которой Мамурков В.А. получил иной доход (код дохода 4800) на общую сумму 87 582,62 руб. Исчисленная, но не удержанная налоговым агентом сумма налога составила 11 368,00 руб.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление от 01 сентября 2021 года, в котором содержится расчет налога на доходы физического лица, не удержанного налоговым агентом (л.д.12-13).

В связи с тем, что налог на доходы физического лица Мамурков В.А. в установленный законом срок не был уплачен добровольно, налоговым органом выставлено и направлено должнику требование по состоянию на 115 декабря 2021 года об уплате налога в размере 10 956,20 руб. Должнику предложено уплатить задолженность в срок до 08 февраля 2022 года (л.д. 14-16).

Требование должником не было исполнено, в связи с чем налоговый орган 31 марта 2022 года направил заявление № 1032 о вынесении судебного приказа о взыскании с Мамуркова В.А вышеуказанной задолженности.

07 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга, и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга, вынесен судебный приказ № 2а-1219/2022 о взыскании с Мамуркова В.А. налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации на доходы физических лиц за 2020 год в размере 10 956,20 руб.

Определением от 15 июля 2022 года судебный приказ № 2а-1219/2022 года отменен, в связи с поступившими возражениями должника.

Настоящее административное исковое заявление административным истцом подано в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга 13 января 2023 года.

Согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» названного Кодекса.

Статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей (пункт 1).

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (пункт 2).

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивают налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обложения налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 статьи 223 Кодекса, дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

В этой связи специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации применяется, только в том случае, если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.

В случае прекращения обязательства физического лица - должника перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет право требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности.

При этом дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (в частности, отступное, судебное решение, соглашение о прощении долга).

Согласно статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора (пункт 1).

Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга (пункт 2).

Если списание безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не связано с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, то указанная в подпункте 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации дата не является для такого налогоплательщика датой фактического получения дохода в целях обложения НДФЛ. Данная позиция отражена в Письмах Минфина России от 17 апреля 2018 года № 03-04-06/25688, от 30 января 2018 года № 03-04-07/5117 (направлено Письмом ФНС России от 08 февраля 2018 года № ГД-4-11/2419@).

Из обстоятельств дела следует, что 21 февраля 2020 года между АО «ВУЗ- банк» и Мамурковым В.А. были заключены кредитный договор № от 15 февраля 2019 года (дата закрытия 21 февраля 2020 года) и № от 21 февраля 2020 года.

21 февраля 2020 года при подписании кредитного договора № от 21 февраля 2020 года Мамурковым В.А. была подписана Памятка клиенту при подписании соглашения о погашении задолженности, согласно которой банк уведомил клиента о процедуре прошения долга, с указанием, что сумма дохода составила 87 582,62 руб., сумма исчисленного, но не удержанного налога на доходы физических лиц в виде процентов и иных платежей составила 11 386,00 руб.

26 февраля 2021 года банком сформирована справка о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год, которая была направлена в адрес налогового органа.

Таким образом, с учетом отсутствия уведомления банка о необходимости погашения Мамурковым В.А. задолженности по кредитному договору, решения правления банка о списании имеющейся задолженности, отсутствии доказательств получения дохода в заявленном банком размере, суд приходит к выводу, что у Мамуркова В.А. не возник доход в размере 87 582,62 руб., в виду отсутствия у него экономической выгоды в заявленном размере.

Поскольку отсутствуют доказательства списания безнадежного долга с баланса банка, которое не является взаимозависимым лицом по отношению к Мамуркову В.А., связанное с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, доказательства фактического получения административным ответчиком дохода в целях обложения налогом на доходы физических лиц отсутствуют.

В таком случае обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогового агента не возникает, а у Мамуркова В.А. не возникло дохода в размере 87 582,62 руб.

Кроме того в соответствии с пунктом 3 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации АО «ВУЗ-банк» каких-либо соглашений, свидетельствующих о прекращении долговых обязательств, не подписывал, уведомлений о прощении долга в его адрес не направлял. Доказательств обратного суду не представлено, судом также данные обстоятельства не установлены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

При прощении штрафов, пеней и прочих санкций, даже если они прямо предусмотрены кредитным договором, дохода у физического лица не возникает автоматически. Суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, прощенных кредитором, являются доходом должника только в случае признания их должником или их присуждения на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Из указанного следует, что для признания прощеного долга, состоящего из суммы прощеных пеней и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредитором, доходом необходимо, чтобы эти санкции были признаны должником или присуждены решением суда, вынесенным в пользу банка (кредитной организации).

Признание санкций должником может подтверждаться любым способом, явно свидетельствующим об этом признании, только в таком случае у банка (кредитной организации) будут возникать обязанности налогового агента.

Прощение санкций, не признанных должником и не присужденных судом, не будет свидетельствовать о возникновении у должника дохода. Наличие в договоре пунктов о штрафных санкциях определяет лишь наличие возможности привлечения должника к ответственности.

Следовательно, если должник не признал суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также если отсутствует судебное решение об их присуждении, то у него не возникает экономической выгоды в случае прощения их кредитором и, соответственно, такие суммы не являются доходом должника и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Мамурков В.А. признал начисленные банком сумму в размере 87 582,62 руб., и отсутствует решение суда о взыскании в размере, исчисленном кредитной организацией. Представленная памятка клиенту, подписанная в день заключения кредитного договора 21 февраля 2020 года, в том числе и по ранее возникшим, не подтверждает.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административным истцом в нарушение части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в виду отсутствия оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Мамуркову Валерию Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья (подпись) М.А. Парамонова

Копия верна.

Судья