Дело № 2А-3059/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 27 мая 2019 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Егай Н.Р.,
с участием: представителя административного истца: помощника прокурора города Хабаровска Дмитриевой О.В.; представителя ответчика администрации города Хабаровска ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска о признании недействующими п. 5.11 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление файловой копии цифрового плана для выполнения инженерно-геодезических изысканий», утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности в течение месяца со дня
вступления решения суда в законную силу привести указанный административный
регламент в соответствие действующему законодательству Российской Федерации, об указании на опубликование решения суда или сообщения о его
принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в
законную силу в официальном печатном издании органа местного
самоуправления согласно требованиям п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ,
установил:
прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска о признании недействующими п. 5.11 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление файловой копии цифрового плана для выполнения инженерно-геодезических изысканий», утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести указанный административный регламент в соответствие действующему законодательству Российской Федерации, об указании на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления согласно требованиям п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Хабаровска в <данные изъяты> проведен мониторинг муниципальных правовых актов, административных регламентов предоставления муниципальных услуг, по результатам которого выявлены отдельные правовые акты, требующие приведения их в соответствие федеральному законодательству. При изучении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление файловой копии цифрового плана для выполнения инженерно-геодезических изысканий», утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что в нем отсутствует норма, предусмотренная ч. 9 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которая устанавливает, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры. Ссылка на ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, содержащаяся в п. 5.9 административного регламента №, касается только порядка дачи ответа заявителю на жалобу, но не определяет действия должностного лица, ее рассмотревшего, при выявлении признаков состава административного правонарушения или преступления. ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Хабаровска на административный регламент № принесен протест. ДД.ММ.ГГГГ на протест дан ответ, согласно которому требования прокурора отклонены. В обоснование позиции администрации города Хабаровска указано, что приведение муниципального правового акта в соответствие федеральному законодательству не требуется, поскольку в п. 5.11 административного регламента № указано, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, рассматривающее жалобу в соответствии с пунктом 5.3 настоящего административного регламента, принимает меры в соответствии с законодательством. С такими выводами прокурор не согласился. Частью 9 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена норма, согласно которой в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры. Вместе с тем, п. 5.11 административного регламента № не воспроизводит норму, закрепленную ч. 9 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, в связи с чем, ей противоречит. На основании изложенного, учитывая, что действие административного регламента № рассчитано на неоднократное применение, а наличие в нем положений, противоречащих федеральному законодательству, может повлечь нарушение прав и законных интересов получателей муниципальной услуги.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен Департамент Архитектуры Строительства и Землепользования администрации города Хабаровска.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, изменений не имел, обстоятельства, на которых заявлены исковые требования, поддержал. С возражениями ответчика не согласился, считает его доводы необоснованными, подлежащими отклонению.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которых поддержал. Считает, что администрацией города Хабаровска требования действующего законодательства, указанного истцом в иске, не нарушены.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, неявка которого не препятствует рассмотрению дела по существу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения; стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.
Разработку проекта административного регламента согласно ст. 13 указанного Федерального закона осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента) (ч. 1). Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (ч. 15).
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено право заявителей при получении государственных и муниципальных услуг на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Статьей 11.2 указанного Федерального закона установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч. 9 названной статьи Закона, в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При рассмотрении дела установлено, что постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление файловой копии цифрового плана для выполнения инженерно-геодезических изысканий».
Полагая, что отдельные положения указанного нормативного правового акта противоречат действующему федеральному законодательству, прокурор города Хабаровска в адрес администрации города Хабаровска принес протест с требованием о приведении указанного акта в соответствие с действующим законодательством, указав, что утвержденный административный регламент не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности в нем отсутствует норма, предусмотренная ч. 9 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которая устанавливает, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Администрация города Хабаровска отказала прокурору в удовлетворении требований, изложенных в протесте, что послужило основанием для обращения прокурором с настоящим заявлением в суд.
Пункт 5.11 оспариваемого административного регламента содержит указание на то, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления
должностное лицо, рассматривающее жалобу в соответствии с пунктом 5.3
настоящего административного регламента, принимает меры в соответствии
с законодательством.
Подпунктом «е» пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Принимая во внимание, что п. 5.11 административного регламента устанавливает однозначную обязанность лица, рассматривающего жалобу в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления принимать меры в соответствии с законодательством, а в силу действия Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, должностным лицом применяются меры установленные ч. 9 ст. 11 настоящего Закона - незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры, отсутствие в п. 5.11 административного регламента указания на незамедлительное направление имеющихся материалов в органы прокуратуры, само по себе не может нарушать либо ограничивать право заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг.
Сам по себе факт отсутствия указанной информации в п. 5.11 административного регламента, при наличии указания на принятие мер в соответствии с законодательством, не означает несоответствие данного пункта ст.11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и не нарушает права граждан.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания противоречащим закону и недействующим п. 5.11 оспариваемого административного регламента.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска о признании недействующими п. 5.11 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление файловой копии цифрового плана для выполнения инженерно-геодезических изысканий», утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, а также производные от него требования о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести указанный административный регламент в соответствие действующему законодательству Российской Федерации, об указании на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления согласно требованиям п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении заявленных административных исковых требований прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 03.06.2019.
Судья О.В. Шевцова