Дело № 2а-3059/2017 <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 сентября 2017 года город Челябинск Советский районный суд города Челябинска в составе: председательствующего судьи Волуйских И.И. при секретаре Апликаевой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска о признании незаконным отказа, возложении обязанности совершить действия, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) в котором просила признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом плане территории, выраженный в письме Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории (л.д. 35). В обоснование заявленных требований административный истец указала, ей на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, который является многоквартирным и разделен на четыре квартиры. Желая реализовать свое право на получение земельного участка под многоквартирным домом, истец обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет отказал в утверждении схемы, указав на то, что утверждение схемы под многоквартирным домом не требуется и формируется в соответствии с утвержденным проектом планировки. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку границы земельного участка под многоквартирным домом уже установлены более 15 лет и разделены с другими с аналогичными земельными участками на застроенной территории, а также отсутствует проект планировки территории, на которой находится многоквартирный дом. Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 на требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям. Представитель административного ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения заявленный требований, поддержал письменный отзыв. Заслушав пояснения административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства. ФИО1 на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности квартиры № расположенной в многоквартирном доме <адрес> (л.д. 37). Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ определены границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу<адрес>, в соответствии с проектом межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО <данные изъяты> ФИО1 поручено собственнику квартиры <адрес> подать в Комитет заявление об утверждении земельного участка на кадастровом плане территории с приложением необходимых документов (л.д. 7, 8-13). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных муниципальных услуг города Челябинска» с заявлением о формировании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.26). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска сообщил о том, что в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания, формирование и утверждение схемы расположения земельного участка для эксплуатации вышеуказанного многоквартирного дома не требуется. С учетом данных в ходе судебного разбирательства пояснения административного истца, административного ответчика, сложившихся публичных правоотношений, суд приходит к выводу, что в рамках настоящего дела фактически обжалуется отказ Комитета в неутверждении схемы расположения земельного участка. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Обращаясь в Администрацию с заявлением ФИО1 желала реализовать свое право как собственника квартиры в многоквартирном доме на формирование границ земельного участка под многоквартирным домом с целью дальнейшего перехода прав на данный земельный участок к правообладателям жилых помещений в данном доме. Статьей 36 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются. Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 вышеуказанной статьи). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 вышеуказанной статьи). При этом, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 № 12-П, с заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным доме вправе обратиться любой из собственников помещений в таком многоквартирном доме. Материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником квартиры №, расположенной в многоквартирном доме <адрес>, а также выбрана посредством голосования на право представления интересов жильцов многоквартирного дома, следовательно, она вправе обращаться с соответствующим заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодека РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Из описи документов, предоставленных в МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных муниципальных услуг города Челябинска» суд усматривает, что ФИО1 вместе с заявлением о формировании и утверждении схемы расположения земельного участка представила схему расположения земельного участка, а также межевой план (л.д. 25, 38-45, 46). Абзацем 3 пункта 11 стать 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними. Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. В пункте 16 вышеуказанной статьи приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. При этом согласно пункту 17 вышеуказанной статьи в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения. Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что соотношение проекта межевания территории и схемы расположения конкретного земельного участка представляет собой соотношения общего и частного. При этом, в случае если схема расположения земельного участка утверждена ранее чем проект межевания территории, то участок формируется согласно утвержденной схемы, а не проекта межевания территории. Таким образом, при подготовке проекта межевания территории должны учитываться границы ранее сформированных участков по схемам расположения земельных участков. Проект межевания территории, согласно статье 41 Градостроительного кодекса РФ, представляет собой разновидность документации по планировке территории. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Учитывая данное положение закона, вопрос об утверждении проекта межевания территории относится исключительно к дискретным полномочиям органа местного самоуправления. Таким образом, вопрос о формировании земельного участка под многоквартирным домом поставлен в зависимость от принятия такого решения органом местного самоуправления, что в случаи затягивания данного процесса существенно препятствует гражданам в реализации их законным жилищных прав и приводит к тому, что земельный участок не формируется ни как объект гражданских прав ни как объект налогообложения. Как уже отмечалось ранее, закон допускает возможность утверждения схемы расположения земельного участка, в случае если для соответствующей территории не утвержден проект межевания. Данное действие не послужит в будущем препятствием для утверждения проекта территории, в ходе которого также должны будут учтены ранее сформированные земельные участки. Учитывая изложенное, суд находит незаконным отказ Комитета в части не утверждения схемы расположения земельного участка под многоквартирным № по <адрес>, мотивы и основания которого изложены в письме от ДД.ММ.ГГГГ№. Надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными статье 11.10 Земельного кодекса РФ. Данная обязанность будет предполагать совершение Комитетом действий по определению границ земельного участка под многоквартирным домом с последующим утверждением схемы расположения земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по формированию и утверждению схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом № № по <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным № по <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными статье 11.10 Земельного кодекса РФ. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий: <данные изъяты> Волуйских И.И. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |