Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 августа 2018 года
Приволжский районный суд <адрес> в составе: судьи Калякиной Е.В., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-305/2018 по административному иску ФИО2, ФИО1, представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетних: ФИО5ФИО6, ФИО3 и ФИО4 к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, обязании выдать акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО1, представляющая свои интересы и интересы несовершеннолетних: ФИО5, ФИО3 и ФИО4, обратились с административным исковым заявлением в суд к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, обязании выдать акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании административные истцы ФИО2 и ФИО1, административные исковые требования поддержали, в обоснование требований указали, что в собственности имеют жилой дом по адресу: самарская область <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления, <адрес> было выдано разрешение на реконструкцию указанного жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФ РФ по <адрес> были перечислены часть средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
На первую часть полученных средств материнского капитала была произведена реконструкция жилого дома, а именно: демонтированы не отапливаемые сени, на месте сеней построен пристрой, также произведены реконструкции систем отопления, канализации и водоснабжения. Для получения второй части материнского капитала истцам необходимо предоставить в Пенсионный фонд акт освидетельствования, подтверждающий проведение основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемых с привлечением средств материнского капитала.
Однако в выдаче указанного акта администрацией муниципального района <адрес> было отказано.
Истцы просят признать решение об отказе в выдаче акта освидетельствования незаконным и обязать администрацию выдать указанный акт.
Представитель административного ответчикаФИО8 в судебном заседании против административного иска возражал, просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, основывая свои возражения на том, что истцами была переоборудована «холодная» веранда в «тёплую», при этом реконструкция жилого дома произведена не была. Площадь жилого помещения увеличилась из-за того, что ранее «холодные» пристрои не включались в общую площадь жилья.
Представитель третьего лица ГУ-УПФ РФ в муниципальном районе <адрес> (межрайонное), в судебное заседание не явился, предоставлен письменный отзыв, согласно которому, принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Заслушав лиц принимавших участие при рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объёме либо по частям, в том числе в целях улучшения жилищных условий.
Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного ФЗ № 256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 вышеназванного Закона указанному лицу на
строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при предоставлении определенных документов.
В соответствии с п. 1.2 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (Приказ Минрегиона РФ от 17.06.2011 г. № 286 «Об утверждении формы документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которого общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ»).
При строительстве или реконструкции жилья за счёт средств материнского капитала обладатели соответствующего сертификата получают денежные средства частями. Первая часть перечисляется, когда получено разрешение на строительство (реконструкцию) жилья. Вторую можно получить, только подтвердив документально, что строительство действительно ведется и при этом площадь жилья, причитающегося семье, увеличивается.
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686 установлены Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного капитала).
В соответствии с данными Правилами, Акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).
Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования свидетельствуемого объекта.
По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Акт освидетельствования выдается уполномоченным органом лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителю лично под расписку либо направляется заказным письмом с уведомлением в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящих Правил.
В силу п. 5 Правилвыдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 № 686, уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Какие-либо другие основания для отказа в предоставлении документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала не установлены.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФ РФ в <адрес>ФИО1
выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> было выдано разрешение на строительство (реконструкции) жилого дома на срок десять лет (л.д. 10-12).
Исходя из отзыва ГУ УПФ РФ установлено, что часть денежных средств на оплату реконструкции индивидуального жилого дома в размере 226513 рублей получена ФИО1 (л.д. 44 – отзыв, л.д. 45 – решение, л.д. 13, 47 – платёжное поручение).
Семьей ФИО10, без привлечения строительной организации, за счёт средств материнского (семейного) капитала были проведены работы по реконструкции жилого дома, в результате чего его общая площадь увеличилась на 26,40 кв.м, за счёт оборудования жилых комнат, и составила 93 кв.м., в том числе, жилой 51,1 кв.м., а именно: согласно технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненного ООО «Центр Содействие» произведена реконструкция и переоборудование жилого дома, по адресу: <адрес>. Реконструкция заключается в следующем – демонтированы не отапливаемые сени. На месте сеней построен пристрой. Кроме того, сооружение пристроя имеет с основной частью жилого дома общую несущую стену, кровля пристроя и основной части жилого дома объединена (л.д. 18-22).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением к Главе администрации района о проведении осмотра дома и о выдаче акта освидетельствования (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района <адрес> без ссылки на п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ отказала ФИО10 в выдаче акта освидетельствования основных работ с указанием одного основания по ч. 14 ст. 1 ГрК РФ.
Но с данными решением уполномоченного органа суд согласиться не может.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкцией считается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция жилого дома - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований (Ведомственные строительные нормы «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденные Приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 250). Реконструкция жилого дома может включать в себя возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания. Как видно, реконструкцией не является перепланировка, замена пластиковых окон или ремонт жилья.
В соответствии с Законом о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, реконструкцией жилого дома считаются работы, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта должна увеличиться не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ (ч. 1.2 ст. 10 Закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей). Учётная норма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого устанавливается уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения с целью принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В каждом регионе и муниципальном образовании учетные нормы устанавливаются специальными актами, в <адрес> она составляет 14 кв.м.
Чаще всего существующая жилая площадь расширяется за счёт пристройки к дому одной или нескольких комнат либо за счёт строительства дополнительного этажа. Важно соблюсти установленные законодательством нормативы жилой площади на одного человека, которые должны не уменьшиться, а увеличиться.
Со стороны ответчика какие-либо доводы и доказательства о том, что площадь пристроя к дому, расположенному по адресу: <адрес>, по окончании реконструкции менее учётной нормы или помещение используется не для проживания, суду не представлены.
Указанные представителем ответчика сомнения в силу ст. 56 ГПК РФ должны быть устранены путём представления соответствующих доказательств, поскольку выводы суда не могут быть основаны только лишь на предположениях одной из сторон.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцами избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий, а отказ Администрации муниципального района Приволжский Самарской
области в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства носит формальный характер, поскольку противоречит целям и задачам Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановления Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686, в связи с чем, удовлетворяет заявленные административные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2, ФИО1, представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетних: ФИО5ФИО6, ФИО3 и ФИО4 к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, обязании выдать акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации муниципального района <адрес> об отказе в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, оформленное в виде письменного уведомления исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> выдать ФИО1 акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением средств материнского (семейного) капитала, в отношении жилого дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца.
Судья: /подпись/ Е.В. Калякина
Копия верна Е.В. Калякина