ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-305/19 от 25.04.2019 Уярского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2019 года г. Уяр

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Приваловой О.В.

при секретаре: Шевчук И.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Уярского района Араповой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Уяра Уярского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Уярского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Уяра Уярского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией города Уяра законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» администрацией города Уяра ежегодные планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017, 2018, 2019 годы в рамках муниципального земельного контроля не разрабатывались, с территориальными органами федеральных органов государственного земельного надзора не согласовывались, в прокуратуру района не предоставлялись. Также администрацией города Уяра проведение внеплановых выездных проверок с прокуратурой района не согласовывалось. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района неоднократно принимались меры прокурорского реагирования: 10.04.2017г., 05.09.2017г., 29.06.2018г. главе города Уяра были внесены представления с требованием устранить выявленные нарушения, однако нарушения устранены не были. Просит признать бездействие администрации города Уяра Уярского района Красноярского края, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля, незаконным и обязать администрацию города Уяра Уярского района Красноярского края организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории городского поселения, в том числе разработать проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, до 01 июня 2019 года направить проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год на согласование в территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора, до 01 сентября 2019 года направить проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год в прокуратуру Уярского района Красноярского края.

В судебном заседании помощник прокурора Уярского района Красноярского края Арапова М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик – представитель администрации г.Уяра Уярского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в представленном отзыве требования прокурора полагал законными и обоснованными.

Суд, с учетом мнения административного истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено осуществление муниципального земельного контроля.

Частями 1-3 статьи 72 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 марта 2016 года № 86-п, муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок (документарных и (или) выездных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление муниципального контроля устанавливается указанным Федеральным законом.

Частью 3 статьи 9 Федерального закона №294-ФЗ предусмотрено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (часть 6 статьи 9 Федерального закона №294-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515, проекты ежегодных планов муниципальных проверок до их утверждения направляются органами муниципального земельного контроля на согласование в территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.

Согласно пункту 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Как установлено в судебном заседании, администрацией города Уяра ежегодные планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017, 2018, 2019 годы в рамках муниципального земельного контроля не разрабатывались, с территориальными органами федеральных органов государственного земельного надзора не согласовывались, в прокуратуру района не предоставлялись, проведение внеплановых выездных проверок с прокуратурой района не согласовывалось. 10.04.2017г., 05.09.2017г., 29.06.2018г. главе города Уяра были внесены представления прокурора с требованием устранить выявленные нарушения, однако нарушения устранены не были, что свидетельствует о бездействии администрации города Уяра по осуществлению муниципального земельного контроля.

Неосуществление муниципального земельного контроля не позволяет своевременно выявить и устранить нарушения земельного законодательства, восстановить нарушенные права граждан в указанной сфере, а также предотвратить указанные нарушения. Несогласование ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с территориальными органами федеральных органов государственного земельного надзора может повлечь нарушение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым административное исковое заявление прокурора Уярского района удовлетворить, признать бездействие администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля незаконным и возложить обязанность устранению допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Уяра Уярского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие администрации города Уяра Уярского района Красноярского края, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля, незаконным.

Обязать администрацию города Уяра Уярского района Красноярского края организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории городского поселения, в том числе разработать проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, до 01 июня 2019 года направить проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год на согласование в территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора, до 01 сентября 2019 года направить проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год в прокуратуру Уярского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.