ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3062/19 от 19.07.2019 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2019 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре судебного заседания Емельяновой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3062/2019 по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному, транспортному налогу, пени.

В обосновании искового заявления налоговым органом указано, что ФИО1 в 2015-2016 годах владел на праве собственности земельным участком, расположенном по адресу: дп Луговое, 157 Иркутский район, 664511.

Кроме того, за ФИО1 в 2015-2016 числились транспортные средства: .... г.р.з. <Номер обезличен>(период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>), .... г.р.з. О <Номер обезличен>(период владения с <Дата обезличена> по настоящее время).

В настоящее время задолженность по налогам и пени в общей сумме составляет 4 181,49 руб., в том числе земельный налог за 2015-2016 года в сумме 2 286 руб. (налог за 2015 год- 1 143 руб., налог за 2016 год-1 143 рублей, пени – 29,48 руб.), и транспортный налог за 2015-2016 года в общей сумме 1 831 руб. (налог за 2015 год – 1 316 руб., налог за 2016 год- 515 руб., пени – 35,01 руб.) ФИО1 не погашена.

Поскольку обязанность по уплате налога ФИО1 не была исполнена, 28.12.2016, 13.02.2018 налогоплательщику направлено требования №21622, № 10256 которым предлагалось погасить задолженность, образовавшуюся по состоянию на 22.12.2016, 13.02.2018 по налогам и пени в общей размере 4 181,49 руб., в срок до 07.02.2017, 03.04.2018 соответственно.

Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 121 Свердловского района г.Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом вынесенный приказ отменен 21.12.2018 в связи с поступлением возражений ответчика.

В связи с чем, налоговая инспекция, с учетом уточненного иска просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогам и пени в общей сумме составляет 4 181,49 руб., в том числе земельный налог за 2015-2016 года в сумме 2 286 руб. (налог за 2015 год- 1 143 руб., налог за 2016 год-1 143 рублей, пени – 29,48 руб.), и транспортный налог за 2015-2016 года в общей сумме 1 831 руб. (налог за 2015 год – 1 316 руб., налог за 2016 год- 515 руб., пени – 35,01 руб.

Представитель административного истца ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении дела слушанием.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7,8,10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 45 КАС РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика по правилам, предусмотренным ст. ст. 150, 289 КАС РФ.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, материалы судебного приказа, суд приходит к выводу об обоснованности административного искового заявления и полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ст. 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обстоятельства возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога определены ст. 44 НК РФ.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в переделах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней. В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Как установлено судом из материалов дела и не опровергается стороной административного ответчика, на ФИО1 в 2015-2016 годах был зарегистрирован на праве собственности земельный участок расположенным по адресу: <адрес обезличен> кадастровый <Номер обезличен>(период владения с <Дата обезличена> по<Дата обезличена>) следовательно, в соответствии со ст. 388 НК РФ ФИО1 является плательщиком земельного налога за указанный выше период.

Также судом установлено, что ФИО1 владел в 2015-2016 транспортными средствами: ...., г.р.з. <Номер обезличен>(период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>), .... г.р.з. <Номер обезличен>(период владения с <Дата обезличена> по настоящее время), следовательно, в соответствии со ст. 357 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога.

На основании п. 3 ст. 363 налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (НК РФ в редакции, действующей на момент направления налоговых уведомлений).

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 НК РФ, личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещён на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ч. 2 ст. 11.2 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Из налогового уведомления № 6150470 от 29.07.2016 усматривается, что ФИО1 сообщалось о необходимости уплаты налогов за 2015 год в том числе: транспортный налог за зарегистрированный на нем автомобиль .... г.р.з. <Номер обезличен> в размере 1 235 рублей, а также за автомобиль .... г.р.з. <Номер обезличен> в размере 81 рубль, земельный налог за зарегистрирован на праве собственности земельный участок расположенным по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> в размере 1 143 рублей.

Налоговым уведомлением № 7609262 от 06.07.2017 ФИО1 сообщалось о необходимости уплаты налогов за 2016 год, в том числе: транспортный налог за зарегистрированный на нем автомобиль .... г.р.з. <Номер обезличен> в размере 515 рублей, а также за автомобиль .... г.р.з. <Номер обезличен> в размере 161 рубль, земельный налог за зарегистрирован на праве собственности земельный участок расположенным по адресу: <Номер обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> в размере 1143 рублей.

Налоговым уведомлением № 760926279566618 от 04.10.2017 ФИО1 сообщалось о необходимости уплаты налогов за 2015-2016 год, с учетом перерасчета по транспортному налогу по налоговым уведомления № 6150470 от 29.07.2016, № 7609262 от 06.07.2017 в следующем размере: транспортный налог за зарегистрированный на нем автомобиль ...., г.р.з. <Номер обезличен> за 2015 год в размере 1 235 рублей, за 2016 год в размере 515 рублей, а также за автомобиль .... г.р.з. <Номер обезличен> за 2015 год в размере 81 рубль, в общей сумме 1 831 рубль.

В судебном заседании установлено, что посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика ФИО1 налоговым органом направлены уведомления № 6150470 от 29.07.2016, № 7609262 от 06.07.2017, № 760926279566618 от 04.10.2017.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием № 21622 от 22.12.2016 налоговый орган предлагал ФИО1 уплатить задолженность по земельному налогу в сумме 1143 рублей, начисленные пени по земельному налогу в размере 7,62 рублей до 07.02.2017. При этом за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 5921,18 рублей, в том числе по налогам 4 846,11 рублей, которая подлежит уплате.

Согласно реестру заказных почтовых отправлений следует, что требование № 21622 от 22.12.2016 направлялось ФИО1 налоговым органом заказным письмом по адресу регистрации: <адрес обезличен>

Требованием № 10256 от 13.02.2018 налоговый орган предлагал ФИО3 уплатить задолженность по транспортному налогу в размере 1 831 рублей, пени по транспортному налогу в размере 35,01 рублей, задолженность по земельному налогу в размере 1 143 рублей, пени по земельном налогу в размере 21,86 рублей до 03.04.2018.

В судебном заседании установлено, что посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика ФИО1 налоговым органом направлено требование № 10256 от 13.02.2018.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (НК РФ в редакции, действующей на момент направления требований об уплате налога).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Как следует из административного иска и установлено в судебном заседании, требование от 10256 от 13.02.2018 ФИО4 не было исполнено.

Согласно ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п. п.2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства, для повышения эффективности и ускорения судопроизводства. Согласно действующему гражданскому процессуальному законодательству приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от искового производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Требованием № 10256 от 13.02.2018 был установлен срок исполнения до 03.04.2018, таким образом, суд приходит к выводу, что к мировому судье административный истец должен был обратиться не позднее 03.10.2018.

Из административного дела № 2а-4560/2018 по заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска о взыскании задолженности по налогу с ФИО1 путем выдачи судебного приказа следует, что истец обратился с вышеуказанным заявлением 27.11.2018.

28.11.2018 мировым судьей судебного участка № 121 Свердловского района г. Иркутска был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налога, определением мирового судьи судебного участка № 121 Свердловского района г. Иркутска от 21.12.2018 был отменен судебный приказ от 28.11.2018 о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налога.

В судебное заседание представителем ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в подтверждения, того, что срок обращения с заявление о выдаче судебного приказа не пропущен, представлен второй экземпляр заявления о вынесении судебного приказа с ФИО1, согласно которому заявление подано на судебный участок № 121 Свердловского округа г.Иркутска 17.09.2018, что подтверждается штампом судебного участка.

Таким образом, учитывая пояснения представителя административного истца ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска, а также вышеуказанную информацию, учитывая, что добросовестность сторон подразумевается, суд приходит к выводу, что срок обращения административного истца к мировому судье не пропущен, заявление о вынесении судебного приказа подано в суд 17.09.2018 года.

Учитывая, что определением мирового судьи судебного участка № 121 Свердловского района г. Иркутска от 21.12.2018 был отменен судебный приказ от 28.11.2018 о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налога, следовательно, налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа до 21.06.2019.

Настоящее административное исковое заявление ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска поступило в суд 31.05.2019, то есть в пределах установленного ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска на дату обращения с административным иском в суд не утратила право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогу и пени за спорные периоды.

Из представленного суду административным истцом расчета следует, что общая сумма задолженности ФИО1 в общей сумме 4 181,49 руб., в том числе земельный налог за 2015-2016 года в сумме 2 286 руб. (налог за 2015 год- 1 143 руб., налог за 2016 год-1 143 рублей, пени – 29,48 руб.), и транспортный налог за 2015-2016 года в общей сумме 1 831 руб. (налог за 2015 год – 1 316 руб., налог за 2016 год- 515 руб., пени – 35,01 руб.

Проверив доводы ответчика ФИО1, изложенные в возражениях на судебный приказ, поданные мировому судье, о том, что ответчик не является владельцем земельного участка, поскольку данный участок был им подарен дочери, кроме того он является пенсионером, а мощность автомобиля менее 90 л.с., о чем ответчиком сообщалось в ИФНС по Свердловскому району г. Иркутска, суд приходит к следующему выводу.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ определена такая категория налогоплательщиков, имеющих право на льготу по уплате налога на имущество физических лиц как пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Заявление о предоставлении налоговой льготы и документ о праве на льготы необходимо лично представить в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества.

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество физических лиц производится перерасчет ранее исчисленных сумм налогов не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 407 НК РФ).

При этом, как следует из налогового уведомления <Номер обезличен> от 04.10.2017 ФИО1 сообщалось о необходимости уплаты налогов за 2015-2016 год, с учетом перерасчета по транспортному налогу по налоговым уведомления № 6150470 от 29.07.2016, № 7609262 от 06.07.2017 в следующем размере: транспортный налог за зарегистрированный на нем автомобиль ...., г.р.з. <Номер обезличен> за 2015 год в размере 1 235 рублей из расчета период владения 12 месяцев, за 2016 год в размере 515 рублей из расчета период владения 5 месяцев, а также за автомобиль .... г.р.з. <Номер обезличен> за 2015-2016 года в размере 81 рубль из расчета 3 месяца владения в 2015 году, и 12 месяцев 2016 года, в общей сумме 1 831 рубль. При этом из налогового уведомления также усматривается, что к автомобилю .... г.р.з. <Номер обезличен> применен налоговый вычет в размере налоговых льгот, в связи, с чем суд приходит к выводу, что административным истцом произведен перерасчет, а требования заявлены с учетом с учетом налоговых льгот и периодов владения ответчиком имуществом.

Из выписки ЕГРН от 16.05.2019 следует, что правообладателем земельного участка расположенного по адресу: <адрес обезличен>, участок <Номер обезличен> с <Дата обезличена> является ФИО5, на основании договора дарения земельного участка от 15.05.2017.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес обезличен> принадлежал на праве собственности административному ответчику до 15.05.2017, при этом налоговым органом заявлены требования о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015-2016 года, в связи с чем суд, приходит к выводу, что довод административного ответчика ФИО1 является не обоснованным, и опровергается доказательствами представленными в материалы дела.

На основании вышеизложенного, суд, проверив представленный расчет, принимает его, поскольку административным ответчиком ФИО1, в силу ст. 62 КАС РФ, не представлено доказательств подтверждающих иной размер задолженности по транспортному налогу и по земельному налогу за 2015- 2016 год.

Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, с учетом того, что в ходе судебного разбирательства было установлено законность оснований для взыскания с ФИО1 задолженность по налогам и пени в общем размере 4 181,49 руб., в том числе земельный налог за 2015-2016 годы в общей сумме 2 286 руб. (налог за 2015 год - 1 143 руб., налог за 2016 год - 1 143 руб.), пени по земельному налогу в размере 29,48 руб., транспортный налог за 2015 - 2016 годы в общей сумме 1 831,00 руб. (налог за 2015 год 1 316 руб., налог за 2016 год - 515 руб.) и пени по транспортному налогу в размере 35,01 рублей, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и необходимости его удовлетворения полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 задолженность по налогам и пени в общем размере 4 181,49 руб., в том числе земельный налог за 2015-2016 годы в общей сумме 2 286 руб. (налог за 2015 год - 1 143 руб., налог за 2016 год - 1 143 руб.), пени по земельному налогу в размере 29,48 руб., транспортный налог за 2015 - 2016 годы в общей сумме 1 831,00 руб. (налог за 2015 год 1 316 руб., налог за 2016 год - 515 руб.) и пени по транспортному налогу в размере 35,01 рублей

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Галата С.В.

Решение изготовлено в окончательном виде <Дата обезличена>.