ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3065/2023 от 18.08.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3065/2023

55RS0007-01-2023-002898-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2023 года город Омск

Судья Центрального районного суд г. Омска Покричук О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России по Омской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что состоит на налоговом учете и является плательщиком земельного налога с физических лиц.

В связи с исчисление земельного налога в адрес административного ответчика налоговым органом направлены налоговые уведомления: от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах; от ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неоплатой должником суммы задолженности налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость оплатить земельный налог за 2018 в общем размере 1 280 рублей и пени в размере 20,69 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость оплатить земельный налог за 2019 в общем размере 1 280 рублей и пени в размере 17,48 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость оплатить земельный налог за 2020 в общем размере 1 280 рублей и пени в размере 38,04 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость оплатить земельный налог за 2021 в общем размере 1 280 рублей и пени в размере 07,21 рублей. Требования инспекции в добровольном порядке ответчиком не исполнены.

Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогам, ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1

С учетом изложенного административный истец просит суд взыскать с ФИО1 ИНН задолженность по земельному налогу за 2018 год в общем размере 1 280 рублей, пени период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2018 год в размере 20,69 рублей, по земельному налогу за 2019 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2019 год в размере 17,48 рублей, по земельному налогу за 2020 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2020 год в размере 38,04 рублей, по земельному налогу за 2021 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2021 год в размере 07,21 рублей, заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.

В судебное заседание, лица, участвующие в деле, не явились. Административный истец Межрайонная ИФНС России по Омской области, административный ответчик ФИО1, заинтересованное лицо ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. В исковом заявлении изложено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Положения ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что по сведениям налогового органа ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , состоит на налоговом учете в ИФНС России по ЦАО г. Омска, является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 375 кв.м., по адресу: <адрес>

В связи с исчислением земельного налога за 2017 год на указанный объект налогообложения, налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ земельного налога за 2017 год в размере 1 280 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 280 рублей и пени за период в размере 20,69 рублей.

Также, в связи с исчислением земельного налога за 2018 год на указанный объект налогообложения, налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ земельного налога за 2018 год в размере 1 280 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 280 рублей и пени за период в размере 17,48 рублей.

Налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога за 2019 год в размере 1 280 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 280 рублей и пени за период в размере 38,04 рублей.

Налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога за 2020 год в размере 1 280 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 280 рублей и пени за период в размере 7,21 рублей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога в установленный в требованиях срок, МИФНС России по Омской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске отказано в принятии указанного заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявленными требованиями, требования о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу предъявлено в суд в порядке искового производства и поступили посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ч. 4 ст. 391 НК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Вместе с тем, по сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО1 на земельные участки (л.д. 42), как и отсутствуют сведения о регистрации прав иных лиц, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:1839 (л.д. 44).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 375 кв.м., местоположение: <адрес>, ЦАО, <адрес>, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для жилищных нужд, для размещения индивидуальной жилой застройки. В границах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером , в соответствии с выпиской Единого государственного реестра недвижимости в отношении которого, данный объект является жилым домом, 1960 года постройки, площадью 23,8 кв.м., на который зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО4 и ФИО5 Сведения в БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» в отношении указанного земельного участка также отсутствуют.

При этом согласно адресной справке 1/4500 Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области, ФИО1 (а) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным не значится. Сведений о выдаче паспорта указанному лицу также отсутствуют. Кроме того, по учетам УВМ УМВД России по Омской области ФИО1, зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, а также снятым с регистрационного учета на территориями Омской области не значится, паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащим электронный носитель информации, на территории Омской области не документировался.

По сведениям Управления актов гражданского состояния Главного Государственно-правового Управления Омской области, по результатам проверки елдиного государственного реестра записей актов гражданского состояния сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении ФИО1 не обнаружены.

По запросу суда, сведений о постановке на учет налогоплательщика: ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшего по адресу: <адрес>, в том числе с предоставлением копий документов, послуживших основанием к осуществлению налогового учета указанного лица, не представлено.

Применительно к установленным обстоятельствам суд полагает недоказанным наличие у административного ответчика ФИО1 обязанности по уплате земельного налога в отношении указанного земельного участка. Доказательств обратному не представлено.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности: сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (п. 4); размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию (п. 5).

К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства (ч. 2 ст. 287 КАС РФ).

Не смотря на неоднократные разъяснения судом указанной обязанности, указанных сведений не представлено.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чем указано в ч. 4 ст. 289 КАС РФ. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе в силу требований, содержащихся в части 5 указанной статьи.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Оценивая доводы представителя административного истца относительно наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявленными требованиями, в связи с которыми заявлено ходатайство о восстановлении срока, суд полагает необходимым указать следующее.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в п. 2 ст. 48НК РФ.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48НК РФ).

Таким образом, положениями п.п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 с учетом п. 6 ч. 1 ст. 287 КАС РФ определен порядок обращения в суд, предусматривающий определенную последовательность действий: обращение в установленный законом срок с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций; отмена судебного приказа; обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций также в установленный законом срок после отмены судебного приказа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

При этом в ходе рассмотрения дела обстоятельств, объективно препятствующих Инспекции своевременно обратиться в суд, а также обстоятельств того, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки, а также, что уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы задолженности, не установлено.

Согласно определению мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано МИФНС России по Омской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с ФИО1 поскольку определением мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления МИФНС России по Омской области о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 земельного налога, пени на общую сумму 5 203,42 отказано, то есть заявитель вновь просил взыскать недоимку за аналогичный период в аналогичной сумме.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным исковым заявлением.

Однако, пропуск срока для предъявления требований суд не расценивает в качестве единственного основания для отказа в иске.

Иных сведений и документов, обосновывающих предъявленную к взысканию сумму задолженности, не представлено.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в общем размере 1 280 рублей, пени период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2018 год в размере 20,69 рублей, по земельному налогу за 2019 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2019 год в размере 17,48 рублей, по земельному налогу за 2020 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2020 год в размере 38,04 рублей, по земельному налогу за 2021 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2021 год в размере 07,21 рублей, восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в общем размере 1 280 рублей, пени период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2018 год в размере 20,69 рублей, по земельному налогу за 2019 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2019 год в размере 17,48 рублей, по земельному налогу за 2020 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2020 год в размере 38,04 рублей, по земельному налогу за 2021 год в общем размере 1 280 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2021 год в размере 07,21 рублей, восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.