ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3077/2021 от 16.09.2021 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

КОПИЯ

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2021 года

№ 2а-3077/2021

66RS0007-01-2021-003245-63

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 сентября 2021 года г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Парамоновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой М.Н.,

с участием представителя административного истца Володиной С.А., представителя административного ответчика Кузнецова В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области к Еремеевой Таисии Митрофановне о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС № 25 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России № 25 по Свердловской области) обратилась в суд с административным иском к Еремеевой Т.М. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2019 год в сумме 491 566,00 руб., пени по земельному налогу за 2019 год в сумме 2 019,52 руб.

В обоснование требований административный истец указывает, что Еремеева Т.М. по состоянию на 2019 год являлась собственником трех земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>

- кадастровый с видом разрешенного использования – для размещения иных объектов промышленности;

- кадастровый с видом разрешенного использования – для малоэтажной застройки;

- кадастровый с видом разрешенного использования – для малоэтажной застройки.

Налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 03 августа 2020 года, которое налогоплательщиком оставлено без исполнения.

На указанную задолженность должнику было выставлено требование по состоянию на 04 февраля 2020 года, в котором предложено уплатить сумму задолженности до 31 декабря 2020 года. Требование не исполнено, что послужило основанием для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с настоящим административным иском.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС России № 31 по Свердловской области.

Административный ответчик Еремеева Т.М. в письменных возражениях на административный иск с заявленными требованиями не согласилась, указав, что налог рассчитан в необоснованно завышенном размере, поскольку повышающие коэффициенты 2 и 4 применены незаконно, поскольку какого-либо строительства на указанных земельных участках не начиналось, не велось и не ведется, разрешение на строительство на них муниципальными органами не выдавалось. Кроме того, с 29 марта 2010 года до 19 и 20 января 2017 года разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми и являлось – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», что подтверждается решением собственника земельного участка о разделе земельного участка с кадастровым от 29 марта 2010 года. Данный земельный участок был разделен на земельные участки с кадастровыми и . Решением собственника земельного участка от 06 июня 2011 года земельный участок с кадастровым был разделен на 5 земельных участков, в том числе с кадастровыми и . Из земельного участка с кадастровым на основании купли-продажи ? доли и решения Сысертского районного суда Свердловской области от 21 мая 2013 года образован земельный участок с кадастровым . Полагает, что требования административного истца подлежат снижению до 222 513, 50 руб.

Представитель административного истца МИФНС России № 25 по Свердловской области в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Кузнецов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Административный ответчик Еремеева Т.М., представитель заинтересованного лица МИФНС России № 31 по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Решением Думы Арамильского городского округа от 11 октября 2018 года № 43/2 «Об установлении земельного налога на территории Арамильского городского округа» установлены налоговые ставки в отношении земельных участков.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.

Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям из регистрирующих органов по состоянию на 2019 год Еремеева Т.М. являлась собственником:

- земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 14002+\-83. Кадастровый номер присвоен 03 июня 2011 года, кадастровая стоимость составляет 6 351 027.16, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Право собственности зарегистрировано 01 июля 2011 года .

- земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 10000+\-35. Кадастровый номер присвоен 19 августа 2013 года, кадастровая стоимость составляет 41 280 900, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Право собственности зарегистрировано 28 февраля 2014 года .

земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 24588+\-110. Кадастровый номер присвоен 03 июня 2011 года, кадастровая стоимость составляет 101 501 476, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Право собственности зарегистрировано 01 июля 2011 года .

На указанные объекты недвижимого имущества налогоплательщику был исчислен земельный налоги за 2019 год на сумму 491 566,00 руб. В адрес Еремеевой Т.М. направлено налоговое уведомление от 03 августа 2020 года (л.д. 23). Направление налогового уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается списком заказных писем (л.д. 24).

В связи с неуплатой налогов в добровольном порядке, должнику выставлено требование по состоянию на 31 декабря 2020 года со сроком уплаты имеющейся задолженности до 16 февраля 2021 года, направление которого должнику подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 12 января 2021 года (л.д. 25-28). Требование должником оставлено без исполнения, в связи с чем налоговый орган 12 марта 2021 года обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Еремеевой Т.М. недоимки по земельному налогу, пени за 2019 год.

16 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 8 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области вынесен судебный приказ , который определением судьи от 24 марта 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями должника.

28 апреля 2021 года административный истец направил в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга настоящее административное исковое заявление.

Установив данные обстоятельств, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления налогового уведомления, требования, соблюден срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога, пени за 2019 год и с настоящим административным исковым заявлением.

Из обстоятельств дела следует, что Еремеевой Т.М. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 85 827 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Документом-основанием возникновением право являлось решение собственника земельного участка о разделе земельного участка от 29 марта 2010 года.

В дальнейшем на основании решения собственника земельного участка о разделе данного земельного участка от 06 июня 2011 года земельный участок с кадастровым был разделен на земельные участки с кадастровыми , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 20 003 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 24 588 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Из земельного участка с кадастровым на основании решения Сысертского районного суда Свердловской области от 21 мая 2013 года, вступившим в законную силу 28 июня 2013 года, были образованы земельные участки с кадастровыми , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и

Право собственности на земельный участок с кадастровым зарегистрировано 28 февраля 2014 года, на земельный участок с кадастровым – 01 июля 2011 года.

Земельные участки с кадастровыми и по состоянию на 2019 год имеют разрешенное использование - для малоэтажной многоквартирной жилой застройки.

Как следует из налогового уведомления, налоговым органом при расчете земельного налога за 2019 года к земельному участку с кадастровым применен к налоговой ставке 0,3 повышающий коэффициент 4. Также к данному земельному участку применен налоговый вычет в размере 664 134,00 руб., поскольку отсутствовало заявление от налогоплательщика о выбранном земельном участке, в отношении которого надлежало применить налоговый вычет.

При расчете земельного налога за 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым налоговым органом применен к налоговой ставке 0,3 повышающий коэффициент 2. Сумма налога составила 36 277,00 руб.

В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации (вопрос 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021), исходя из буквального содержания данной нормы применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. При этом указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком.

Таким образом, воля законодателя состоит в исключении возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи.

Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.

В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу п. 3 ст. 3 НК РФ.

Как следует из обстоятельств дела, Еремеевой Т.М. земельные участки приобретались изначально с видом разрешенного использования не предназначенного для жилищного строительства, после изменения вида разрешенного использования в 2017 году в отношении земельных участков с кадастровыми и разрешение на строительство не получалось, земельные участки были выставлены на продажу, что подтвердил представитель административного истца в судебном заседании.

Суд, установив, что собственник земельных участков строительство жилья не начинала, какие-либо объекты незавершенного строительства на данных участках с кадастровыми и не зарегистрированы, налоговым органом не представлено доказательств правомерности применения к ним повышающих коэффициентов 2 и 4 при расчете земельного налога за 2019 год, приходит к выводу, налоговым органом необоснованно рассчитан земельный налог с учетом повышающих коэффициентов 2 и 4.

Учитывая изложенное, суд считает, что с Еремеевой Т.М. подлежит взысканию недоимка по земельному налогу по земельному участку с кадастровым по адресу: <адрес>, в размере 18 138,00 руб., по земельному участку с кадастровым по адресу: <адрес>, в размере 79 656,00 руб.

В силу пункта 17 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи.

Проверяя расчет по земельному налогу на земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, суд соглашается с ним, поскольку он соответствует нормам закона и арифметически верен.

Также подлежат взысканию пени, начисленные на данную недоимку, в сумме 791, 69 руб.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования МИФНС России № 25 по Свердловской области подлежат удовлетворению частично.

Административным ответчиком в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств уплаты имеющейся задолженности суду не представлено.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области к Еремеевой Таисии Митрофановне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Еремеевой Таисии Митрофановны (ИНН ) в доход местного бюджета (ОКТМО ) недоимку по земельному налогу за 2019 года в сумме 234 458,00 руб., пени по земельному налогу за 2019 год в сумме 791,69 руб.

Взыскать с Еремеевой Таисии Митрофановны (ИНН ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 552,00 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Реквизиты для уплаты земельного налога:

УФК Свердловской области (Межрайонная ИФНС № 25 по Свердловской области, ИНН/КПП 6679000019/667901001), р/сч № 40101810500000010010 в Уральском ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 046577001, КБК 18210606042041000110 (налог), 18210606042042100110 (пени), ОКТМО 65729000.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья (подпись) М.А. Парамонова

Копия верна.

Судья