ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3078/19 от 14.08.2019 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-3078/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2019 г. г. Ростов-на-Дону

Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Вервекина А.И.

с участием помощника прокурора

Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону Николаевой Е.Ю.

при секретаре Тащилине Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алтухова В. И. к Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, в лице председателя комиссии Колупаева В. А., о признании незаконным действий (бездействия), решений, ответов Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в лице председателя комиссии Колупаева В. А.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Алтухов В.И. обратился с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, в лице председателя комиссии Колупаева В. А., о признании незаконным действий (бездействия), решений, ответов Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в лице председателя комиссии Колупаева В. А., обязании продлить срок подачи документов.

В обоснование искового заявления Алтухов А.И. указал, что Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18 июня 2019 г., о заседании которой он, как сопредседатель ОО «НПК», был извещен Председателем городской Думы Неярохиной З.В., на 08 сентября 2019 года были назначены дополнительные выборы депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу №1 и №2.

Административный истец указал, что 27.06.2019 г. он обратился к Председателю территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Колупаеву В.А. с заявлением о предоставлении информации о порядке выборов, о требованиях к кандидату, о документах, необходимых для предоставления в избирательную комиссию, то есть - просил предоставить всю информацию для того, чтобы гражданин РФ мог стать депутатом Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу №1 и №2.

Алтухов В.А. указал, что 06.07.2019 года, когда он прибыл в помещение территориальной избирательной комиссии, председатель Территориальной избирательной комиссии Колупаев В.А. достаточно пространно объяснял вопросы предстоящей предвыборной кампании, и на вопрос Алтухова В.А., в какой срок необходимо сдать подписи, ответил, что до 26 июля 2019 года необходимо сдать документы на выдвижение в кандидаты, а затем целый месяц дается на сбор подписей кандидату. При этом, был выдан ответ от 06.07.2019 г. – без полного разъяснения ранее поставленных вопросов в обращении от 27.06.2019 г.

Также, административный истец, указал, что в связи с необъяснимым беспределом в отношении сопредседателя ОО «НПК» Алтухова В.И., вынесением в отношении него Советским районным судом г. Ростова-на-Дону приговора, отмененного впоследствии Ростовским областным судом, Алтухов В.И., после ряда публикаций отважных и честных журналистов в июле 2019 года, решил дальше бороться с беспределом и 23.07.2019 г. подал в ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону необходимый пакет для выдвижения в качестве самовыдвиженца в депутаты Ростовской –на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу №1 и в 17 часов 00 мин. получил извещение №2 о необходимости собрать 130 подписей.

Только 25.07.2019 г. Алтухов В.И. получил от Колупаева В.А. разрешение на открытие специального избирательного счета и только в 16.12 мин. смог положить и снять денежные средства в размере 100 рублей и получить в 17 часов 50 минут подписные листы.

Прибыв 02.08.2019 года в ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону для выяснения некоторых вопросов, касающихся подписей, ему был вручен ответ от 27.07.2019 года, из которого следовало, что срок подачи документов на регистрацию в депутаты закончился 26 июля 2019 года в 18 часов 00 минут.

Ссылаясь на положения статей 32, 45 Конституции РФ, ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" административный истец обратился в суд с исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, в лице председателя комиссии Колупаева В. А., и просил признать незаконными и необоснованными действия (бездействие), решения, ответы территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в лице председателя комиссии Колупаева В. А., направленные на нарушение избирательного права быть избранным Алтухову В. И. в кандидаты по дополнительны выборам в депутаты Ростовской-на-Дону Думы шестого созыва по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1 в порядке самовыдвижения и обязать территориальную избирательную комиссию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, в лице председателя комиссии Колупаева В. А. предоставить Алтухову В. И., 24 ноября 1976 года рождения, паспорт 60 12 286783, месячный срок с 23 июля 2019 года, для предоставления, подачи документов на регистрацию кандидатом по дополнительным выборам в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу №1в порядке самовыдвижения, обратив судебный акт к немедленному исполнению.

В ходе судебного заседания истцом в соответствии со ст. 46 КАС РФ неоднократно уточнялись исковые требования.

В окончательной редакции, с учетом того, что вопрос о продлении срока для представления и подачи документов на регистрацию кандидатом по дополнительным выборам в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу №1 не входит в компетенцию территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, административный истец уточнил предмет иска и просил суд признать незаконными и необоснованными действия (бездействие), решения, ответы территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в лице председателя комиссии Колупаева В. А., направленные на нарушение избирательного права быть избранным Алтухову В. И. в кандидаты по дополнительны выборам в депутаты Ростовской-на-Дону Думы шестого созыва по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1 в порядке самовыдвижения.

Основания исковых требований, указанные им при подаче административного искового заявления, истцом оставлены без изменения.

Административный истец Алтухов В.И. в судебном заедании участвовал, уточненные исковые требования поддержал и просил удовлетворить, пояснил, что просит признать незаконными и необоснованными письменные ответы ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 06.07.2019 г. № 01-13/58 и от 27.07.2019 г. № 01-13/184, поскольку они являются неполными, в них не предоставлена вся информация, которая запрашивалась истцом в направленных им запросах и должна была быть предоставлена, с учетом того, что данные правоотношения носят публичный характер. Предоставление неполных, неточных ответов свидетельствует о незаконном бездействии ответчика. Также, Алтухов В.И. указал, что председатель территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Колупаев В.А. своими действиями, выразившимися в предоставлении на консультации 06.07.2019 года недостоверной и неполной информации о ходе избирательной кампании, в том числе и о сроке подачи подписей, нарушил избирательные права Алтухова В.И., в том числе и как избирателя.

Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, Колупаев В.А., являющийся председателем комиссии, в судебном заседании возражал в отношении удовлетворения исковых требований в полном объеме, полагая их необоснованными, также представил письменные пояснения, доводы, изложенные в которых поддержал.

Представитель ответчика просил суд обратить внимание, что в представленных по запросу суда документах имеется ответ ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 06.07.2019 г. № 01-13/58 на обращение Алтухова В.А., в котором подробно указаны нормативные документы, на основании которых осуществляется деятельность по подготовке и проведению указанных выборов, также доведена информация о том, что с границами избирательных округов, графиком приема и перечнем необходимых документов заявитель может ознакомиться на официальном сайте территориальной комиссии в разделе «Выборы и референдумы», «Решения».

Также, представитель Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, просил суд обратить внимание, что, действительно, 06.07.2019 года у него на консультации был Алтухов В.А., именно в этот день и был вручен ему указанный выше ответ, разъяснено, что всю информацию можно получить на официальном сайте комиссии, указано на то, что порядок проведения выборов, в том числе и сроки, в которые необходимо представить документы в территориальную избирательную комиссию, определены Областным законом Ростовской области от 12.05.2016 № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области».

Председатель Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Колупаев В.А. просил также обратить внимание, что Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 02.08.2019 г. № 103-9 было отказано в регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва Алтухова В.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1, поскольку им не были предоставлены в установленные сроки документы, необходимые для регистрации, вместе с тем, обжалуя действия (бездействие) и ответы, Алтуховым В.А. не обжалуется само постановление.

Суд, выслушав административного истца Алтухова В.И., представителя административного ответчика, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия(бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства, указанные в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно части 2 настоящей статьи кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В судебном заседании установлено, что Решением № 694 Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва от 18.06.2019 г. были назначены на 8 сентября 2019 года дополнительные выборы депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва, в том числе, в Ворошиловском одномандатном избирательном округе № 1 и в Ворошиловском одномандатном избирательном округе № 2 (л.д.11).

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 13.09.2018 г. №57-4 полномочия окружных избирательных комиссий, в том числе по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1, Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №2 возложены на Территориальную избирательную комиссию Ворошиловского района города Ростова-на-Дону (л.д. 39-оборот).

Судом установлено, что 27 июня 2019 года административный истец Алтухов В.И. обратился в Территориальную избирательную комиссию Ворошиловского района города Ростова-на-Дону с заявлением, в котором указал, что 08.09.2019 г. состоятся дополнительные выборы депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу №1и №2, в связи с чем, просил предоставить информацию: «каков порядок выборов, какие требования к кандидату, какие документы необходимо предоставить в избирательную комиссию и по какому адресу, в общем - всю информацию для того, чтобы гражданин РФ мог стать депутатом Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу №1и №2», также просил представить карту территории по одномандатному избирательному округу № 1 и № 2 (л.д. 12).

В судебном заседании установлено, что 6 июля 2019 года административному истцу на приеме у председателя Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района города Ростова-на-Дону Колупаева В.А. был вручен ответ от 06.07.2019 г. № 01-13/58, в котором указано, что деятельность по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу № 1 и № 2, назначенных на 08.09.2019 года, избирательные комиссии осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Областным законом от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области».

Также указано, что с границами избирательных округов, графиком приема и перечнем необходимых документов возможно ознакомиться на официальном сайте https://rostov-voroshilovsky.ikro.ru в разделе «Выборы и референдумы» (л.д. 13).

Судом установлено, что 23.08.2019 г. от Алтухова В.И. были приняты документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1 порядке самовыдвижения и выдано Извещение №2 о необходимом для регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва количестве подписей избирателей, а также о предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, выдвинутого по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1 (л.д.14).

Судом установлено, что 25 июля 2019 года состоялось заседание ТИК Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, на котором было принято постановление № 99-1 «О разрешении на открытие специального избирательного счета кандидату в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва, выдвинутому по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1 Алтухову В.И. при проведении дополнительных выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва 08 сентября 2019 года», которое было получено Алтуховых В.И. (л.д. 42-оборот).

Как установлено, 24 июля 2019 года Алтухов В.И. обратился с заявлением № 364 в ТИК Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, с просьбой, в связи с уважительностью объективных причин, разрешить вопрос о сроке предоставления подписных листов Алтуховым В.И., - до 06.08.2019 г., указав, что ранее ему сообщалось, что срок предоставления подписных листов – до 06.08.2019 г. (л.д.30).

В судебном заседании установлено, что председателем Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района города Ростова-на-Дону на обращение административного истца был подготовлен ответ от 27.07.2019 г. № 01-13/184, который был получен Алтуховым В.И., о том, что в соответствии с утвержденным 19.06.2019 г. календарным планом основных мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва 8 сентября 2019 года, срок подачи документов на регистрацию кандидатами в депутаты закончился в 18 часов 00 минут 26 июля 2019 года (л.д. 47-оборот).

Также, указано, что вносить какие-либо изменения в выше указанный план, в том числе продлевать сроки сдачи документов, Территориальная избирательная комиссия Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, не вправе. Деятельность по подготовке и проведению указанных выше выборов, избирательные комиссии осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Областным законом от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области».

Судом установлено, что, в связи с тем, что кандидатом Алтуховым В.И. не были представлены в Территориальную избирательную комиссию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в установленные сроки документы, необходимые для регистрации, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей; информация об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; первый финансовый отчет кандидата (с приложением – учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, справка об остатке средств избирательного фонда на дату сдачи отчета, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет), 31 июля 2019 года было принято постановление ТИК Ворошиловского района города Ростова-на-Дону № 101-1 об извещении Алтухова В. И. о непредставлении им в Территориальную избирательную комиссию Ворошиловского района города Ростова-на-Дону документов, необходимых для его регистрации, а также об уведомлении Алтухова В.И. о том, что рассмотрение вопроса о его регистрации планируется на заседании Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района города Ростова-на-дону 02.08.2019 года в 16 часов 30 минут. Указанное постановление было получено Алтуховым В.И. (л.д.43-оборот).

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 02.08.2019 г. было отказано в регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва Алтухова В.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1. Основанием для отказа в регистрации послужило то, что кандидатом Алтуховым В.И. не были представлены Территориальную избирательную комиссию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в установленные сроки (не позднее 18 часов 00 минут 26 июля 2019 года) документы, необходимые для регистрации, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей; информация об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; первый финансовый отчет кандидата (с приложением – учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, справка об остатке средств избирательного фонда на дату сдачи отчета, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет).

Давая оценку заявленным административным истцом требованиям о признании незаконными и необоснованными письменные ответы ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 06.07.2019 г. № 01-13/58 и от 27.07.2019 г. № 01-13/184, а также действия председателя Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Колупаева В.А., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающей порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия осуществляет на территории избирательного округа: а) контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; в) осуществляет регистрацию кандидатов; г) утверждает текст бюллетеня в избирательном округе; д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; е) определяет результаты выборов по избирательному округу; ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу; з) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Полномочия территориальных избирательных комиссий определены в статье 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Так, согласно п. 9 ст.27 настоящего федерального закона территориальная комиссия:а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичные полномочия окружных и территориальных комиссий также закреплены в статьях 16,17 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области».

Согласно пункта 9 статьи 17 указанного Областного закона председатель территориальной комиссии:

1) представляет территориальную комиссию во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами;

2) созывает заседания территориальной комиссии и председательствует на них;

3) распределяет обязанности между членами территориальной комиссии для организации работы по исполнению ее решений, дает отдельные поручения членам территориальной комиссии с правом решающего голоса;

4) приглашает для участия в заседаниях территориальной комиссии граждан, должностных лиц, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений;

5) представляет территориальную комиссию в судах, выдает доверенности на представление интересов территориальной комиссии в судах другим лицам;

6) является распорядителем финансов;

7) осуществляет контроль за реализацией решений территориальной комиссии;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Согласно пункта 1 статьи 45 настоящего федерального закона информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

В судебном заседании было установлено, что на обращение Алтухова В.И. от 27.06.2019 года, на тот момент не являвшегося кандидатом в депутаты, председателем Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района города Ростова-на-Дону Колупаевым В.А. своевременно был вручен ему ответ от 06.07.2019 г. № 01-13/58, в котором указывалась информация о нормативных актах, регламентирующих порядок организации и проведения выборов, также указан официальный сайт на котором можно ознакомиться, в том числе с перечнем необходимых документов.

Также, как пояснил в судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района города Ростова-на-Дону Колупаев В.А., при передачи ответа 06 июля 2019 года, им Алтухову В.И. была доведена общая информация о решениях и постановлениях, на основании которых проводятся данные выборы, на рабочем компьютере показано, где можно подробно ознакомиться с данными документами на официальных сайтах Муниципальной избирательной комиссии г. Ростова-на-Дону и Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону.

В судебном заседании также было установлено, что на обращение Алтухова В.И. от 24.07.2019 г. о разрешении ему предоставления подписных листов до 06.08.2019 г., председателем Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района города Ростова-на-Дону был подготовлен ответ от 27.07.2019 г. № 01-13/184, который был получен Алтуховым В.И., о том, что в соответствии с утвержденным 19.06.2019 г. календарным планом основных мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва 8 сентября 2019 года, срок подачи документов на регистрацию кандидатами в депутаты закончился в 18 часов 00 минут 26 июля 2019 года (л.д. 47-оборот).

Также, указано, что вносить какие-либо изменения в выше указанный план, в том числе продлевать сроки сдачи документов, Территориальная избирательная комиссия Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, не вправе. Деятельность по подготовке и проведению указанных выше выборов, избирательные комиссии осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Областным законом от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области».

Таким образом, суд полагает, что оспариваемые административным истцом ответы председателя Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 06.07.2019 г. № 01-13/58 и от 27.07.2019 г. № 01-13/184, подготовлены председателем комиссии в пределах своих полномочий, каким-либо образом прав истца не нарушают.

При этом, суд полагает необоснованными доводы истца о том, что действиями председателя Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Колупаева В.А. были нарушены его избирательные права, в связи с непредставлением ему полной и достоверной информации.

Как установлено выше, указанная информация была своевременно предоставлена истцу еще 6 июля 2019 года, истец, планируя реализовать свои активные избирательные права, имел возможность ознакомиться с указанными в ответе нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок подготовки и проведения выборов, также ознакомиться с перечнем документов на официальном сайте ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону https://rostov-voroshilovsky.ikro.ru, который также указан в оспариваемом ответе от 06.07.2019 года.

Также, суд отмечает, что административный истец изначально в исковом заявлении указывал, что, председатель Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Колупаев В.А. 6 июля 2019 года разъяснял ему, что до 26 июля 2019 года необходимо сдать документы на выдвижение в кандидаты, а затем – целый месяц дается на сбор подписей кандидату, но уже в ходе судебного заседания, истец указывал, что председатель комиссии говорил о том, что подписи необходимо сдать до 4 августа 2019 года.

Вместе с тем, как следует из искового заявления, Алтухов В.И., только после публикации статей, в том числе и статьи «В Ростове быть правозащитником опасно», которая была опубликована 18.07.2019 г (л.д.20), придавших ему веру, только 23.07.2019 года решил подать документы, необходимые для выдвижения в качестве самовыдвиженца в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу № 1.

Также суд отмечает, что согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение о признании действий (бездействия), решений незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Соответственно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положениям части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которым каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным, в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Как было установлено в судебном заседании, Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 02.08.2019 г. было отказано в регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва Алтухова В.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №1. Основанием для отказа в регистрации послужило то, что кандидатом Алтуховым В.И. не были представлены Территориальную избирательную комиссию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в установленные сроки (не позднее 18 часов 00 минут 26 июля 2019 года) документы, необходимые для регистрации, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей; информация об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; первый финансовый отчет кандидата (с приложением – учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, справка об остатке средств избирательного фонда на дату сдачи отчета, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет).

При рассмотрении настоящего административного дела, истец, обращаясь с требованиями о признании незаконными ответы и действия (бездействие) председателя Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, зная о принятом постановлении от 02.08.2019 года об отказе в его регистрации, вместе с тем, с требованиями о признании его незаконным, - не обращался, в связи с чем, и в случае удовлетворения исковых требований, права административного истца не будут восстановлены.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В данном случае, с учетом всех фактических обстоятельств настоящего дела, суд полагает, что в судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемые истцом ответы, а также действия председателя Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, являются законными, в связи с чем, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-177, 244 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Алтухова В. И. к Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, в лице председателя комиссии Колупаева В. А., о признании незаконными действия (бездействие), решения, ответы территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в лице председателя комиссии Колупаева В. А. – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ростовского областного суда через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья

Мотивированный текст решения составлен 16 августа 2019 года.