ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3078/2021 от 13.05.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

дело № 2а-3078/2021

66RS0001-01-2021-000094-37

мотивированное решение

составлено 13.05.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,

при секретаре Глухове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономарева Евгения Анатольевича к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о признании незаконным бездействия, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Пономарев Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России в лице ГУФСИН России по Свердловской области о признании ненадлежащими условия содержания в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области в период с 16.12.2015 по 25.02.2019, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1476 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, в период отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области он содержался в условиях, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе с 16.12.2015 по 30.12.2015 в карантинном отделении учреждения, с 30.12.2015 по 05.03.2018 в отряде , с 05.03.2018 по 22.03.2018 в камерах , 9 штрафного изолятора, с 22.03.2018 по 25.02.2019 в отряде , с 01.02.2019 по 06.02.2019 в камере штрафного изолятора.

В карантинном отделении, площадью 28 кв. м. вместе с административным истцом содержалось 16 человек, в камере было установлено 8 двухъярусных кроватей, два стола для приема пищи находились между кроватями, для свободного перемещения было недостаточно места. Помещение плохо проветривалось, в нем имелось три окна, размерами 50 х 80 см, из них только 2 оборудованы форточками. Освещение в данном помещении было слабое, обеспечивалась двумя потолочными светильниками, в них по одной лампе накаливания, мощностью по 100 Вт, которые накрыты плафонами из непрозрачного матового стекла белого цвета. Питание скудное и однообразное, не содержащая достаточного количества калорий и витаминов, качество приготовления пищи низкое. Нередко использовались недоброкачественные продукты. Свежие фрукты в рационе отсутствовали, овощи, картофель, морковь, свеклу, капусту в свежем виде предоставляли только в зимнее время. Мясо и рыба давались в мизерных количествах. Карантинное отделение оборудовано дополнительными помещениями туалета и умывальника. Помещение для умывания имеет площадь 9 кв. м., оборудовано двумя раковинами, вода из крана течет только холодная тонкой струйкой из-за низкого давления в водопроводе. Качество воды ненадлежащее, с резким специфическим запахом и грязного мутного цвета. Освещение в умывальном помещении обеспечивалось одной лампой накаливания мощностью 40-60 Вт, что вызывало неудобства при умывании и бритье. Площадь помещения туалета в карантине 10,5 кв. м., оно оборудовано тремя унитазами, между унитазами перегородки из фанеры размером 60 х 60 см. Сливные бачки не работали, освещение и вентиляция фактически отсутствовали. Имевшаяся вентиляция затягивала холодный воздух в помещение туалет, что вызывало дискомфорт. Не имелось свободного доступа свежему воздуху, прогулка проводилась 1 раз в день, продолжительностью 30-40 минут. Для посещения прогулочного дворика необходимо подниматься на крышу трехэтажного здания с первого этажа, что доставляло неудобство и дискомфорт. Помывка предоставлялась 1 раз в 7 дней, вместо установленных 2 раз. Помывочное отделение имеет площадь 12 кв. м., оборудовано двумя парами кранов без смесителей, вода из которых бежала тонкой струйкой. Одновременно в этом помещении находилось 4-5 человек, времени в двадцать минут на помывку всем не хватало.

После карантинного отделения административный истец распределен в отряд . Отряд оборудован 3 спальными помещениями, имеет общую площадь 260 кв. м. В одно время с административным истцом содержалось 120-130 человек. Соответственно на каждого заключенного приходилось 2 кв. м. жилой площади спального помещения и общей площади. Ширина проходов между кроватями 50-80 см. Отряд оборудован семью спальными помещениями, общей площадью 260 кв. м., в нем содержалось 100 человек, на каждого приходилось 2,5-2,6 кв. м. Ширина проходов между кроватями 50-80 см. Отряды , 2 оборудованы кухнями, площадью 15 и 16 кв. м. соответственно. Умывальное помещение отряда имело 4 раковины, каждая на 28-30 человек, в отряде раковины, каждая на 25 человек. Также все отряды оборудованы комнатой воспитательной работы, площадь у всех одинаковая 40-42 кв. м. Отряды оборудованы раздевалками, предназначенными для хранения и прослушки верхней одежды и обуви, площадь раздевалки в отряде кв. м., в отряде кв. м. Строения отрядов , 2 ветхие и деревянные, почти полностью сгнили и перекосились. В морозы зимой температура в бараках не поднималась выше +16 Со. В теплое время года в жилых помещениях в больших количествах поступали песок, пыль и грязь, насекомые и грызуны. Штукатурка стен осыпалась, находиться внутри таких помещений было опасно для жизни и здоровья, из-за риска обрушения потолка на втором этаже были подпорки из бруса. Зимой от сквозняков и сырости были постоянные простудные заболевания, а летом от пыли и грязи и сырости кашель. Горячая вода в отрядах не предусмотрена, только в бане и в ограниченных объемах. Холодная вода зимой подается малым напором, а летом часто с большими перерывами подачи до 3-4 дней. В это время воду привозили на пожарном автомобиле, однако качество такой воды плохое. Канализация отсутствовала. Возле каждого отряда были сливные ямы, из которых специальная техника не всегда вовремя успевала откачивать отходы. Туалеты деревянные, гнилые, расположены на улице в 10-12 м от бараков, не отапливаются. Внутри отрядов ночной туалет по одному унитазу, ими можно было пользоваться только в ночное время. Медицинское обслуживание крайне низкого качества. Помывка предоставлялась 1 раз в 7 дней, вместо положенных не реже двух раз в 7 дней. Помывочное помещение в антисанитарном состоянии. На 350 заключенных предусмотрено 20 тазов, которыми пользовались и здоровые и больные заключенные. Камеры ШИЗО оборудованы четырьмя спальными местами, площадь камер 9 кв. м. Посреди камеры расположен стол со скамейками по бокам. Освещение обеспечивалась одной лампочкой накаливания мощностью 60 Вт. Туалет в углу камеры огражден перегородкой, унитаз смывается вручную ведром. Таким образом, административным ответчиком нарушены требования закона, созданы нечеловеческие условия содержания.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России.

Административный истец Пономарев в судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи, административные исковые требования и доводы, указанные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области Тыченюк Т.В., участвовавшая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, просила в удовлетворении требований отказать, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд с настоящими требованиями. Представила письменные возражения на административное исковое заявление Пономарева, в которых указала, что Пономарев отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области с 16.12.2015 по 25.02.2019. Доводы осужденного Пономарева о нарушениях в части помывки осужденных, прогулки осужденных в ШИЗО являются несостоятельными и необоснованными. Так, в период отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области действовали приказы учреждения от 31.03.2016 "Об утверждении распорядка дня осужденных", 22.01.2019 № 49 "Об утверждении распорядка дня осужденных", согласно которым прогулка осужденных, содержащихся в ШИЗО, осуществлялась 1,5 часа путем вывода из камеры в прогулочный дворик. А также все другие мероприятия, в том числе помывка осужденных осуществлялась в строгом соответствии с распорядком дня в учреждении. Доводы административного истца о ненадлежащем питании в учреждении также являются оценочными, ничем не подтвержденными, соответственно неправомерными. Осужденный Пономарев получал питание согласно установленным нормам Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 "О минимальных нормах питания.....", закладка продуктов питания в котел производится в присутствии дежурного помощника начальника колонии, проба приготовленной пищи снимается оперативным дежурным совместно с медицинским работником. Раскладка продуктов по нормам питания, составляется начальником ОКБИ и ХО совместно с заведующим столовой. Жалоб со стороны осужденного на качество приготовления пищи не поступало. Закупка продуктов питания производится через официальный портал закупок и централизовано через ГУФСИН России по Свердловской области. Нарушений и срывов питания не допускалось. Помещение карантина оборудовано согласно приложению № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря.. .". Согласно техническому паспорту здания Единого помещения камерного типа, где располагалось помещение карантина, площадь составляла 72,23 кв. м. Имеется два окна, кухня, санитарный узел, комната воспитательной работы. Подача холодной воды осуществляется через центральный водопровод и подается к умывальникам, согласно заключенных контрактов с МУП ТГО "<иные данные>". Давление воды соответствует показателям, заявленным в контракте, и является достаточным для соблюдения санитарно-бытовых нужд. Жидкие бытовые отходы с выгребных ям регулярно вывозились с объектов ИК-26 сторонней организацией согласно заключенных контрактов с ООО <иные данные>" (от 22.02.2015 , от 02.12.2015 , б/н от 25.03.2016), ООО "<иные данные>" (20.03.2017 , от 05.09.2017 , от 05.03.2018 , от 07.08.2018 , от 24.12.2018 , от 25.03.2019 . от 05.08.2019 , от 09.12.2019 ) и собственной ассенизаторской машиной. Санитарные узлы в помещениях ШИЗО, карантин оборудованы приватной зоной. Отряд расположен на втором этаже в общежитии . В 2018 году отряд располагался в общежитии . Лимит наполнения представлен дополнительной справкой, из которой видно, что норма площади соблюдена. Ежегодно проводятся текущие ремонты во всех общежитиях, а также проводился капитальный ремонт общежития . Сеть горячего централизованного водоснабжения отсутствует в связи с тем, что исправительное учреждение расположено в <адрес><адрес>, где централизованное горячее водоснабжение отсутствует. Подача горячей воды производится от автономной котельной учреждения. Дворовые уборные на 6 посадочных мест в каждом локальном участке, в связи с чем нормы обеспечения бытовыми и гигиеническими условиями соблюдены. Помывка осужденных организована согласно распорядку дня в исправительном учреждении. В период с 2015 года по 01.01.2017 помывка осужденных регламентировалась Инструкцией Минюста России по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных от 08.11.2001 №18/29-395. Порядок помывки осужденных определяется графиком помывки, утвержденным начальником ФКУ ИК-26, в котором устанавливается очередность помывки отрядов. Помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка в ИУ, утвержденными приказом Минюста от 26.12.2016 № 295, с 01.01.2017 не менее двух раз в семь дней помывка осужденных осуществляется с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах. В банно-прачечном комбинате имеется 40 тазов на 20 помывочных мест.

Во всех помещениях имеется искусственное и естественное освещение, световые приборы в исправном состоянии, имеется достаточное количество оконных проемов, что также подтверждается данными технических паспортов общежитий, что соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03. Все здания исправительного учреждения отапливаются от автономной котельной ФКУ ИК-26, которая расположена на территории исправительного учреждения, снижение температуры ниже +18 градусов не допускалось. Котельная находиться в исправном состоянии, срывов отопительного сезона не допускалось. Согласно приложению А Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Нормы проектирования" в камере ШИЗО предусматривают: откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; стол; тумбы для сидения по числу мест в камере; настенная полка для туалетных принадлежностей; раковина (умывальник); изолированная кабина с унитазом. Все камеры штрафного изолятора оборудованы санитарными узлами. Унитаз со сливным бочком установлен в специально оборудованной приватной зоне. Раковина установлена за пределами приватной зоны.

Медицинская помощь организована в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 Минюста РФ №190 от 17 октября 2005 года "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", приказом Минюста от 28. 12.2017 К 285 "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы". В период отбывания уголовного наказания осужденному Пономареву медицинская помощь оказывалась своевременно и в полном объеме, о чем свидетельствует медицинская справка. Таким образом, доводы административного истца изложенными в иске необоснованны и ничем не подтверждены, являются оценочными суждениями.

Представители административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области Сазонова О.В., ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Волгихина О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, доводы указанного выше письменного отзыва поддержали.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в г. Женева 30 августа 1955 года) (далее - Правила) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).

Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил). В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; b) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (пункт 11 части 1 Правил).

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1 Правил).

Пунктами 15, 16 Правил предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

Заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.

Одежда должна содержаться в чистоте и исправности. Стирку и выдачу свежего белья следует обеспечивать в соответствии с требованиями гигиены (пункт 17 части 1 Правил).

Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную.

Питание осужденных должно быть организовано в столовой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26 февраля 2016 года № 48 "Об установлении повышенных норм питания" (в редакции, действовавшей в период с 20 марта 2016 года по 30 сентября 2018 года), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" с соблюдением закладки сырья, выхода готовой пищи, технологии приготовления, температурного режима подачи блюд.

Указанными нормативными актами предусмотрены минимальные нормы питания осужденных, а также устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием, в том числе и в исправительных учреждениях, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, а также способы хранения продуктов питания.

Заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.

Одежда должна содержаться в чистоте и исправности. Стирку и выдачу свежего белья следует обеспечивать в соответствии с требованиями гигиены (пункт 17 части 1 Правил).

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 16.12.2015 по 25.02.2019 Пономарев отбывал наказание в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области. 25.02.2019 убыл в ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области. В спорный период административный истец содержался в карантинном отделении, отрядах камерах штрафного изолятора

Отряд карантина занимает общую площадь 72,23 кв. м., оборудован двумя окнами, кухней, санитарным узлом, комнатой воспитательной работы. Отряд имеет площадь 312 кв.м., 8 спальных помещений, количество спальных мест - 156, фактическое наполнение в спорный период составляло 133 человека. Отряд имеет площадь 330 кв.м., 8 спальных помещений, количество спальных мест - 162, фактическое наполнение в спорный период составляло 121 человек.

Помещение карантина оборудовано согласно приложению № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". Ежегодно проводятся текущие ремонты во всех общежитиях, а также проводился капитальный ремонт общежития № 2. Во всех помещениях имеется искусственное и естественное освещение, световые приборы в исправном состоянии, имеется достаточное количество оконных проемов, что также подтверждается данными технических паспортов общежитий, что соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03. Все здания исправительного учреждения отапливаются от автономной котельной ФКУ ИК-26, которая расположена на территории исправительного учреждения, снижение температуры ниже +18 градусов не допускалось. Котельная находится в исправном состоянии, срывов отопительного сезона не допускалось. Согласно приложению А Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Нормы проектирования".

Подача холодной воды осуществляется через центральный водопровод и подается к умывальникам, согласно заключенных контрактов с МУП ТГО "Тавдинские инженерные системы". Давление воды соответствует показателям, заявленным в контракте, и является достаточным для соблюдения санитарно-бытовых нужд.

Сеть горячего централизованного водоснабжения отсутствует в связи с тем, что исправительное учреждение расположено в <адрес>, где централизованное горячее водоснабжение отсутствует. Подача горячей воды производится от автономной котельной учреждения.

Дворовые уборные на 6 посадочных мест расположены в каждом локальном участке, в связи с чем нормы обеспечения бытовыми и гигиеническими условиями соблюдены не в полном объеме. Вместе с тем, суду не представлено доказательств, что в учреждении имеется не менее 1 умывальника на 10 человек, 1 унитаза на 15 человек от лимита наполнения отряда, что свидетельствует о нарушении установленных требований и прав административного истца. Помывка осужденных организована согласно распорядку дня в исправительном учреждении. В период с 2015 года по 01.01.2017 помывка осужденных регламентировалась Инструкцией Минюста России по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных от 08.11.2001 №18/29-395. Порядок помывки осужденных определяется графиком помывки, утвержденным начальником ФКУ ИК-26, в котором устанавливается очередность помывки отрядов. Помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка в ИУ, утвержденными приказом Минюста от 26.12.2016 № 295, с 01.01.2017 не менее двух раз в семь дней помывка осужденных осуществляется с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах. В банно-прачечном комбинате имеется 40 тазов на 20 помывочных мест.

Исходя из представленных сведений о распорядке дня, утвержденном приказом ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области от 22.01.2019 , следует, что помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья не менее двух раз в семь дней обеспечивается с 22.01.2019. Указанное свидетельствует о несоблюдении учреждением в период с 07.01.2017 по 22.01.2019 требований п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, действовавших с 07.01.2017, поскольку в данный период помывка предоставлялась один раз в семь дней, что подтверждается соответствующим графиком, утвержденным приказом ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области от 31.03.2016. Данное обстоятельство указывает на незаконное бездействие со стороны административного ответчика и нарушение прав административного истца.

Жидкие бытовые отходы с выгребных ям регулярно вывозились с объектов ИК-26 сторонней организацией согласно заключенных контрактов с ООО "<иные данные>" (от 22.02.2015 , от 02.12.2015 , б/н от 25.03.2016), ООО "<иные данные>" (20.03.2017 , от 05.09.2017 , от 05.03.2018 , от 07.08.2018 , от 24.12.2018 , от 25.03.2019 . от 05.08.2019 , от 09.12.2019 ) и собственной ассенизаторской машиной.

Нормы проектирования" в камере ШИЗО предусматриваются: откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; стол; тумбы для сидения по числу мест в камере; настенная полка для туалетных принадлежностей; раковина (умывальник); изолированная кабина с унитазом. Все камеры штрафного изолятора оборудованы санитарными узлами. Унитаз со сливным бочком установлен в специально оборудованной приватной зоне. Раковина установлена за пределами приватной зоны. Санитарные узлы в помещениях ШИЗО, карантина оборудованы приватной зоной. Норма площади на одного осужденного в учреждении в спорный период соблюдалась, сведения о перенаполнении отсутствуют.

В период отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области действовали приказы учреждения от 31.03.2016 № 144 "Об утверждении распорядка дня осужденных", 22.01.2019 № 49 "Об утверждении распорядка дня осужденных", согласно которым прогулка осужденных, содержащихся в ШИЗО, осуществлялась 1,5 часа путем вывода из камеры в прогулочный дворик. Помывка осужденных осуществлялась в строгом соответствии с распорядком дня в учреждении.

Вместе с тем, административный ответчик, утверждая о соблюдении времени ежедневной прогулки, каких-либо доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, не представил. Данное обстоятельство суд расценивает как нарушение требований ст. 93, 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части соблюдения продолжительности предоставляемой административному истцу прогулки, и прав административного истца.

Осужденный Пономарев получал питание согласно установленным нормам Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", закладка продуктов питания в котел производится в присутствии дежурного помощника начальника колонии, проба приготовленной пищи снимается оперативным дежурным совместно с медицинским работником. Жалоб со стороны осужденного на качество приготовления пищи не поступало. Закупка продуктов питания производится через официальный портал закупок и централизовано через ГУФСИН России по Свердловской области. Нарушений и срывов питания не допускалось.

Медицинская помощь организована в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 Минюста РФ №190 от 17 октября 2005 года "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", приказом Минюста от 28. 12.2017 К 285 "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы". В период отбывания уголовного наказания осужденному Пономареву медицинская помощь оказывалась своевременно и в полном объеме, о чем свидетельствует медицинская справка.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование о взыскании компенсации, которое мотивировано незаконностью бездействия должностных лиц ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившегося в необеспечении надлежащего уровня материально-бытовых условий содержания в исправительном учреждении в период с 16.12.2015 по 25.02.2019. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 11.01.2021, то есть со значительным пропуском установленного законом срока для обращения в суд.

Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих Пономареву обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в установленный срок, в материалы дела не представлено.

Таким образом, пропуск административным истцом срока обращения в суд и отсутствие оснований для признания причин пропуска срока уважительными в соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Пономарева Евгения Анатольевича оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.

Председательствующий