ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-307/20 от 08.09.2020 Пожарского районного суда (Приморский край)

дело № 2а-307/2020

25RS0026-01-2020-001145-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт Лучегорск 08 сентября 2020 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Новоградской В.Н.,

при секретаре Типикиной И.Н., с участием:

зам. прокурора Пожарского района Червонопрапорного Р.В.,

представителя административного ответчика Бирюкова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пожарского муниципального района о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пожарского муниципального района указав, что проведенной проверкой исполнения требований федерального законодательства РФ в деятельности администрации Пожарского муниципального района выявлены нарушения. В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления установленной формы органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. На территории Пожарского муниципального района расположены следующие объекты: линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,2 км., <адрес> от <адрес>б; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,07 км., <адрес> ГПХ «Губеровское»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,957 км., <адрес>, от <адрес> до магазина «Адонис»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 3,365 км., от заставы до <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,1 км., С Бурлит, <адрес>, от. <адрес> до <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,12 км., <адрес>, кабель ввода в детский сад; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,075 <адрес>, кабель ввода в школу; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес>; <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>; <адрес> объекты недвижимого имущества в реестре муниципального имущества не значатся, на чьем-либо балансе не состоят, частным лицам не принадлежат. Поскольку недвижимое имущество - в виде указанных инженерных сетей коммунальной инфраструктуры на учете не состоит, в реестре муниципального имущества не числится, собственник данного объекта не установлен, в силу п. 1 ст. 225 ГК РФ является бесхозяйным имуществом. Данное недвижимое имущество, находится на территории Пожарского муниципального района, орган местного самоуправления, вопреки требованиям федерального закона, возложенные обязанности не выполняет, недвижимое имущество в качестве бесхозяйственного на учет в соответствующий орган не ставит. При этом в прокуратуру района систематически поступают жалобы жителя <адрес>, на ненадлежащее состояние сетей электроснабжения, расположенных по адресу: <адрес>, с Светлогорье, <адрес>, поскольку отсутствие надлежащего контроля за их состоянием привело к аварийности указанных сетей, что влечет угрозу жизни и здоровью жителей населенного пункта. Отсутствие необходимых денежных средств не эти цели не могут быть приняты во внимание, поскольку бюджетная политика и расчет необходимых денежных средств напрямую зависят от деятельности муниципалитета в соответствии с его Уставом. Отсутствие собственника, а также организации содержателя инженерных сетей может повлечь причинение вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует ответственное лицо за техническое и санитарное состояние потребляемых коммунальных услуг, а также прекращение ресурсоснабжающими организациями подачи услуги электроснабжения потребителям. С учетом уточненных требований (л.д. 77-79) просит признать незаконным бездействие администрации Пожарского муниципального района, выразившиеся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов: линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,2 км., <адрес> от <адрес>б; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,07 км., <адрес> ГПХ «Губеровское»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,957 км., <адрес>, от <адрес> до магазина «Адонис»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 3,365 км., от заставы до <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,1 км., С Бурлит, <адрес>, от. <адрес> до <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,12 км., <адрес>, кабель ввода в детский сад; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,075 <адрес>, кабель ввода в школу; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес>; <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>; <адрес>; возложить на администрацию Пожарского муниципального района <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в виде: линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,2 км., <адрес> от <адрес>б; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,07 км., <адрес> ГПХ «Губеровское»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,957 км., <адрес>, от <адрес> до магазина «Адонис»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 3,365 км., от заставы до <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,1 км., С Бурлит, <адрес>, от. <адрес> до <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,12 км., <адрес>, кабель ввода в детский сад; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,075 <адрес>, кабель ввода в школу; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес>; <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>; <адрес>.

В судебном заседании прокурор пояснил, что не поддерживает пункт 5 уточненного административного иска в отношении линейного сооружения – электрическая сеть 0.4 кВ протяженностью 0,1 км, <адрес> от <адрес> до <адрес>, поскольку данный объект является собственностью АО «ДРСК». В отношении остальных объектов просит административный иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что на протяжении двух лет администрацией района не принимались никакие досудебные меры, объекты находятся в статусе фактически бесхозяйных. От жителей <адрес> и <адрес> поступают жалобы о ненадлежащем состоянии электрических сетей, в виду того, что систематически происходят отключения от электричества, техническое обслуживание указанных сетей никем не осуществляется, что нарушает права граждан. Объекты в <адрес> в собственность района переданы внутренними документами и представленные администрацией района ответы не подтверждают возникновение и регистрацию права собственности, поскольку право собственности на бесхозяйные объекты возникает после вынесения соответствующего судебного решения.

Представитель администрации Пожарского муниципального района ФИО4 административный иск не признал, суду показал, что оспариваемые объекты Нагорненского сельского поселения переданы в муниципальную собственность и внесены в реестр муниципального имущества Пожарского муниципального района. Относительно остальных объектов, процедура постановки на учет длительная. В 2019 году администрацией была получена информация об объектах, указанных в административном иске. В бюджет Пожарского муниципального района были заложены необходимые денежные средства. В настоящий момент договоры согласованы, подрядчиком утверждены, в ближайшее время со стороны администрации будут подписаны. <адрес> выполнен соответствующий комплекс действий и мер, направленный на выявление бесхозяйных объектов, а также на постановку их на учет. Бездействие со стороны административного ответчика отсутствует, меры принимались, все проведено в срок. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в частности организация в границах городского округа электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Из материалов дела следует, что на территории Пожарского муниципального района расположен комплекс линий электропередач, который не имеет собственника.

По сообщению администрации Пожарского муниципального района на требование прокуратуры <адрес> сети электроснабжения, расположенные по <адрес> в <адрес>, не являются собственностью администрации Пожарского муниципального района. Обслуживает сети электроснабжения <адрес> ООО «УК ПВЭСиК» (л.д. 11).

Администрацией Пожарского муниципального района по результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ представления прокуратуры <адрес> установлено, что на территории муниципального района расположены сети электроснабжения в <адрес>, Светлогорская, Первопроходцев), <адрес> от <адрес>, ГПХ Губеровское), <адрес> от <адрес> до магазина «Адонис»), от заставы до <адрес>, водозабор на <адрес>, кабель ввода в детский сад, кабель ввода в школу, которые не являются собственностью администрации Пожарского муниципального района, администрации сельского поселения, не приняты по договору ресурсоснабжающей организацией (л.д. 56).

Согласно уведомлений, представленных Управлением Росреестра по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об объектах недвижимого имущества: сооружение адрес: <адрес>

Из сообщения Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимого имущества: линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре собственности <адрес> не значатся (л.д. 46).

В реестре муниципального имущества Светлогорского сельского поселения объекты линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес> не учтены (л.д. 47), в реестре федерального имущества сведения на указанные объекты отсутствуют (л.д. 48). Линейные сооружения электрических сетей 0,4 кВ протяженностью 509 м, 221 м, 380 м обслуживаются работниками участка электрических сетей и подстанций ООО «УК ПВЭСиК», имущественных прав у организации нет (л.д. 114).

Представленными документами подтверждается факт наличия недвижимого имущества, не имеющего собственника, а именно: линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,2 км., <адрес> от <адрес>б; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,07 км., <адрес> ГПХ «Губеровское»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,957 км., <адрес>, от <адрес> до магазина «Адонис»; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 3,365 км., от заставы до <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>.

На администрацию Пожарского муниципального района в силу прямого указания закона возложена обязанность подачи заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, в том числе объектов электроэнергетики.

Данные требования закона административным ответчиком в отношении указанных бесхозяйных объектов недвижимости не выполнено, мер по постановке на учет выявленных прокуратурой <адрес> еще в начале 2019 года бесхозяйных недвижимых объектов электроэнергетики администрацией не принято, уклонение административного ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии бездействия органа местного самоуправления, поскольку необходимые денежные средства на изготовление технической документации в бюджет района были заложены, ведется работа по заключению муниципальных контрактов на ее изготовление, не свидетельствует о надлежащем исполнении обязанности органом местного самоуправления по выявлению бесхозяйных сетей электроснабжения и организации постановки их на учет в качестве бесхозяйных, не свидетельствует о достаточности принятых мер и устранении нарушения прав неопределенного круга лиц.

На момент рассмотрения дела доказательств обращения с заявлением о постановке бесхозяйных линейных сооружений на учет административный ответчик не представил, в связи с чем требование прокурора о признании бездействия администрации Пожарского муниципального района незаконным и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в отношении вышеуказанных электрических сетей подлежит удовлетворению.

В соответствии с нормативным правовым актом муниципального комитета Нагорненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании перечня предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Нагорненского сельского поселения в муниципальную собственность Пожарского муниципального района» линейное сооружение – электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,12 км, <адрес>, кабель ввода в детский сад и протяженностью 0,075 км, <адрес> кабель ввода в школу переданы в муниципальную собственность Пожарского муниципального района (л.д. 115).

Выписками из Реестра муниципального имущества Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и 613 подтверждено, что балансодержателем объектов: кабель ввода в здание детского сада (электрический) протяженностью 120,0 п.м. место нахождения: <адрес> и кабель ввода в здание школы (электрический) протяженностью 75,0 п.м место нахождения: <адрес>, является муниципальная казна, основание внесения в Реестр муниципальной собственности – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ (л.д. 135, 136).

Учитывая, что данные объекты переданы в муниципальную собственность Пожарского муниципального района, бесхозяйными не являются, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора <адрес> в отношении спорных линейных сооружений, расположенных в <адрес> не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Пожарского муниципального района, выразившиеся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в виде:

1. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,2 км., <адрес> от <адрес>б;

2. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,07 км., <адрес> ГПХ «Губеровское»;

3. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,957 км., <адрес>, от <адрес> до магазина «Адонис»;

4. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 3,365 км., от заставы до <адрес>;

5. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес>; <адрес>, с Светлогорье, <адрес>;

6. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; <адрес>;

7. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>; <адрес>;

2. Возложить на администрацию Пожарского муниципального района <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в виде:

1. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,2 км., <адрес> от <адрес>б;

2. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,07 км., <адрес> ГПХ «Губеровское;

3. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,957 км., <адрес>, от <адрес> до магазина «Адонис»;

4. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ, протяженностью 3,365 км., от заставы до <адрес>;

5. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 509 м, адрес: <адрес>; <адрес>, с Светлогорье, <адрес>;

6. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 221 м, адрес: <адрес>; <адрес>;

7. линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 380 м, адрес: <адрес>; <адрес>, с Светлогорье, <адрес>.

В удовлетворении административного иска прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пожарского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившиеся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в виде: линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,12 км., <адрес>, кабель ввода в детский сад; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кв протяженностью 0,075 <адрес>, кабель ввода в школу; возложении на администрацию Пожарского муниципального района <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в виде: линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,12 км., <адрес>, кабель ввода в детский сад; линейное сооружение - электрическая сеть 0,4 кВ протяженностью 0,075 <адрес>, кабель ввода в школу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

Мотивированное решение составлено 17.09.2020 г.

Судья Новоградская В.Н.