ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-307/2016 от 20.09.2016 Родинского районного суда (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2016 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,

при секретаре Крючковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействие и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействие и понуждении к совершению действий, в котором указал следующее прокуратурой Родинского района в апреле 2016г. проведена проверка исполнения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий, в результате которой установлено, что на территории <адрес> имеется гидротехническое сооружение водохранилища на <лог> в 3 км. на юго-восток от с. Зеленый Луг, собственником которого является муниципальное образования «Родинский район Алтайского края», эксплуатирующей организацией в отношении данного ГТС также является Администрация Родинского района. Однако в нарушение ст. ст.4, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 1, ст.18, ст.4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.21 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, п. 10 Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004 N 289, В нарушение вышеуказанных требований законодательства, Администрацией Родинского района, как собственником ГТС и эксплуатирующей организаций, ненадлежащим образом исполняются вышеуказанные полномочия.

Так, в отношении ГТС не разработан и не согласован расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не разработаны и не согласованы с <СУР> правила эксплуатации ГТС; не проведено обследование с составлением акта преддекларационного обследования; не разработан паспорт ГТС; не разработан План ликвидации аварий на ГТС; нуль водомерной рейки не привязан к опорному реперу, максимально допустимая отметка уровня воды не нанесена, в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» отсутствует прямой канал связи с <ФКУ>

В целях устранения названных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Администрации Родинского района К.С.Г. которое не рассмотрено и не удовлетворено.

Бездействием Администрации Родинского района Алтайского края нарушается право граждан на безопасность, на охрану окружающей среды, влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Численность такой группы граждан не определена. В случае разрушения ГТС в результате неисполнения вышеуказанных требований законодательства возможно подтопление жилых и хозяйственных строений в <адрес>, что подтверждается актом обследования ГТС межведомственной группой от 04.04.2016г.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края, выразившееся в не разработке и не согласовании расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; в не разработке и не согласовании с <СУР> правил эксплуатации данного ГТС; не проведении обследования с составлением акта преддекларационного обследования данного ГТС по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; не разработке паспорта данного ГТС; не разработке Плана ликвидации аварий на данном ГТС; не принятии мер по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды данной ГТС; а также в не обеспечении в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» прямого канала связи с <ФКУ>

Обязать Администрацию Родинского района Алтайского края: разработать и согласовать расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго- восток от <адрес>; разработать и согласовать с <СУР> правила эксплуатации ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго- восток от <адрес> организовать проведение обследования с составлением акта преддекларационного обследования ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес> по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; организовать разработку паспорта ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; разработать План ликвидации аварий на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес> принять меры по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; обеспечить в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» прямой канал связи с <ФКУ>

В судебном заседании заместитель прокурора Мошляк О.А. на удовлетворении административно исковых требований настаивала в полном объеме, при этом уточнив свои требования просила суд признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края, выразившееся в не разработке и не согласовании расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; в не разработке и не согласовании с <СУР> правил эксплуатации данного ГТС; не проведении обследования с составлением акта преддекларационного обследования данного ГТС по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; не разработке паспорта данного ГТС; не разработке Плана ликвидации аварий на данном ГТС; не принятии мер по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды данной ГТС; а также в не обеспечении в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» прямого канала связи с <ФКУ>

Обязать Администрацию Родинского района Алтайского края: разработать и согласовать расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго- восток от <адрес>; разработать и согласовать с <СУР> правила эксплуатации ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго- восток от <адрес>; организовать проведение обследования с составлением акта преддекларационного обследования ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес> по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; организовать разработку паспорта ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; разработать План ликвидации аварий на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес> принять меры по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; обеспечить в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» прямой канал связи с <ФКУ> Данные недостатки просила обязать ответчика устранить до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель Администрации Родинского района Алтайского края ФИО1 уточненные административные исковые требования признала в полном объеме. Пояснив что, данные признания иска заявлены ею добровольно без принуждения, последствия признания иска ей понятны.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого был уведомлен надлежащим образом. В поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица, при таких обстоятельствах суд рассматривает дело без его участия.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 4, 39 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, помимо прочего, обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

При этом, собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

На основании ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района отнесено к компетенции органов местного самоуправления района.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут и подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности и т.д.

На основании ст. 4 указанного Федерального закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Согласно п. 21 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.

В соответствии с п. 10 Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004 N 289, органами повседневного управления территориальной подсистемы являются: федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю», единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

При этом, ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю» является вышестоящим органом повседневного управления Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб органов повседневного управления Алтайской территориальной подсистемы по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о пожарах и чрезвычайных ситуациях, а также осуществляет управление по вопросам их совместных действий при угрозе и (или) возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций.

Судом установлено, что в границах территории муниципального образования Зеленолуговской сельсовет <адрес> <адрес>, находится гидротехническое сооружение, расположенное на <лог> у <адрес> состоящее из плотины земляной насыпной, длиной 1260м. высотой 7.8 м. шириной 10м., имеет два донных водоспуска, стальная труба диаметром 600мм. Водосборосное сооружение сифонного типа, в 2 нитки из стальных труб диаметром 1200мм. Нуль водомерной рейки не привязан к опорному реперу, максимально допустимая отметка уровня воды не нанесена, что подтверждается актом обследования на (л.д.20,24).

Собственником ГТС и эксплуатирующей организацией является Администрация Родинского района Алтайского края, что подтверждается информацией Администрации Родинского района Алтайского края от 11 апреля 2016 г. (л.д. 19-21) и что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика.

Судом так же установлено, что в отношении ГТС не разработан и не согласован расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не разработаны и не согласованы с <СУР> правила эксплуатации ГТС; не проведено обследование с составлением акта преддекларационного обследования; не разработан паспорт ГТС; не разработан План ликвидации аварий на ГТС; в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» отсутствует прямой канал связи с ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю» Данные обстоятельства подтверждаются, справкой, представлением прокурора. В судебном заседании представитель ответчика ФИО1. данные факты признала в полном обьеме.

В соответствии со ст. 46, 157 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд принимает признание административным ответчиком иска, если оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании признала административные исковые требования, пояснив, что заявление о признании исковых требований заявлено ей добровольно, без оказания на нее какого-либо давления, подписано ей лично. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Заявление о признании иска оформлено ей в письменном виде, написано и подписано ей собственноручно, приобщено к протоколу судебного заседания.

Признание административным ответчиком иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и не нарушает интересов иных лиц.

На основании изложенного, суд полагает необходимым уточненные административно исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействие и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные административно исковые требования истца прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействие и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края, выразившееся в не разработке и не согласовании расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от с.Зеленый Луг Родинского района Алтайского края; в не разработке и не согласовании с <СУР> правил эксплуатации данного ГТС; не проведении обследования с составлением акта преддекларационного обследования данного ГТС по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; не разработке паспорта данного ГТС; не разработке Плана ликвидации аварий на данном ГТС; не принятии мер по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды данной ГТС; а также в не обеспечении в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» прямого канала связи с <ФКУ>

Обязать Администрацию Родинского района Алтайского края: разработать и согласовать расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго- восток от с<адрес> разработать и согласовать с <СУР> правила эксплуатации ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго- восток от <адрес>; организовать проведение обследования с составлением акта преддекларационного обследования ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес> по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; организовать разработку паспорта ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; разработать План ликвидации аварий на ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; принять меры по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды ГТС водохранилища на <лог> 3 км. на юго-восток от <адрес>; обеспечить в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Родинский район» прямой канал связи с <ФКУ>», до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Ожогина