ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-307/2018 от 22.02.2018 Волжского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 22 февраля 2018 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Кордонец В.О.,

с участием представителя административного истца - Трушиной Д.Р.,

представителей административного ответчика - Куралесина А.С., Касьяновой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района Волжский Самарской области к Управлению Россельхознадзора по Самарской области о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Волжский Самарской области обратилась в суд с административном иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (далее -Россельхознадзор)об оспаривании предписания органа государственного контроля (надзора).

В обоснование требований административный истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Россельхознадзором проведена выездная проверка по соблюдению требований законодательства в области карантина растений. По результатам проверки выдано предписание -к от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Администрации муниципального района Волжский Самарской области необходимо провести мероприятия по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов: амброзии трехраздельной и повилики полевой в границах земельных участков, расположенных на территории муниципального района и указанных в акте государственного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец с указанным предписанием не согласен, поскольку в упомянутом акте проверки отсутствуют доказательства принадлежности муниципальному району земельных участков, на которых обнаружены подкаратинные объекты, согласно выпискам из ЕГРН участки находятся в собственности иных лиц. При этом расходование средств местного бюджета на проведение указанных мероприятий на земельных участках, не принадлежащих муниципальному району, неправомерно. Просит признать предписание органа государственного контроля (надзора) -к от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Трушина Д.Р. поддержала исковые требования по указанным в административном иске основаниям. Дополнительно пояснила, что п. 1 предписания исполнить не представляется возможным, поскольку администрация муниципального района не несет бремя содержания указанного в данном пункте земельного участка, осуществление дорожной деятельности (в том числе содержание дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта возлагается на сельские поселения. В п.п. 2-9 предписания указаны земельные участки, фактическая площадь которых не совпадает с площадью, указанной в предписании. Часть земельных участков не размежевана, в предписании не указаны координаты границ земельных участков, в связи с чем установить их местоположение на местности не представляется возможным. В п. 7 указан земельный участок, собственником которого является <данные изъяты>» и административный истец никакими правами в отношении данного земельного участка не обладает и мероприятия по локализации и ликвидации подкаратинных объектов должны быть исполнены собственником. В п. 11 предписания указаны земельные участки, которые относятся к пгт. Рощинский, вся территория которого является собственностью Российской Федерации. Полагает, что Россельхознадзор не доказал законность оспариваемого предписания, вынесенного в отношении администрации муниципального района.

В судебном заседании представители административного ответчика - Куралесин А.С., Касьянова А.Р. считали по существу предписание законным и обоснованным, просили в удовлетворении административного иска отказать. Поясняли, что кадастровые выписки на земельные участки, указанные в предписании, подтверждают, что земельные участки не находятся в собственности муниципального района, а принадлежат иным лицам. Однако земельные участки с кадастровыми номерами, указанными в предписании, использовались органом государственного контроля (надзора) в качестве ориентиров для установления границ земельных участков (подкарантинных объектов), на которых обнаружены сорняки. Указание в предписании на то, что земельный участок расположен в границах кадастровых номеров означает, что подкарантинные объекты обнаружены между упомянутыми земельными участками. Указывали на то, что не приведение каталога координат границ земельных участков не является основанием, освобождающим администрацию муниципального района от исполнения предписания.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, должно доказать, в частности, что нарушены его права, свободы и законные интересы. А орган принявший оспариваемые решения либо совершивший оспариваемые действия, должен доказать, в том числе, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается оно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Положению о ней, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере, в том числе, карантина и защиты растений, находясь в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, настоящим Положением, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п.п. 1-4 Положения).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07. 2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Закон о карантине растений) особенностью правового статуса Россельхознадзора является наделение его исключительной компетенцией по осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Одним из основных направлений деятельности Россельхознадзора выступает организация и осуществление карантинного фитосанитарного контроля (надзора), представляющего собой единый комплекс действий, направленных на проверку соблюдения требований санитарного законодательства и норм указанного закона.

Россельхознадзор в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с пунктом 6.4 Положения вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
Выдача соответствующим должностным лицом гражданам, юридическим лицам предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований обусловлено п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о карантине растений.

При этом предписания по вопросам, относящимся к компетенции должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в силу ч. 5 ст. 8 Закона о карантине растений обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами, юридическими лицами.

В силу ст. 2 Закона о карантине растений, карантинный объект - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов.

Согласно п. 30 ст. 2 Закона о карантине растений, подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

В соответствии с п.п. 1, 3, 10 ч. 1 ст. 32 Закона о карантине растений, граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования; выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Согласно приказу Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований» (далее - Правила ) в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов, владельцами (пользователями) подкарантинных объектов проводятся систематические обследования.

Карантинные объекты установлены приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня карантинных объектов».

В соответствии с п. 2 Правил карантинное фитосанитарное обследование проводится с целью установления фитосанитарного состояния территории Российской Федерации.

При этом карантинному фитосанитарному обследованию подлежат подкарантинные объекты - земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов.

В силу п. 3 Правил карантинное фитосанитарное обследование производится по каждому карантинному объекту, поименованному в Перечне карантинных объектов.

В п. 4 Правил указано, что карантинные фитосанитарные обследования контрольные карантинные фитосанитарные обследования и систематические карантинные фитосанитарные обследования. Контрольные обследования проводятся территориальным органом Россельхознадзора в целях установления (уточнения) границ карантинной фитосанитарной зоны или зоны, свободной от карантинных объектов, а также осуществления контроля за соблюдением владельцами подкарантинных объектов требований законодательства Российской Федерации и международных актов в области карантина растений.

Систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов.

В соответствии с п. 7 Правил мероприятия по выявлениюкарантинных объектов и борьбе с ними,локализации,ликвидации ихочагов осуществляются за счет средств владельцев.

В ст. 42 ЗК РФ закреплены права собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, которые в частности обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий установлен Федеральным законом от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 указанного Закона, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая выездная проверка в отношении Администрации муниципального района Волжский Самарской области на предмет соблюдения требований законодательства в области карантина растений.

Как следует из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и Акта государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании:

- земельного участка (в границах кадастровых номеров (далее - КН) ), общая площадь <данные изъяты> кв.м, место расположения: <адрес> (территория вдоль дороги на поворот);

- земельного участка (в границах КН ), площадь <данные изъяты> кв.м, место расположения: <адрес> (территория между домами);

- земельного участка (в границах кадастрового квартала ), площадь <данные изъяты> кв.м, <адрес>»;

- земельного участка (в границах кадастрового квартала ), площадь <данные изъяты> кв.м, место расположения: <адрес> (территория около авторемонтной мастерской);

- земельного участка (в границах КН ), <данные изъяты> кв.м, место расположения: <адрес>

- земельного участка (в границах КН ), площадь <данные изъяты> кв.м, место расположения: <адрес>

- земельного участка (в границах КН <адрес>, ), площадь <данные изъяты> кв.м и сельского поселения Верхняя Подстепновка (<адрес>), площадь <данные изъяты> кв.м;

- земельных участков, место расположения: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, в границах: <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (возле магазина), <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (КН );

- земельных участков, место расположения: <адрес>, с.<адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, в границах: <адрес> (двухэтажные дома) (КН ), <адрес> (КН , <адрес> ( КН , ), <адрес>, , ), <адрес> (КН <адрес> (КН ),

- земельных участков, место расположения: <адрес>, с.<адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, в границах: <адрес> (КН ), <адрес> (КН ), <адрес> (КН

- земельных участков, место расположения: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, в границах домов обнаружены очаги карантинных сорных растений - амброзии трехраздельной или повилики полевой.

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Россельхознадзора в отношении Администрации муниципального района Волжский Самарской области вынесено предписание -к, о применении мер по локализации и ликвидации выявленных очагов карантинных объектов - амброзии трехраздельной или повилики полевой в границах земельных участков, расположенных на территории муниципального района и указанных в акте государственного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ. Для выполнения указанных в предписании мероприятий, старшим государственным инспектором установлен срок выполнения - до ДД.ММ.ГГГГ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156-159), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9, 147-150), Актом государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151-153), предписанием от ДД.ММ.ГГГГ-к (л.д.10-11, 160-162), а также актом государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154-155), заключениями карантинной экспертизы (л.д. 163-173).

Администрация муниципального района Волжский Самарской области была уведомлена о проведении проверки в надлежащие сроки, при проведении проверки присутствовали должностные лица органа местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ проведены и получены заключения карантинной экспертизы на изъятые образцы карантинных растений. ДД.ММ.ГГГГ составлены акт проверки, акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта, акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), предписание. В адрес администрации направлено и вручены под роспись вышеуказанные акты государственного органа. В актах государственного органа отражены выявленные в ходе проверки нарушения.

При этом в момент выявления территории заражениякарантинными растениями, которое проводилось в присутствии Главы Администрации муниципального района Волжский Самарской области, главного агронома МКУ «Управление сельского хозяйства Администрации муниципального района Волжский Самарской области» и составления акта проверки, от указанных лиц замечаний по поводу площади и локализации карантинных растений, не последовало.

В соответствии с п. п. 3, 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.Контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрация муниципального района Волжский Самарской области обязана выполнять установленные законом обязательные мероприятия по защите и улучшению земельных участков (подкарантинных объектов) на территории муниципального района. При этом оспариваемое предписание государственного контрольно-надзорного органа, вынесено надлежащим должностным лицом в рамках предоставленных полномочий и по существу соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что плановая выездная проверка проводилась государственном органом в отношении подкарантинных объектов, находящихся на территории муниципального района.

Доводы представителя административного истца о том, акт проверки и предписание не содержит информации о местоположения границ земельных участков, площади участков не соответствуют площади, указанной в актах государственного контроля (надзора) и предписании, часть участков не размежевана, что не позволяет установить их фактическое местоположение на местности, суд полагает несостоятельными.

Как поясняли в судебном заседании представители административного ответчика, в том числе Касьянова А.Р. - должностное лицо государственного органа, проводившее проверку и вынесшее обжалуемое предписание, при определении площади засорения ориентир определялся с использованием публичной кадастровой карты Самарской области (графические материалы представлены в материалах дела), а также планшета с программной системой ГИС АПК, GPS-навигация. Земельные участки с кадастровыми номерами, указанными в акте проверки и предписании, использовались в качестве ориентиров для установления границ земельных участков (подкарантинных объектов). Указание на то, что земельный участок расположен в границах кадастровых номеров, означает, что подкарантинные объекты располагаются между упомянутыми земельными участками.

Кроме того, как следует из акта проверки, при проведении обследования подкарантинных объектов принимали участие Глава Администрации муниципального района Волжский Самарской области, главный агроном МКУ «Управление сельского хозяйства Администрации муниципального района Волжский Самарской области», главы поселений.

Как следует из объяснений представителей административного ответчика, данных ими в судебном заседании, главный агроном присутствовал при обнаружении и фиксации подкарантинных объектов, площади засорения.

Данные обстоятельства административным истцом не оспорены.

Таким образом, суд полагает, что административный истец обладает объективными данными относительно фактического месторасположения подкарантинных объектов.

Ссылка на невозможность определения четких границ распространения подкарантинных объектов не освобождает администрацию муниципального района от выполнения карантинных и фитосанитарных требований.

Доводы представителя административного истца о том, что направление финансовых средств на проведение вышеуказанных мероприятий будет являться неправомерным, поскольку земельные участки, указанные в предписании, находятся в собственности иных лиц и не принадлежат муниципальному району, суд находит подлежащими отклонению по основаниям указанным выше.

Достоверно установлено, что земельные участки, на которых были проведены карантинные фитосанитарные обследования, расположены в границах муниципального района, следовательно, Администрация муниципального района Волжский Самарской области как владелец подкарантинных объектов обязана в силу изложенных норм права, в том числе проводить систематические карантинные фитосанитарные обследования подкарантинных объектов с учетом фенологии карантинного объекта и проводить мероприятия по локализации и уничтожению карантинных объектов на подконтрольной территории, что должно оформляться соответствующими документами.

Вместе с тем, суд находит, что возложение на Администрацию муниципального района Волжский Самарской области мер по выполнению карантинных и фитосанитарных требований в отношении земельных участков, указанных в п. п. 1 и 11 предписания, является неправомерным, по следующим основаниям.

Согласно п. п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В чч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ-ГД) за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, в частности дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог (в том числе содержание данных дорог) местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского или сельского поселения.

В этой связи возложение Россельхознадзором на администрацию муниципального района обязанности по проведению карантинных и фитосанитарных мероприятий в отношении земельного участка, указанного в п. 1 предписания, площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего ориентир: <адрес>, около <адрес> (территория вдоль дороги на поворот), является неправомерным.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка - почтовый адрес ориентира <адрес>, участок площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования под размещение учебного центра и военного городка, является собственностью Российской Федерации.

Исходя из этого, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации карантинных объектов в отношении земельного участка, указанного в п. 11 предписания, находящегося по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, не могло быть возложенного Россельхознадзором на администрацию муниципального района Волжский.

Руководствуясь, ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации муниципального района Волжский Самарской области удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 1, 11 предписания -к от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Е.А. Андреева