Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«12» сентября 2019 года дело № 2А-3086/2019
г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кондрашовой Н.А., при участии:
представителя административного истца ФИО1 (доверенность от ... г.№, диплом от ... г. серия №);
административного ответчика ФИО2;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону к ФИО2 о взыскании задолженности по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее – инспекция, административный истец) обратилась с административным иском к административному ответчику ФИО2 (далее – ФИО2, административный ответчик) о взыскании задолженности по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах в общем в размере 26 000 руб.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик в судебном заседании возражал относительно административного иска, просил отказать в его удовлетворении по основания, изложенным в письменных возражениях, в том числе ввиду пропуска срока обращения в суд, недоказанности фактов нарушения норм налогового законодательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Исходя из положения п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
В силу п. 4 ст. 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте, и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
По истечении срока, указанного в п. 5 ст. 101.4 НК РФ, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).
В силу п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Положением абз. 2 п. 12 ст. 101.4 НК РФ установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком налоговых правонарушений, инспекцией ... г. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 (утратившего статус ИП в настоящее время) составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях № (л.д. 9-10), № (л.д. 14-15), № (л.д. 19-20).
В подтверждение исполнения обязанности по уведомлению налогоплательщика суду представлены извещения о времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля от ... г.№ (л.д. 8), № (л.д. 13), № (л.д. 18).
По результатам рассмотрения указанных актов в отсутствие налогоплательщика, налоговым органом в отношении ФИО2 приняты решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от ... г.№ (штраф в размере 11000 руб.) (л.д. 6-7), № (штраф в размере 9 000 руб.) (л.д. 11-12), № (штраф в размере 6000 руб.) (л.д. 16-17).
Однако в нарушение п. 4 ст. 101.4, п. 7 ст. 101.4 НК РФ налоговым органом, несмотря на отложение судебного заседания по административному делу в целях истребования доказательств надлежащего уведомления ФИО2, суду не представлено доказательств, как направления налогоплательщику вышеуказанных актов, извещений, решений, так и их получения налогоплательщиком.
Таким образом, при привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, предусмотренные ст. 101.4 НК РФ, выразившееся в не обеспечении налоговым органом налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить объяснения, вследствие чего принятые решения не могут быть признаны законными.
Согласно п. 10 ст. 101.4 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено право налогового органа в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате штрафов обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Исходя из п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Положением п. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Соответственно, в силу п. 1 ст. 45, ст. 48 НК РФ в их совокупности, налоговый орган обязан направить гражданину требование с указанием суммы задолженности, и только в случае её неуплаты обращаться в суд. При этом следует отметить пресекательность сроков обращения с указанными заявлениями в суд.
Как установлено судом, инспекцией в отношении налогоплательщика выставлены требования от ... г.№ на сумму задолженности по штрафам в размере 11000 руб., со сроком исполнения до ... г. (л.д. 21), от ... г.№ на сумму задолженности по штрафам в размере 9000 руб., со сроком исполнения до ... г. (л.д. 22), от ... г.№ на сумму задолженности по штрафам в размере 6000 руб., со сроком исполнения до ... г. (л.д. 23).
Однако в нарушение ст.ст. 69, 70 НК РФ, доказательств направления данных требований налогоплательщику Инспекция суду не представила. При этом, материалы, положенные в основу заявления о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности по штрафам, не содержат требований от ... г.№, от ... г.№, а также доказательств их направления налогоплательщику в установленный срок.
Согласно доводам административного иска, в установленный срок обязанность по уплате вышеуказанных штрафов административным ответчиком не исполнена, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Учитывая приведенные нормы, после одновременного выставления вышеуказанных требований, инспекция должна была обратиться в суд в срок до ... г..
Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа ... г., то есть с пропуском пресекательного срока на 3 месяца и 5 дней.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону от ... г. судебный приказ от ... г. по делу № 2а-3-955/2018 отменен в связи с поступлением возражений относительно исполнения судебного приказа.
В суд с рассматриваемым административным иском инспекция обратилась ... г..
Таким образом, судом установлено нарушение налоговым органом, предусмотренного ст. 48 НК РФ срока, в связи с чем, утрату права обращения с данным административным иском в суд. Восстановление срока давности НК РФ связывает с наличием уважительных причин, которых судом не установлено, доказательств не представлено. Более того, административным истцом, полагающим соблюдение срока обращения с административным исковым заявлением, не заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска в суд.
Вместе с тем, положения ст. 48 НК РФ предусматривают соблюдение всех сроков обращения в суд, как к мировому судье, так и с административным исковым заявлением, поскольку надлежащему исполнению налоговым органом обязанности по своевременному взысканию задолженности в бюджет предшествует соблюдение процессуальных норм. Более того, исходя из ч. 4 ст. 2 КАС РФ, ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, также имеются основания для отказа в удовлетворении рассматриваемого административного иска, в связи с пропуском срока давности взыскания задолженности без уважительных причин.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону к ФИО2 о взыскании задолженности по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах в общем размере 26000 руб. полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2019 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья К.Н. Чернякова